Верховский А.
Политическое православие в российской публичной политике. Подъем
антисекулярного национализма.
|
2.
Субъекты
политического православия
К православным политикам иногда
причисляет себя основоположник неоевразийства Александр Дугин
(конфессионально он принадлежит одному из старообрядческих
течений). Религиозные воззрения Дугина ориентированы на "единую
примордиальную Традицию", проявляющуюся в православии наравне с
другими великими религиями. Дугин должен быть расположен где-то
между вторым и третьим кругами политического православия: он много
апеллирует к религиозным ценностям, но далеко не только к
православным. Речь в данном случае (не единственном, кстати) идет
не об искажении (интерпретации) православия в сторону иных
религиозных или идеологических учений, а о прямом использовании
сразу нескольких учений в качестве равных или сопоставимых по
значимости оснований. Кроме того, Дугин гораздо чаще исходит не из
религиозных концепций, а например, из геополитических.
Дугин открывает широкую и на
глазах растущую шеренгу наших неоевразийцев. Конечно,
интеллектуальный радикализм Дугина (и не в последнюю очередь,
сложность его построений) – это не для всех. Даже и термин "евразийство"
не так уж часто употребляется, или употребляется с оговорками. Но
сами по себе рассуждения о западно-восточной и, соответственно,
православно-мусульманской основе Российской империи – бывшей,
потенциальной и будущей – становятся все более популярны на всех
этажах политического класса.
В плане
государственно-конфессиональных отношений неоевразийство
соответствует концепции опоры на так называемые "традиционные
религии": православие, ислам, буддизм и иудаизм. Кавычки здесь
обозначают, конечно, не сомнение в исторической традиционности
этих религий на территории России, а сложившееся
словоупотребление, к которому прибегает подавляющее большинство
политиков и представителей указанных религий. Это
словоупотребление восходит к преамбуле закона "О свободе совести и
о религиозных объединениях" 1997 года, но в том законе нет термина
"традиционные религии", а список наиболее уважаемых религий в
преамбуле носит принципиально открытый характер[1].
Закрытый же список четырех религий и соответствующий ему список
семи организаций, образующих Межрелигиозный совет России (МСР;
православие в МСР представлено только РПЦ) сформировался в
2001-2003 гг. Члены МСР признают первенствующую роль РПЦ и
отказываются от прозелитизма по отношению к другим "традиционным
религиям", поскольку де-факто выступают за однозначную связь
этнической и религиозной идентичности[2].
Интересно, что обе
неоевразийские партии начала нынешнего десятилетия, созданные
Александром Дугиным и Вали-Ахмедом Ниязовым, принципиально
приглашали в свой состав религиозных деятелей именно четырех
"традиционных религий" (Дугин, конечно, пригласил еще
старообрядцев). И в обеих партиях реальный вес приобрели только
мусульманские деятели, в случае дугинской партии – сам глава
Духовного управления мусульман России (ДУМР) Талгат Таджуддин. А
православный компонент оказался почти незаметен (как и иудейский).
Последовательное неоевразийство, таким образом, вряд ли может
претендовать на заметную роль в политическом православии, скорее –
в политическом исламе.
Иное дело – "частичные
неоевразийцы", лишь использующие некоторые евразийские идеологемы
для построения своих вариантов имперской идеологии. Они не так
серьезно настроены на диалог с исламом, не говоря уж о буддизме и
иудаизме, поэтому и политическое православие у них гораздо
отчетливее.
К таким "частичным неоевразийцам"
можно, наверное, отнести и президента Владимира Путина, не раз
рассуждавшего о приоритете "традиционных религий" и даже о
приоритете РПЦ[3].
Но личное православие Путина практически никак более не отражается
на его политических заявлениях, упоминания православия происходят
только по каким-то культурным оказиям. Так что не видно оснований
причислять Путина к политическим православным[4].
Серьезный представитель
"частичного неоевразийства" – лидер Коммунистической партии
Российской Федерации (КПРФ) Геннадий Зюганов[5].
Невозможно оценить и проверить его предполагаемую личную эволюцию
к православной вере, но в идеологии Зюганов определенно
эволюционирует к православию.
В середине 90-х, когда идеологом
КПРФ был Алексей Подберезкин, православие в лучшем случае
упоминалось как элемент национальной культурной традиции. И тогда,
и теперь делаются необходимые реверансы в адрес "традиционных
религий" в целом. Но во время парламентской избирательной кампании
1999 года Зюганов уже активно апеллировал к православному
электорату – написал брошюру "Вера и верность"[6]
и разослал ее по епархиям РПЦ. В последовавшей дискуссии с
некоторыми епископами[7]
выяснилось, что Зюганов настаивает на принципиальной близости идей
христианства и коммунизма, но вовсе не на том, что сам он исходит
в своей идеологии из каких бы то ни было религиозных соображений.
К следующим выборам, осенью 2003 года, Зюганов написал еще одну
книжку[8],
но с тех же позиций.
Чтобы оценить степень
современной религиозной мотивированности идеологии Зюганова,
обратимся к интервью, данному им тогда же главному редактору
радикальной православно-националистической газеты "Русь
Православная"[9]:
известно, что многие политики, и Зюганов в том числе, адаптируют
свои высказывания к аудитории, а аудитория в данном случае была
самая политически православная. Там Зюганов отождествляет Царство
Зверя и антироссийски (ранее – антисоветски) настроенный Запад,
высказывает предположение, что так же думает и патриарх Алексий II[10].
Но, кроме это и за вычетом непонятных упоминаний чего-то
"нравственно-религиозного", все реплики Зюганова посвящены теме
русского сопротивления Западу и инородцам, и выдержаны строго в
этно-националистическом духе безо всякой религиозной мотивации и
вовсе без ссылок на православие. Выступая в маргинальной газете,
Зюганов даже позволил себе высказаться о засилье евреев, но,
несмотря на подсказки доброжелательного интервьюера, смог
вспомнить только один пример "защиты духовных ценностей нашего
народа" – выступление КПРФ по поводу осады израильтянами группы
боевиков в Церкви Рождества в Вифлееме.
На самом деле, КПРФ не раз
поддерживала РПЦ в разных внутриполитических ситуациях, но,
очевидно, для Зюганова это – совершенно второстепенные вещи, о
которых он не вспоминает. Даже когда ему нужно призвать на помощь
Церковь, он мотивирует это наличием общей угрозы. Зюганов не
отступает от своего представления о религии как о некой
абстрактной духовности[11],
но в национальной версии. Более того, эта духовность встречается в
его текстах, хотя и нередко, но, как правило, в контексте
противодействия безнравственности или в рассуждениях о
глобализации и "конфликте цивилизаций"[12].
Противопоставление духовности и безнравственности само по себе
лежит вне сферы религиозного, равно как и спекуляции на тему
"конфликта цивилизаций", даже если последние определяются по
религиозному признаку. Зюганов, как и Сэмуэль Хантингтон и, что
более релевантно, как большинство российских обывателей,
апеллирует к религиям только как к культурной основе современного
общественного устройства. Конечно, у каких-то "цивилизаций"
религиозная основа предполагается живой и ныне действующей, но
Запад-то всеми понимается как давно секуляризованный мир, и Россия
большинством ее жителей, включая Зюганова, понимается так же.
Итак, Геннадий Зюганов и большая
часть актива руководимой им партии всего лишь пользуются
православием, даже не встраивая, а пристраивая его к своей
идеологии, и тем самым находятся только в третьем круге
политического православия. А есть в КПРФ и прямо атеистическое
течение.
В принципе, в рамках КПРФ или
около нее могло бы возникнуть православно-коммунистическое
движение, и А.Митрофанова справедливо относит к нему таких
авторов, как Сергей Кара-Мурза или Александр Проханов, пытающихся
православно-поэтически интерпретировать советскую идеологию[13].
Но такие персонажи остаются редким исключением. И еще большим
исключением, по понятным причинам, являются симпатизанты
коммунистов среди воцерковленных православных. Есть знаменитый в
начале 90-х и продолжающий посещать лево-радикальные митинги
"красный дьякон" Виктор Пичужкин и крошечные группы ему подобных
проповедников тождества христианства и коммунизма[14].
Духовник газеты "Завтра" протоиерей Димитрий Дудко[15]
сближался с Прохановым в отдельных своих высказываниях[16].
Главный редактор "Руси Православной" Константин Душенов время от
времени пытался к выборам синтезировать некую идеологию
православно-коммунистического сотрудничества, которую в 1999 году
он даже назвал "русским православным социализмом"[17],
но в остальное время Душенов – последовательный православный
монархист и равнодушен к левым идеям. Конечно, тактический союз с
КПРФ поддерживали многие "православные патриоты", но число
искренних симпатизантов коммунизма среди них сейчас близко к нулю[18].
Можно, пожалуй, констатировать,
что православно-коммунистическое сближение не состоялось.
Есть основания назвать
политическим православным Сергея Глазьева, экономиста дирижистских
убеждений, долго примыкавшего к КПРФ, но не вступившего в партию,
а осенью 2003 года пошедшего на выборы во главе блока "Родина", то
есть в союзе с про-кремлевским умеренным националистом Дмитрием
Рогозиным, и победившего. В дальнейшем два лидера "Родины"
раскололи фракцию по признаку лояльности к Кремлю.
Глазьев – не только
воцерковленный православный, но и постоянный партнер Патриархии в
стратегических проектах. Например, он сыграл ключевую роль в
принятии Всемирным русским народным собором (ВРНС[19])
4 февраля 2004 г. декларации-обращения к отечественному бизнесу[20].
Более того, Глазьев – давний сопредседатель Союза православных
граждан (подробнее об СПГ – см. ниже) – самой известной ассоциации
политических православных, и СПГ формально поддерживал Глазьева на
последних президентских выборах против Путина[21],
что для лояльного Путину СПГ означает высшую степень солидарности.
В руководство нынешней организации Глазьева, движения "За
достойную жизнь!", входят два политически активных клирика РПЦ[22].
При расколе фракции "Родина" 4 марта 2004 г. из четырех депутатов,
твердо позиционирующих себя как православные политики, двое
поддержали Глазьева – Александр Крутов и Николай Леонов (журнал и
телепередача "Русский дом"[23]),
один Рогозина – Александр Чуев (христианский демократ и верный
сторонник Путина, который и всегда находится в определенной
изоляции в своем православно-патриотическом окружении), а Наталья
Нарочницкая (ученый и публицист) не участвовала в расколе.
Взгляды Глазьева в наименьшей
степени связаны с неоевразийством как таковым, он на евразийские
идеи прямо не ссылается. И все же на учредительном съезде
дугинской партии "Евразия" он присутствовал, а "Евразия" входила
первоначально в блок "Родина"[24].
Глазьевские законопроекты о социальном партнерстве с религиозными
организациями[25]
были направлены именно на то, чтобы государство опиралось только
на "традиционные религии", причем со значительно доминирующей
ролью РПЦ. Глазьев в III Думе был ключевой фигурой депутатского
объединения "В поддержку традиционных духовно-нравственных
ценностей России", ориентированного на усиление влияния
"традиционных религий". Важно отметить, что Глазьев не только
всегда лоббировал интересы РПЦ (например, в вопросах о
преподавании "Основ православной культуры" в школе или о
наблюдательных советах на телевидении), но и писал запрос в МИД по
поводу отказа во въездной визе Далай-ламе[26].
В какой степени Глазьева можно
считать "православным политиком", вопрос достаточно спорный.
Несомненные "православные политики" единодушно считают его
"своим", в отличие от большинства русских националистов и
коммунистов, с которыми Глазьев так или иначе разошелся. Но сам
Глазьев в своих идеологических построениях ориентируется почти
исключительно на идеи социальной справедливости, и "защита
православия" обсуждается, если не только как инструмент достижения
справедливости, то только в контексте разговоров о ней.
Православие вообще упоминается Глазьевым почти исключительно в
практической плоскости законопроектов, а не в плоскости идеологии.
Видимо, Глазьев должен быть "помещен" между вторым и третьим
кругами политического православия.
Как видим, неоевразийская линия,
заметно совпадающая с линией сближения национа-патриотической и
социалистической идеологий, не приводит нас к внутренним кругам
политического православия.
Формулировка преамбулы Закона 1997 года: "Федеральное Собрание
Российской Федерации, подтверждая право каждого на свободу
совести и свободу вероисповедания, а также на равенство перед
законом независимо от отношения к религии и убеждений,
основываясь на том, что Российская Федерация является светским
государством, признавая особую роль православия в истории
России, в становлении и развитии ее духовности и культуры,
уважая христианство, ислам, буддизм, иудаизм и другие религии,
составляющие неотъемлемую часть исторического наследия народов
России, считая важным содействовать достижению взаимного
понимания, терпимости и уважения в вопросах свободы совести и
свободы вероисповедания, принимает настоящий Федеральный закон".
Здесь неуместно развивать эту тему. Подробнее см.: Верховский
Александр. Власть и религия в современной России // Свободная
мысль – XXI. 2004. №4. С.143-155.
Uzzell
Lawrence. Autocracy or Theocracy? // Moscow Times.
2004.
July
29.
После серьезного раскола в КПРФ в июле 2004 г., видимо, надо
говорить – большей части КПРФ.
Зюганов Г.А. Вера и верность. Русское Православие и проблемы
возрождения России. М., 1999.
Все это было опубликовано в газете: "Русский православный
патриот". 1999. №1.
Зюганов Г.А. Святая Русь и кощеево царство. Основы русского
духовного возрождения. М.: Резерв, 2003.
Константин Душенов – Геннадий Зюганов. Святая Русь и Кощеево
Царство // Русь Православная. 2003. №75-76.
Тут Зюганов, видимо, неточно ссылается на очень популярное в
православно-политической среде высказывание Патриарха: "Мы
должны осознать, что против нашего народа ведется хорошо
спланированная бескровная война, имеющая целью его уничтожить...
Мы не видим, чтобы кто-либо, кроме Церкви, всерьез противостоял
этой смертельной угрозе... зовем на подвиг исповедания
христианской веры перед лицом воинствующего зла". См.:
Выступление Патриарха Алексия II на московском епархиальном
собрании // Сообщение ОВЦС. 2000. 15 декабря (http://www.russian-orthodox-church.org.ru/nr012151.htm).
Этот фрагмент речи,
относившийся к пропаганде безнравственности и ограничения
рождаемости, всегда интерпретировался расширительно.
В ответ на прямой вопрос корреспондента РИА "Новости", верующий
ли он, Зюганов тогда же говорил:
"Я верующий
в добро, справедливость, честность и красоту, и не мешайте мне в
моей вере". Цит. по: Погосов Артем. Глава Компартии России
рассуждает о Святой Руси // Московский церковный вестник. 2003.
№21.
Зюганов Г.А. Глобализация и международные отношения. М.: ИТРК,
2001. С.81
Митрофанова. А. Указ. соч. С. 145-146.
Прот. Димитрий умер 28 июня 2004 г.
"...коммунистическое движение – это подступы к Православию" –
см.: О выходе из кризиса // Русь Державная. 1998. № 11–12.
См. групповое обращение: Время собирать камни // Русь
Православная. 1999. № 8.
Стоит отметить, что в
дальнейшем все его подписанты, кроме самого Душенова, отказались
от поисков идейного компромисса с коммунизмом.
Подробнее см. в: Политическое православие. С.159-172.
ВРНС – нечто вроде ежегодной (иногда – чаще) политической
конференции под председательством Патриарха. Политики на ВРНС
собираются самые разные, даже не обязательно православные, но
преимущественно – националистического и империалистского толка.
От
деклараций – к реальному социальному партнерству Церкви,
общества и государства. Союз Православных Граждан поддержал
выдвижение Сергея Глазьева на пост Президента России // Единое
Отечество. 2004. 1-9 февраля (http://www.otechestvo.org.ua/eo/2004_02/eo_10_01.htm).
Телепередача "Русский дом" была единственной
православно-патриотической передачей на общероссийском
телевидении. Ее редакция была определенно близка к наместнику
Сретенского монастыря архимандриту Тихону (Шевкунову), одному из
признанных лидеров "активного консерватизма" в РПЦ. Осенью-зимой
2003-2004 гг. "Русский дом" был вытеснен более про-путинской и
менее консервативной стилистически программой "Русский взгляд";
по некоторым сведениям, с одобрения архим. Тихона.
Дугин вышел из блока, ссылаясь на засилье там радикальных
националистов (см. Партия
"Евразия" выходит из Блока Глазьева // Km.Ru. 2003. 19 сентября
(http://www.km.ru/news/view.asp?id=7DD7770F40434412B24FDB116DB19000)),
хотя раньше его такое соседство не смущало. Но и когда таковых
изгнали из списка под давлением Кремля, "Евразия" "Родину"
поддерживать не стала.