ГЛАВНАЯ
страница

Constitutum
о концепции проекта

personalia
наши ведущие эксперты + наши авторы

natum terra
карта сайта

diegesis
концепции

sociopraxis материалы эмпирических исследований

methodo-logos размышления о методе

oratio obliqua критика, рецензии, комментарии

chora
публицистика, интервью

esse
эссе

sociotoria
форумы

habitus socis информация, аннотации, анонсы

studiosus
в помощь студенту (рефераты, консультации, методические материалы)

alterae terrae альтернативные ресурсы (ссылки)

ГОСТЕВАЯ КНИГА

 

Верховский А. Политическое православие в российской публичной политике. Подъем антисекулярного национализма.


3. Политическое православие как единый политический феномен

Из приведенного краткого и неполного обзора субъектов политического православия понятно, что степень их православной мотивированности весьма существенно рознится, не меньше рознятся разные группы и по другим идеологическим параметрам – отношению к либеральной демократии, степени и качеству национализма, отношению к существующей в стране власти и т.д. Есть большие сомнения в том, что политическое православие можно рассматривать как единый предмет политологического анализа. На современной российской политической карте, центрированной на фигуру президента Путина, даже вместе прошедшие в парламент лидеры "Родины" Дмитрий Рогозин и Сергей Глазьев оказываются страшно далеки друг от друга – именно по степени лояльности к Путину, что уж говорить о митрополите Кирилле и его ненавистнике Константине Душенове.

Но среди самих политических православных есть несомненное чувство общности, позволяющее создавать самые неожиданные коалиции, в том числе – и блок "Родина". Это чувство общности чаще упоминают в разговорах, чем в статьях и манифестах, потому что оно (пока?) не поддается должной формализации. И все-таки, стоит обратить внимание, что ни Душенова, ни других, еще более жестких, хулителей Патриархии, никто не отлучает от Церкви, хотя крайние борцы с ИНН считают Патриархию "проводником идеологии глобализации"[1], а Патриарх называл их подкупленными кем-то раскольниками[2]. Эти и подобные "обмены любезностями" между разными группами политических православных (а конфликтов в этой среде не меньше, чем в любой другой) не исключают дальнейших контактов или хотя бы однонаправленных действий. 27 мая 2004 г. на слушаниях в Думе по законодательству о свободе совести митр. Кирилл неожиданно для всех высказался в защиту тех, кто отказывается принимать ИНН, а в это время сами отказывающиеся ходили крестным ходом вокруг здания Думы[3].

Если признать, что какое-то, пусть и самое смутное, единство политических православных существует, можно обсуждать вопрос, каковы его общие характеристики, куда это единство развивается и в каком направлении оно стремится подтолкнуть общество.


[1] Общественное Движение "За жизнь без ИНН". Информационное сообщение № 11 // Стояние за истину (http://www.zaistinu.ru/econtrol/INN/inn11.shtml ).

[2] Сообщение ИТАР-ТАСС-Радонеж // Сербский крест. 2002. № 25,

[3] Щипков Даниил. Дебют Сергея Попова и бенефис митрополита Кирилла // НГ-Религии. 2004. 2 июня.

Назад ] Главная ] К оглавлению ] Дальше ]

 

Hosted by uCoz