ГЛАВНАЯ
страница

Constitutum
о концепции проекта

personalia
наши ведущие эксперты + наши авторы

natum terra
карта сайта

diegesis
концепции

sociopraxis материалы эмпирических исследований

methodo-logos размышления о методе

oratio obliqua критика, рецензии, комментарии

chora
публицистика, интервью

esse
эссе

sociotoria
форумы

habitus socis информация, аннотации, анонсы

studiosus
в помощь студенту (рефераты, консультации, методические материалы)

alterae terrae альтернативные ресурсы (ссылки)

ГОСТЕВАЯ КНИГА

 

Силаева В.Л. Подмена реальности как социокультурный механизм виртуализации общества


Глава 2. Институализация и легитимация виртуальной реальности

3.3 Виртуализация образования

Прежде всего, нужно заметить, что под виртуальным образованием можно понимать не только дистантное телекоммуникационное обучение, но и «процесс и результат взаимодействия субъектов и объектов образования, сопровождаемый созданием ими виртуального образовательного пространства, специфику которого определяют именно данные объекты и субъекты»[1].

Если рассматривать образование как процесс социального взаимодействия, оно, как таковое, будет виртуальным процессом: «В случае, если один или несколько взаимодействующих объектов выступают в роли субъектов деятельностного взаимодействия (ученика, учителя), то это взаимодействие становится источником их виртуального состояния, отличающегося от состояния этих же субъектов до данного взаимодействия.»[2]

То есть, осуществление образовательного процесса является реконструкцией виртуальной среды. Но, поскольку образование в реальном обществе имеет устойчивый статус реального института, в круг наших задач будет входить лишь описание виртуализации уже имеющегося виртуального процесса, которое и называется в современных исследованиях виртуализацией образования.

Виртуализация образования на данный момент представляет собой квинтэссенцию очно-заочного образования и самообразования, что обуславливается стремительным развитием телекоммуникационных систем, Мультимедиа, мобильностью сетевого общения и т.п.

Чтобы понять принцип системы виртуального образования мы проанализировали  сайты различных виртуальных учебных заведений[3]. Приведем пример Виртуального университета на базе  Московского государственного университета пищевых производств[4]. На главной странице среди прочих описаний  выделяется и специфика:

«СПЕЦИФИКА ВИРТУАЛЬНОГО УНИВЕРСИТЕТА :

не снижает качества обучения и полностью соответствует государственным образовательным стандартам,

дает возможность постоянного обновления учебно-методических материалов и форм обучения,

предоставляет образование в самые короткие сроки,

позволяет одновременно и учиться, и продвигать карьеру на основной работе,

по показателю "приведенной стоимости овладения знаниями" обходится дешевле очного образования,

эффективно действует на любом расстоянии от учебного центра (базового вуза)

независимо от места проживания, открывает доступ к учебе в ведущих вузах города Москвы и России,

гарантирует качество образования, соответствующее статусу государственного университета,

предоставляет диплом государственного университета (а не диплом "установленного образца"),

открывает дополнительную возможность факультативного изучения дисциплин из учебных программ других вузов, представленных в Виртуальном университете, и оригинальных авторских курсов,

обеспечивает студента интерактивной наставнической поддержкой в учебе и работе со стороны преподавателей и бизнес-кураторов,

предоставляет развитую виртуальную инфраструктуру, включая электронные библиотеки, банк вакансий, участие в электронных конференциях и бизнес-клубах и многое другое в соответствии с вашей инициативой,

формирует учебные группы непрерывно в течение года и выдает индивидуальный план обучения с возможностью академических перерывов в учебе,

предоставляет возможность учебы "не вылезая из тапочек",

не препятствует обучению экстерном,

гарантирует радушный прием и очные консультации во время экзаменационных сессий... »

 

Таким образом, реклама декларирует расширение возможностей студента в высшем образовании. Виртуальный студент не ограничен строго временными рамками обучения, специализацией (есть возможность обучаться сразу в нескольких местах при относительной финансовой свободе в оплате обучения), возрастным  цензом, имеет интерактивный доступ к цифровым библиотекам, обеспечен мощными поисковыми системами, обучение может происходить в домашней обстановке, или там, где есть доступ в Интернет. То есть,  все возможности самообразования приобретают официальный статус (выдача диплома), расширяя «библиотечные услуги» в интерактивном режиме. Недостаток такой системы для студента заключается в отсутствии личного контакта с преподавателем, и как следствие, в потере навыков речевой коммуникации в процессе передачи информации (семинары, экзамены и зачеты переводятся в интерактивный сетевой режим).

Виртуальный преподаватель выполняет роль менеджера, обеспечивающего процесс обучения не как педагог, а как провайдер обучающих информационных носителей. В некоторых случаях человеческий фактор в преподавании  практически исключается, и роль преподавателя выполняет компьютерная программа в сетевом on-line режиме или на цифровом носителе.

Изменение ролевых функций преподавателя и возможностей студента обусловлено также и переоценкой понятия «специалист». В связи с распространением глобализационных процессов, изменилась ценностная доминанта приоритетов знания. Разведение понятий «знание» и «информация» — ключевая характеристика современного образовательного дискурса. «Под знанием понимается особая познавательная единица, особая форма отношения человека к действительности, существующая наряду и во взаимосвязи с практическим отношении к миру.»[5]. Информация понимается в аспекте высказанного Уинстоном Черчиллем «Кто владеет информацией – тот владеет и управляет миром». То есть информация — такая структурная единица описательного характера, которая постулированно отображает реальность.

Виртуализацию образования отличает именно информативный характер, что зачастую затрудняет процесс обучения. «Дело в том, что учащиеся, имея навыки работы с компьютером и представление об информационных технологиях, практически не имеют фундаментальной подготовки в структуре информации, методах ее организации и распространения»[6]. Все богатство Интернета, которое обеспечивается не только огромным количеством разнообразных сайтов, но и сетевым доступом к различным банкам данных, современным информационным технологиям, для обычного среднестатистического пользователя выглядит как ресурсы поисковых машин. Гипотетически с помощью совокупности поисковых машин можно найти практически любую информацию, находящуюся в открытом доступе. При этом пользователь должен квалифицированно сформулировать запрос (это отдельный вид информационного искусства), после чего ему предстоит длительное, часто бессвязное блуждание по найденным ссылкам. Пользователь в этом случае не может сделать никаких заключений о полноте поиска и достоверности результатов.

Трудности доступа к нужной информации проистекают в первую очередь от неудовлетворительных характеристик информации, и только во вторую очередь от слабости средств доступа к ней. Более точно, информация поступает из слишком многих источников, что заставляет пользователей последовательно переключаться за ней. Электронные документы часто плохо или вообще не структурированы, и очень редко организованы согласно принятой классификации.

Обучающиеся «живут в некоем «поле» знания, созданного новыми средствами коммуникации, которые гораздо насыщеннее и сложнее, чем любое обучение традиционным способом. Ситуация похожа на лингвистику, когда существует сам язык и существуют грамматические правила, которые позволяют языком пользоваться. Пока не создана грамматика новых неписьменных средств коммуникации, не существует эффективных способов обучения новым языкам, появившимся благодаря новым средствам коммуникации»[7]

Для решения сложившейся ситуации конструируются порталы. В отличие от традиционных сайтов, которые можно позиционировать, как средства, обеспечивающие продвижение продукции, рекламу (информационные сведения) какой-либо услуги, структуры или конкретного лица, портал дает надежный доступ к интересующему пользователя содержанию, приложениям и службам, организованным как единое целое.

Создание образовательных порталов является логичным этапом организации виртуального образовательного пространства. Объемы литературы, посвященной опыту построения образовательных порталов, постоянно растут. При этом в мировой практике сосуществуют три типа образовательных порталов[8]:

1) организационно-ориентирующие порталы, посвященные помощи в выборе очного учебного заведения;

2) порталы дистанционного образования, предлагающие платную альтернативу очного обучения;

3)  вспомогательные порталы, не отменяющие, а дополняющие имеющиеся базы данных очных учебных заведений.

Последний тип порталов опирается на стабильные институты в качестве основы своего развития — федеральные органы управления образованием, научно-методические центры или сообщества преподавателей (аналог российских УМО). Во всех случаях залогом успешного развития портала является стабильность базовых институтов. В российском Интернете таким порталами являются федеральные образовательные порталы, среди которых:

Российский образовательный правовой портал;

Федеральный образовательный портал. Экономика. Социология. Менеджмент;

Естественно-научный образовательный портал (физика, химия, биология, математика);

Портал «Социально-гуманитарное и политологическое образование»;

Портал информационной поддержки единого государственного экзамена (ЕГЭ);

Российский общеобразовательный портал;

Специализированный портал по информационно-коммуникационным технологиям в образовании;

Специализированный федеральный портал «Инженерное образование»;

Федеральный портал «Российское образование».

Приведенные порталы обеспечивают с легкой возможностью поиска и доступа всей необходимой информацией по интересующему предмету. Здесь выложены учебные программы, глоссарий, статьи, книги (отсканированные для полнотекстового прочтения), информация о персоналиях,  об аналитических и научно-методических центрах. То есть структура порталов направлена на интерактивную информативность.

Другим важным подспорьем в потоке электронной информации служат базы данных и электронные библиотеки, содержание полнотекстовые версии статей, книг, аннотаций и библиографических данных с возможностью структурированного поиска. Приведем примеры таких ресурсов, используемых по подписке Государственным Университетом — Высшей Школой Экономики (ГУ-ВШЭ).

 

1. Базы данных зарубежной периодики:

Cambridge Journals Online[9]: Содержит более 100 журналов издательства Cambridge University Press (т.е. практически все публикации CUP) по общественным, гуманитарным и естественным наукам. Охват — с 1997 г. по настоящее время (глубина архива варьируется от издания к изданию);

Science Direct[10]: Содержит более 250 журналов издательства Elsevier из «тематических коллекций» по экономике и эконометрике, бизнесу и финансам, а также по финансам и социальным наукам.  Охват — с 1970 г. По настоящее время (глубина архива варьируется от издания к изданию)

 JSTOR[11]: Содержит издания по экономике, социологии, политологии, статистике и др. Охват — с первого выпуска издания до 1997-2000 г.

ProQuest[12]: Содержит издания по экономике, менеджменту, социологии, политологии, праву, информатике и др. Охват — с 1971 г. по настоящее время.

 EBSCO[13]: Содержит издания по экономике, менеджменту, социологии, политологии, информатике и др. Охват — с 1965 г. по настоящее время.

НЭБ[14]: Содержит издания по математике, экономике, социологии, политологии, праву, информатике и др. Охват — с 1995-1999 г. по настоящее время.

EconLit[15]: Содержит аннотации и оглавления изданий по экономике и смежным дисциплинам. Охват — с 1969 г. по настоящее время.

 2. Реферативный ресурс по диссертациям ProQuest Digital Dissertations[16]: В базе данных диссертаций ProQuest Digital Dissertations представлены библиографические описания более 2 миллионов докторских и магистерских диссертаций, в основном защищенных в Северной Америке и Европе. Авторские аннотации доступны для докторских диссертаций с 1980 г., для магистерских — с 1988 г. Кроме того, большинство диссертаций, защищенных после 1996 г., представлены полными текстами 24-х первых страниц (в свободном доступе). Имеется возможность заказа полнотекстовой версии диссертации, с оплатой по кредитной карте.

3. База данных электронных книг ebrary[17]: Более 11 тысяч полнотекстовых книг по различным дисциплинам, с особым акцентом на общественные науки, экономику, бизнес. Кроме того, представлены: программирование и прикладная информатика, политология, социология, художественная литература, филология и лингвистика. Большая часть книг выпущена в последние 2–3 года крупными академическими издательствами: Cambridge University Press, John Wiley & Sons, McGraw-Hill, Taylor & Francis, Elsevier Science и др.

Указанных примеров достаточно, чтобы понять, что хаос информации в сети начинает упорядочиваться по мере потребностей пользователей. В данном случае университеты и другие учебные заведения выступают заказчиком такой упорядоченной информации.

С возникновением приоритетов информативности виртуальное образование может постепенно вернуться к самообразованию. Реализация мультимедийной образовательной продукции осуществляется не только образовательными учреждениями, следовательно, процесс обучения может осуществляться непосредственно, вне социального института, а один на один «с компьютером».

Преимущества такого обучения следующие:

Мобильность — ускорение использования учебных материалов (возможность быстрее их найти, расположить в удобной форме компьютерного интерфейса и при необходимости быстро размножить);

Гипертексты — иерархические структуры подачи информации (расширение иллюстративного материала, увеличение структурированного объема усваиваемой информации);

Интерактивность — вступление учебного средства во взаимодействие с учащимися и передача информации в режиме online.

Дистантность — возможность удаленного доступа и удаленной связи с учебными центрами, базами данных, электронными библиотеками и преподавателями.

Негативные свойства:

Физиологические: кадровые частоты экрана, излучение, длительное нахождение в сидячем положении;

Репродуктивность — способность воспроизводства лишь имеющейся в компьютерной среде информации, что приводит к подсознательному отказу учащегося от самостоятельной конструктивной работы с материалом.

Машинообразность — замещение человеческого общения машинным, что подавляет эмоции, служащие основой ассоциативности и творческого потенциала.

 


[1] Хуторской А.В. Виртуальное образование и русский космизм // EIDOS-LIST. - 1999. - Вып.1(5). - http://www.eidos.techno.ru/list/serv.htm

[2] там же.

[3] Среди основных функционирующих на данный момент виртуальных образовательных учреждений можно назвать:

Виртуальный университет http://www.iba.msk.ru/

Санкт-Петербургский виртуальный университет http://spb.openet.ru/University.nsf/Index.htm

Виртуальный университет Европы и Центральной Азии http://www.iis.ru/ecavu/

Институт исследований природы времени http://www.chronos.msu.ru/rindex.html

Томский философский виртуальный институт http://www.tvfi.narod.ru/

Виртуальный институт дистантного самообразования http://www.sp0rt.narod.ru/

и другие.

[5] Психология и педагогика. Учебный курс / И. В. Богданов, С. В. Лазарев, С. С. Ануфриенко  и др. http://193.232.218.53/ffec/psych/psych.html

[6] Опыт организации образовательного пространства / Е. М. Авраамова  и др.  // Образовательные порталы России.— М.: Технопечать, 2004. - Вып. 1. - С. 7

[7] Багдасарьян Н. Г., Игнатьева А. А. Образование в фокусе глобализационных процессов // Труды научного семинара «Философия — образование — общество». - М.: НТА «АПФН», 2004. -  Т. 1. - C. 30-37. (Сер. «Профессионал»)

[8] Наиболее полное описание типологии порталов представлено Филиппом Лефевром: Lefevre Ph. Les portails dacces a linformation // Documentaliste — Sciences de l’information. - 2001. - vol. 38, №3-4. - P. 189-196.

.

 

[15] erl.silverplatter.com

 

Назад ] К оглавлению ] Дальше ]

 

Hosted by uCoz