ГЛАВНАЯ
страница

Constitutum
о концепции проекта

personalia
наши ведущие эксперты + наши авторы

natum terra
карта сайта

diegesis
концепции

sociopraxis материалы эмпирических исследований

methodo-logos размышления о методе

oratio obliqua критика, рецензии, комментарии

chora
публицистика, интервью

esse
эссе

sociotoria
форумы

habitus socis информация, аннотации, анонсы

studiosus
в помощь студенту (рефераты, консультации, методические материалы)

alterae terrae альтернативные ресурсы (ссылки)

ГОСТЕВАЯ КНИГА

 

Верховский А. Политическое православие в российской публичной политике. Подъем антисекулярного национализма.


Московская Патриархия

Естественная задача Патриархии в обществе – максимально и разносторонне упрочить влияние Церкви. Для этого происходит постоянный торг с государством за материальные ресурсы, ради этого ведется систематическая работа по формированию подконтрольного (прямо или косвенно) Патриархии сектора в СМИ, по внедрению религиозно окрашенных дисциплин в ВУЗы и среднюю школу. Для продвижения своих интересов Патриархия использует как демократические механизмы – лоббирование федеральных и региональных законов и постановлений исполнительной власти разного уровня, так и не менее важные в современной России механизмы личных контактов с группами влиятельных чиновников; такие контакты ограниченно наблюдаемы и не всегда доказуемы, но наблюдатели сходятся во мнении, что до конца 90-х главным бюрократическим партнером Патриархии был мэр Москвы Юрий Лужков, а при Путине главной опорой стали "питерские силовики" – новые чиновники, вознесенные Путиным и происходящие, как правило, из спецслужб или хотя бы армии.

А. Митрофанова справедливо указывает, что такое сочетание механизмов влияния – вполне естественная вещь: Церковь адаптируется к тем общественным механизмам, в которых существует. Митрофанова прилагает к российским условиям понятие "общественной религии" (public religion), введенное Хосе Казанова[1]. "Общественная религия" (то есть, выступающая от ее имени организация) признает ограниченность своих общественных притязаний и действует, в сущности, как любая другая общественная организация, например, экологическая. При российском режиме "закрытой демократии" такая "общественная религия" не ограничивается демократическими механизмами, как не ограничиваются ими другие лоббисты. Вопрос в том, ограничивается ли "общественная религия", в нашем случае – РПЦ, такой ролью, или она претендует на большее – на восстановление (или создание заново) своего контроля над обществом в целом[2]. На этот вопрос ответ дать невозможно. Очевидно, что сейчас Московская Патриархия не имеет оснований даже и мечтать о таком контроле, но никто (включая Патриарха) не может сейчас предсказать, какие задачи поставит перед собой Патриархия, когда и если ее влияние существенно упрочится.

Сегодняшняя религиозно-политическая задача Патриархии – преодоление полной секулярности российского государства, в первую очередь – в сфере образования, культуры, СМИ, науки. Эту политическую задачу неоднократно и вполне отчетливо формулировали патриарх Алексий II и выполняющий функцию его заместителя по политическим вопросам митрополит Кирилл (Гундяев)[3].

Понятно, что РПЦ стремится преодолевать секулярность в пользу православия, а не каких-то иных религий. Но при этом Патриархия де-факто придерживается умеренной неоевразийской позиции, признавая своего рода суверенитет других "традиционных религий" в их этнических ареалах. Но существует и представление, что Россия – "православная страна", и другие "традиционные религии" должны из этого исходить[4]. Наверное, точнее всего было бы сказать, что позиция Патриархии представляет собой гибрид умеренного неоевразийства и умеренного этно-национализма (чтобы наличие этно-националистических настроений в Патриархии не показалось преувеличением, процитирую письмо патриарха Алексия II митрополиту Владимиру (Котлярову): "… Надо низко поклониться нашим верующим за их подвиг (сохранения некоторых традиций – А.В.) и отечески поддержать их, а не ставить им в пример арабов, греков или румын…"[5]).

Соответственно, политическое сотрудничество возможно – и практикуется – не только с теми, кто причастен власти, но и с самыми разнообразными, порой даже весьма радикальными политиками обоих этих идейных течений (сам Патриарх официально поздравлял в 2001 году газету "Русский вестник"[6]). Впрочем, похоже, что Патриархия готова сотрудничать практически с любыми силами, поддерживающими в той или иной степени усиление церковного влияния, просто среди либерально ориентированных политиков мало находится таких партнеров.

Политическое православие в версии Московской Патриархии не исчерпывается десекуляризацией общества, точнее – десекуляризация понимается как часть более широкой программы, черты которой были намечены еще в 1999-2000 гг.[7] Суть этой программы в том, что мир представляется (очень похоже на Хантингтона) поделенным на религиозно определяемые "цивилизации", причем только одна из них принципиально плоха – западная как секулярная. Россия же понимается не как часть Запада, а как часть и лидер "православной цивилизации", противостоящей Западу. Соответственно, внутреннее устройство страны должно быть в некоторой – никогда не уточняемой – степени трансформировано от либеральных принципов (на которых оно, по мысли митр. Кирилла, сейчас основано) к "традиционным". Ну а поскольку единственной реальной православной традицией является традиция дореволюционная, к ней фактически и происходит отсылка.

Православная Россия должна и может стать успешным лидером в противодействии апостасии и глобализму, должна добиться восстановления "многополярного мира" через равноправие разных "цивилизационных" подходов к мироустройству, даже к международному праву[8]. Патриархия, кстати, именно на международном поприще делает наиболее открытые и серьезные заявления.

Главная задача строящейся (восстанавливающейся) "православной цивилизации" – исключить принцип приватности религии. Конечно, Патриархия не надеется на восстановление принципа симфонии властей, как и на воссоздание православной монархии, но стремится к значительному расширению церковного участия почти во всех сферах жизни общества, кроме собственно государственной власти[9].

"Православная цивилизация" – это не просто лозунг. Предполагается сформировать соответствующие представления по всем общественно-значимым вопросам, альтернативные либерально-секулярным. Конечно, задача – достаточно масштабная, но это не пугает Патриархию. Скажем, уже в 2004 году там всерьез занялись адаптацией принципа прав человека к идее "православной цивилизации": для этого понятие прав индивидуума заменяется понятием прав, а точнее – интересов, неопределенных общностей, таких как "православные", "атеисты", "мусульмане", "русские" и т.д.[10]

Отметим, что идеи "православной цивилизации" пользуются заметной поддержкой в высших эшелонах государственной власти. Например, на высоком правительственном уровне организовывалась российская делегация на форум "Диалог цивилизаций" на Родосе 3-6 сентября 2003 г., превратившийся в антиамериканскую манифестацию. Россию представлял, вместе с вице-премьером и архиепископом, радикальный православный националист Михаил Назаров (был и не менее радикальный исламский фундаменталист Гейдар Джемаль), так что политическое православие было явлено миру в единстве своего многообразия[11]. Это единство было продемонстрировано и на последнем, VIII соборе ВРНС, где министр иностранных дел Игорь Иванов (теперь – бывший) рассуждал о "православной цивилизации" и о ее роли не хуже самого Патриарха[12]. (Кстати, идею цивилизационной особости продолжил и более значительный Иванов – министр обороны; на пресс-конференции в Лондоне в июле 2004 г. на вопрос о деле ЮКОСа и демократии в России он ответил, что есть западная демократия, а есть и восточная, от нее отличающаяся[13].)

 



[1] Casanova Jose. Public Religions in the Modern World. Chicago and London: University of Chicago Press, 1994. P. 57.

[2] Митрофанова А. Указ. Соч. 26-30.

[3] Последнее на момент написания статьи заявление Патриарха см. в: Смирнов Марк. Свидетель церковной истории // НГ-религии. 2004. 21 июля.

[4] Митрополит Кирилл: "Россия – православная, а не "многоконфессиональная" страна // Радонеж. 2002. № 8.

[5] Послание Патриарха митр. Владимиру (Котлярову) // Русский вестник. 1997. Спецвыпуск. № 5.

[6] Юбилей газеты "Русский Вестник" // Сообщение ОВЦС. 2001. 12 января (http://www.russian-orthodox-church.org.ru/nr101122.htm).

[7] Алексий II, патриарх Московский и Всея Руси. Мир на перепутье // НГ-Религии. 1999. 23 июня; Кирилл, митрополит Смоленский и Калининградский. Норма веры как норма жизни // Независимая газета. 2000. 16, 17 февраля.

[8] Отдел внешних церковных связей Московского Патриархата сделал заявление в связи с работой Конвента "Будущее Европы" // Сообщение ОВЦС. 2002. 7 октября (http://www.russian-orthodox-church.org.ru/nr210074.htm)

[9] Основы социальной концепции. С.25-34.

[10] См. материалы круглого стола, проведенного обществом "Радонеж" и ОВЦС 1 июля 2004 г.: "Радонеж" организовал дискуссию о православии и правах человека // Религия в светском обществе. 2004. 13 июля (http://religion.sova-center.ru/discussions/197B344/3D13257/3D1334C).

[11] "Диалог цивилизаций" на Родосе // Новый консерватизм в России. 2003. 16 декабря (http://neocon.sova-center.ru/25F21B4/28F837B/2C6C19C).

[12] Выступление Министра иностранных дел Российской Федерации И.С.Иванова на VIII Всемирном Русском Народном Соборе // Сообщение ОВЦС. 2004. 3 февраля (http://mospat.ru/text/news/id/6352.html).

[13] Сообщение BBC, цит. по: Россия требует от Грузии вернуть ракеты // Gala.Net. 2004. 12 июля (http://news.gala.net/?cat=&id=157469).

Назад ] Главная ] К оглавлению ] Дальше ]

 

Hosted by uCoz