ГЛАВНАЯ
страница

Constitutum
о концепции проекта

personalia
наши ведущие эксперты + наши авторы

natum terra
карта сайта

diegesis
концепции

sociopraxis материалы эмпирических исследований

methodo-logos размышления о методе

oratio obliqua критика, рецензии, комментарии

chora
публицистика, интервью

esse
эссе

sociotoria
форумы

habitus socis информация, аннотации, анонсы

studiosus
в помощь студенту (рефераты, консультации, методические материалы)

alterae terrae альтернативные ресурсы (ссылки)

ГОСТЕВАЯ КНИГА

 

Силаева В.Л. Подмена реальности как социокультурный механизм виртуализации общества


Глава 2. Институализация и легитимация виртуальной реальности

<< К оглавлению

Глава 2. 2.1 Виртуализация экономики

2.2 Виртуализация политики

2.3 Виртуализация образования

2.4 Виртуализация досуга

 

Среди описанных выше форм виртуальной реальности в большей степени[1] институализации и легитимации подверглась электронная виртуальная реальность. Это связано с современными процессами глобализации. Основные типы социального взаимодействия, не связанные с материальным производством,  то есть, не зависящие прямо от физического местонахождения, но нуждающиеся в глобальном поле взаимодействия, все более переходят из разряда аутентичного на уровень всеобщего и интерактивного. Основные тенденции виртуализации затронули такие области культуры, как экономика, политика, образование, досуговая культура и др. Даже религиозный культ в настоящее время претерпевает новый эволюционный переход на виртуальный, электронный уровень[2].

 Нужно заметить, что виртуализации подвергаются,  прежде всего, те области человеческой деятельности, которые априори феноменологически имеют виртуальную природу, поэтому текущий процесс виртуализации для них вторичен. Это означает, что принципиально он не изменяет сути взаимодействия, а лишь переводит его в интерактивный сетевой режим, расширяя количественные характеристики участников взаимодействия и освобождая их от географической привязанности.

Мы рассмотрим здесь лишь те виды социального взаимодействия, которые, на наш взгляд, в наибольшей степени сегодня подверглись процессу виртуализации.

 

2.1 Виртуализация экономики

Современное экономическое пространство, активно используя передовые коммуникационные технологии, постепенно проецируется в виртуальную реальность. Но виртуализацией является не только использование электронных сетей в экономической сфере, но и распространенное восприятие имиджа товара, а также ценообразование.

В обществе XIXI-ой половины XX века  товар — это вещь, чье объективное свойство — это благо; основными характеристиками экономики являются производительность и платежеспособность. Сегодня производство товаров любой степени сложности не является экономической проблемой, проблема состоит в том, как эти товары продать, то есть придать им особую привлекательность в глазах покупателя. Продается, таким образом, зачастую не товар, а марка, брэнд, знак, и цену товара определяет не меновая стоимость, как это было раньше, не реальные свойства и не затраты труда, а социальный статус брэнда, образ стоимости товара. Механизм ценообразования на одежду «Haut Couture», автомобили,  электронную технику и многое другое, как отмечает Д. В. Иванов[3],  адекватно описывается не А.Смитом, К.Марксом или Дж. М. Кейнсом, а средневековым схоластом Фомой Аквинским с его концепцией «справедливой цены», обусловленной «происхождением» товара. Социальный статус производителя определяет стоимость товара, а не стоимость товара — статус производителя.

Таким образом, на рынке продаются образы товаров, «раскрученные» рекламой, и экономический процесс, то есть производство стоимости, уходит со сборочных конвейеров и перемещается в рекламное агентство. То есть производится не товар (например, крем от морщин), а образ (стильности, сексуальности, обеспеченности и проч.).

Растет и доля затрат на рекламу в бюджете товаропроизводителей. Экономически симуляция вещи в рекламном послании начинает  превалировать над собственно вещью. К трем традиционным концепциям цены можно добавить четвертую, которая хотя еще, может быть, и не достаточно четко артикулирована теоретически, но присутствует в экономической практике:

1. марксизм: цена — функция "объективной" стоимости (императив «реального» производства);
2. маржинализм: цена — функция «субъективной» стоимости (императив потребления);
3. монетаризм: цена — функция меновой стоимости (императив рынка);
4. «виртуализм»: цена — функция образа стоимости (императив «виртуального» производства)
[4].

Поскольку на рынке обращаются теперь изображения, образы ценностей, то еще одной возможностью является подмена реальности наличия денежных средств: не обязательно иметь деньги, важно создавать соответствующий имидж имеющего, что обеспечит кредит. Человек должен предъявлять не металл, бумагу или, наконец, пластик, а именно образ платежеспособности. Такого рода виртуальностью пропитана вся экономика — банки держат обязательств на порядки больше, чем реальных средств, и единомоментное востребование всех вкладов и всех выплат по страховкам физически невозможно, хотя юридически правомочно. То есть банк, даже при выполнении нормы резерва — характеризуется виртуальной платежеспособностью.

Таким образом, в неэлектронной виртуализации экономики можно выделить два аспекта: изменение цены как функции и превалирование  образа товара над его функциональной значимостью.

Электронная виртуализация экономики во многом сохраняет традиционные формы экономического взаимодействия, переводя их в интерактивный режим.

На сегодняшний день «во внешнеэкономической сфере пространство виртуализации включает такие понятия, как электронный рынок, электронная коммерция, виртуальный продукт, виртуальное производство, виртуальная фабрика, виртуальный банк и, конечно, виртуальные организации (предприятие, корпорация) в целом»[5].

Основные классы виртуальных организаций можно определить как виртуальные корпорации и виртуальные товарищества, принцип действия которых основан на электронном капитале и сетевой  интеграции партнеров.

Создание «Всемирной паутины» — среды World Wide Web (WWW) стало одним из наиболее важных событий, в том числе с точки зрения развития бизнеса и электронной коммерции. Начали формироваться разнообразные модели информационной www-среды — электронные газеты, книги, реклама. Интернет-пространство из дополнительного средства СМИ переросло в носителя рекламы с неизвестными ранее параметрами: пользовательская аудитория, интерактивность.

На первое место выходит использование сети в коммерческой деятельности предприятий. Одна из основных составляющих процесса — торговля, причем не только информационными продуктами, но и традиционными товарами. Возможность торговли в среде Интернет позволяет рассматривать ее как глобальный электронный рынок. Он еще достаточно молод, но его обороты внушительны.

Интернет сегодня становится все более значимым фактором общемировой экономики. Растет число фирм, рассматривающих Интернет как неотъемлемый элемент ведения коммерческой деятельности, и все чаще появляются мнения о возможности рынка Интернет влиять на мировую экономику.

Особенности электронного рынка Интернет состоят в том, что он является, во-первых, открытым, то есть доступным как для компаний любых размеров, так и для потребителей, а во-вторых — глобальным, доступ к нему возможен из любой точки земного шара. Открытость рынка обусловлена и достаточно низким барьером для выхода на него фирм.

Электронная коммерция позволяет заказать продукцию и услуги на сайте, а затем получить их традиционным путем: с помощью транспортной организации, а для информационных продуктов — пересылки по каналам Интернет. Электронная коммерция — использование Интернет для проведения коммерческих операций между предприятиями или между предприятием и потребителями. Процесс общения фирмы, продвигающей товар, и потенциальных потребителей в Интернет происходит посредством:

1. Рекламы как способа привлечения внимания потребителей к коммерческому сайту.

2.    Показа продукции средствами Интернета.

3. Проведения операций (покупки), обязательно быстрого и безопасного.

4. Послепродажной поддержки, помощи, оказываемой клиенту при оформлении и совершении покупки.

Интернет применяется и для повышения эффективности всех аспектов бизнеса, на этом уровне Интернет становится глобальной деловой средой, объединяющей сотрудников предприятий, его клиентов, партнеров, поставщиков, производителей и участников сети продаж. Такая модель использования Сети расширяет понятие электронной коммерции, это —электронный бизнес. Основная тяжесть поддержки электронного бизнеса ложится на безопасное и надежное программное и аппаратное обеспечения, сети, каналы связи, и, конечно, Интернет.

Бизнес охватил все области коммерческого применения Интернет: образование (дистанционное), развлечения, путешествия, связь и посещение магазинов, платежные операции. В Интернет осуществляются все стороны деловых отношений: продажи, маркетинг, финансовый анализ, платежи, поиск сотрудников, поддержка пользователей и партнерских отношений. Электронная коммерция выгодна и поставщикам, и клиентам. Всемирное распространение Интернет приводит к расширению рынка сбыта у поставщиков и выбора — у покупателя.

Привлекательность электронного бизнеса именно в одновременном выигрыше и поставщика и клиента. Поставщик получает глобальный рынок сбыта, высокую конкурентоспособность, возможность индивидуальной работы, сокращение или устранение цепи поставок, снижение затрат, новые возможности бизнеса.

Преимущества клиентов: огромный выбор, высокое качество обслуживания, индивидуальный подбор товаров и услуг, быстрый отклик, снижение цен, информация о новых товарах и услугах.

Выгода, получаемая участниками сделок при ведении электронного бизнеса, обусловлена спецификой среды Интернет, в которой и происходят операции. Пользователи могут взаимодействовать со средой, используя навигационное программное обеспечение, могут исследовать содержимое WWW. В отличие от пассивной, как бы «нисходящей» к потребителю модели маркетинга, в Интернет возможно такое взаимодействие поставщиков и клиентов, при котором последние занимают активную позицию.

Основа существования платежных систем — методы обеспечения безопасности проведения платежей по каналам Интернет, т.к. сеть является полностью открытой для внешнего доступа. Электронные деньги определяются как зашифрованный и защищенный от фальсификации электронной подписью информационный массив, передача которого по глобальным информационным сетям ассоциируется с осуществлением платежа.

Существует два вида электронных денег:

1) Электронные поручения, данные клиентом банку по переводу принадлежащих ему безналичных денег со счета на счет. Такие поручения передаются по глобальным сетям, а потому в принципе подпадают под наше определение электронных денег, однако фактически таковыми не являются. За этими поручениями стоят реальные депозиты, внесенные в тот или иной банк и измеряемые в одной из мировых валют. В данной классификации такой вид денег приводится лишь потому, что многие авторы склонны называть их электронными деньгами. Однако правильнее называть данное явление электронным платежом либо электронным поручением.

2) Собственно электронные деньги. Такие деньги совсем необязательно должны исчисляться в какой-либо реально существующей валюте. Иногда такие деньги имеют товарное обеспечение. Они могут вести «самостоятельную жизнь» в глобальной сети (и только в ней), либо храниться в «электронных кошельках» и передаваться через специальные портативные устройства, в том числе сопряженные с компьютером, подобно наличности. Первые из них мы назвали виртуальными деньгами, а вторые — электронной наличностью. Общее между этими двумя разновидностями электронных денег — это то, что они выпускаются частными фирмами (не подконтрольными ЦБ) и/или банками и могут быть обменены на наличные или безналичные деньги либо товары по какой-либо схеме. Такие деньги являются удобным средством оплаты товаров и услуг через Интернет.

Первоэтапом виртуализации экономики по праву можно считать появление денежной системы, как таковой. С переводом ценностей в бумажный эквивалент форма хозяйствования определила поле подмены реальности ценностей. Поэтому появление электронных денег[6] лишь изменило форму  подачи этой подмены, что позволило сохранять эквивалент какой-либо ценности не в  симулирующей форме векселя, а в виртуальной памяти компьютера.

Как отмечает А. В. Абельцев в статье «Понятие «виртуальной экономики» и ее характерные черты»: «Корень виртуализации экономики состоит в том, что экономические феномены формируются теперь изначально в сознании человека, а не в реальной действительности, а новые информационные технологии позволяют придать ментальным факторам немыслимую прежде силу, спроецировать их взаимодействие на реальный мир до такой степени, что, по сути, формируются две экономики: «настоящая» и «искусственная», в которой экономическая реальность предстает в виде некоторых информационных инструкций, иногда вообще не обусловленных состоянием и тенденциями «настоящей экономики»»[7].

Виртуализация экономики в аспекте электронного развития  принципиально не меняет устоявшихся законов  экономического взаимодействия, она лишь переводит их в интерактивный режим, подчиняясь тенденциям глобализации.

В качестве сопутствующих процессов виртуализации экономики можно отметить также развитие некоммерческого сектора, увеличение числа добровольных организаций и прочие аналогичные процессы, которые являются не столько свидетельством торжества прогрессивных тенденций, сколько последней попыткой людей хоть чем-то ответить на ускоряющееся вытеснение их не только из сферы собственно материального производства, но и из сферы услуг. С одной стороны, большинство из высвобождающихся подобным образом людей не могут быть вовлечены в те быстро развивающиеся сферы информационной экономики, где требуется высокий уровень образования и творческий потенциал, и, следовательно, переходят в разряд граждан, фактически не имеющих шансов получить себе достойное занятие когда-либо в будущем. С другой стороны, эти люди, как и большинство членов свободного общества, воспитаны в соответствии с принципами западной «разрешающей утопии», которая на уровне действия вполне может быть сведена до вседозволенности, если алчность искусственно воспитывается в качестве единственного мотива этого действия[8].

Скорость технологического прогресса такова, что он порождает на одном полюсе власть над гигантскими информационными массивами и взлет творческой активности у значительной части населения, создавая в то же время на другом полюсе не менее значительную массу людей, также покинувших сферу материального производства, но перешедших не в информационный сектор, а в «никуда», откуда нет возврата в быстро изменяющийся мир.

При этом имеет место и еще одна достаточно опасная  тенденция. Помимо развития творческой деятельности на производстве и в свободное время технологический прорыв последних десятилетий порождает также и совершенно непроизводительную активность, в которую вовлекается все больше людей. Результатом становится растущая праздность населения, предпочитающего получать заработную плату, признаваемую достаточной, за выполнение минимальных обязанностей, а также ориентация на работу лишь в тех сферах, деятельность в которых им представляется наиболее приятной. Все это приводит к большой внутренней нестабильности государства.

 

[1] Также можно отметить институализацию виртуальной реальности религиозного характера. Институализации конфликта сакрального и профанного (т.е. разделению феномена трансцедентного на «посюсторонний» и «потусторонний», в терминологии автора указанной статьи) посвящена «теория осевого времени» Карла Ясперса, которая определяет эпоху возникновения мировых религий и философии как этап эволюции сознания. По Ясперсу, суть нового качества в мировоззрении народов состоит в дистанцировании трансцедентных сфер по ту сторону реального бытия. В результате возникает потребность институализации самого медиумного контакта, для чего «профессионалы культа» организуются в институт церкви.

[2] Оксфордская  епархия Англиканской церкви открыла виртуальный приход по адресу http://www.i-church.org/. На данный момент деятельность сайта направлена на виртуальное объединение верующих под руководством виртуального пастора, возможно следующим шагом будет виртуальная исповедь.

[3] Иванов Д. В. Постиндустриализм и виртуализация экономики. // Журнал социологии и социальной антропологии. - 1998. - Т.1., Вып. 1.       http://hq.soc.pu.ru/publications/jssa/1998/1/a8.html

[4] Там же.

[5] Манюшис А., Смольянинов В., Тарасов В. Виртуальное предприятие как эффективная форма организации внешнеэкономической деятельности компании.http://www.ptpu.ru/issues/4_03/16_4_03.htm

[6] Электронных систем платежей существует довольно много. Описания наиболее популярных из них, в первую очередь E-Gold и Web Money можно найти на сайтах http://wwmoney.by.ru/  и http://www.webmoney.ru/

[7] Абельцев А. В. Понятие «виртуальной экономики» и ее характерные черты // Материалы заседания учебно-методического совета УМО по специальности 060600 «Мировая экономика» 18-20 сентября 2002 г., Волгоград.  http://www.cis2000.ru/publish/books/book_64/ch4_33.shtml

[8] Brzezinski Zb. Out of Control: Global Turmoil on the Eve of the 21st Century. - N.Y.: Macmillan, 1993. – P. 66.

Назад ] К оглавлению ] Дальше ]

 

Hosted by uCoz