ГЛАВНАЯ
страница

Constitutum
о концепции проекта

personalia
наши ведущие эксперты + наши авторы

natum terra
карта сайта

diegesis
концепции

sociopraxis материалы эмпирических исследований

methodo-logos размышления о методе

oratio obliqua критика, рецензии, комментарии

chora
публицистика, интервью

esse
эссе

sociotoria
форумы

habitus socis информация, аннотации, анонсы

studiosus
в помощь студенту (рефераты, консультации, методические материалы)

alterae terrae альтернативные ресурсы (ссылки)

ГОСТЕВАЯ КНИГА

 

Верховский А. Политическое православие в российской публичной политике. Подъем антисекулярного национализма.


Анти-либерализм? Социализм?

По части экономических программ политическое православие крайне пестро, а многие группы вообще не имеют сколько-нибудь внятных представлений[1]. Но всем им свойственно возмущаться социальной несправедливостью реформ 90-х (часто интерпретируя эту несправедливость в этнических терминах). В целом политическое православие не может быть названо левым даже в социально-экономическом плане, так как не выдвигает левых программ, за исключением крайних для данного течения случаев, таких как Сергей Глазьев. В целом политическое православие точнее было бы называть популистским.

Если просуммировать социально-экономический популизм, более или менее артикулированные идеи воссоздания русской империи, этно-национализм (повторимся – в очень разной степени), приверженность "сильной власти" (не у всех), отвержение (полное или частичное) светского государства, общее категорическое неприятие Запада (включая повсеместно уже укоренившиеся идеи антиглобализма), получится достаточно отчетливый портрет движения, направленного против либерализовавшей страну политики конца 80-х – начала и середины 90-х. Политические православные и сами все соглашаются, что либерализм (как бы различно ни толковалось это понятие) является их принципиальным противником.

Это антилиберальное движение естественным образом включает умеренно коммунистический фланг в лице части руководства КПРФ. Оценки советского прошлого разной степени комплиментарности можно найти в высказываниях подавляющего большинства политических православных, даже антикоммунистов. В мировой политике они готовы поддерживать околосоциалистических в идеологическом плане лидеров, таких как Слободан Милошевич, Александр Лукашенко, Саддам Хусейн. Возникает вопрос, не происходит ли в России, а может – и не только в России, интеграция православного и социалистического антилиберальных проектов.

А. Митрофанова убедительно доказывает, что понятие "православной цивилизации" в мире тесно связано не только с про-российской, но и с социалистической ориентацией[2]. Но эта связь столь отчетливо видна, только если пользоваться, как автор, максимально широким определением политического православия – принимая в него всех, кто апеллирует к православию в политике, что, по нашей классификации, окажется даже шире третьего круга. В таком "широком политическом православии" доминирующими оказываются про-социалистические и одновременно неоевразийские подходы, так что это течение готово включить в свою "православную цивилизацию" фактически всех, кто против Запада[3].

Широкая интерпретация имеет свой резон с прикладной политологической точки зрения: до недавних пор самой серьезной силой, хоть как-то ориентировавшейся на православие, была КПРФ, да и сейчас основные партийные силы, симпатизирующие политическому православию – либо левые, либо популистские: КПРФ, "Родина", Народная партия, отчасти лево-центристское (лужковское) крыло "Единой России".

Если же посмотреть на это с точки зрения самих политических православных, то как уже говорилось, в их ядре, в первом круге, какая бы то ни было близость с коммунистами, помимо тактической, уже почти не встречается. Последовательные политические православные считают, что их видение будущего страны (и мира) диаметрально противоположно видению коммунистов и вообще левых. Социально-экономический популизм – еще не есть социализм. В этом смысле и деятели второго и даже отчасти третьего круга политического православия тоже рассматривают себя как альтернативу коммунистам (в том числе и в текущей политической борьбе) – Сергей Глазьев или лидеры Народной партии.

К тому же, по мере укрепления путинского режима политический расклад меняется: самые влиятельные покровители православия теперь – уже упомянутые "питерские силовики", в целом право-центристская "Единая Россия" и, может быть, сам Путин (тоже не левый деятель).

Если рассматривать политическое православие как единую систему, в котором вес участника будет определяться и его политическим влиянием, и близостью к ядру системы, то в целом такая система окажется все-таки не левой, не про-коммунистической, а ориентированной на тоже антилиберальный, но правый, имперско-националистический проект.


[1] Там же. С.110-112.

[2] Митрофанова А. Указ. Соч. С.245-252.

[3] Там же. С. 240-244.

Назад ] Главная ] К оглавлению ] Дальше ]

 

Hosted by uCoz