Верховский А.
Политическое православие в российской публичной политике. Подъем
антисекулярного национализма.
|
Когда заходит речь о
политическом измерении той или иной религии, необходимо в первую
очередь уточнить, что в данном тексте будет считаться политикой,
каковы границы представлений о политизируемой религии и кто может
выступать субъектом ее политического проявления.
Российское законодательство
запрещает религиозным организациям участвовать в политической
жизни в узком смысле – в избирательных кампаниях. Запрещено также
создание религиозных партий (равно как этно-национальных или
профессиональных). С другой стороны, руководство Русской
Православной Церкви – Московского Патриархата (далее – РПЦ) еще в
1994 году запретило своим клирикам баллотироваться на выборах даже
в личном качестве, и этот запрет в России соблюдается. Но ничто не
может помешать политикам любого ранга и любой партийной
принадлежности апеллировать к религиозным (как правило –
православным) ценностям, церковным деятелям – высказываться по
любым значимым политическим вопросам за рамками прямой
предвыборной агитации, и всем им вместе – обсуждать в политических
терминах место религии вообще и РПЦ в частности в жизни общества.
Вот совокупность всех этих высказываний (и соответствующих
поступков), мотивирующих политическое утверждение религиозными
аргументами либо мотивирующих конфессиональное требование
аргументами политическими, я и называю религиозно, в нашем случае
– православно, окрашенной политикой. (В российской политологии для
этого явления утвердился термин "религиозный/православный фактор в
политике".)
Выступления в пользу православия
или со ссылками на православие могут основываться на довольно
различных представлениях о самом православии. Например, в бурной
антикатолической кампании первой половины 2002 года (начавшейся
после преобразования временных административных структур в России
в полноценные епархии) одни исходили из того, что католицизм –
ересь, другие апеллировали к провозглашенному католиками же тезису
о "Церквах-Сестрах", то есть налицо было серьезнейшее
экклезиологическое расхождение, но соратников по борьбе оно не
слишком смущало. И тем более все привыкли к тому, что политики,
выступающие в поддержку православия, часто сами имеют о нем
довольно смутное представление.
Собственно говоря, чтобы
опираться в политике на православие, можно иметь о нем
представление любой степени отдаленности от того, которое
предписывается официальным руководством Церкви. Об этом уже не раз
писали; последний раз вопрос самым детальным образом обсуждался в
книге Анастасии Митрофановой "Политизация "православного мира":
политическое православие – не религия, а идеология, и может
использовать элементы религиозного учения как угодно.
В конце концов, по недавним социологическим опросам, не верит в
Бога примерно каждый пятый россиянин из числа называющих себя
православными, а таковых, согласно тому же опросу – около 70%,
– и эти примерно 13-15% "неверующих православных" граждан тоже
вполне могут влиять на политические идеи элиты. Еще менее
удивительны сочетания православия с коммунизмом или
неоевразийством (см. ниже). А уж восприятие православия лишь как
одного из атрибутов этничности и сочетание его с теми или иными
реконструкциями славянского язычества давно практикуются
политическими активистами.
Можно задаться вопросом, все ли
разновидности политических учений, включающих апелляции к
православию, следует считать политическим православием. Наверное,
объективно обоснованный ответ на этот вопрос дать невозможно.
Можно принять и безусловно положительный ответ, исходя из того,
что политическая религия – это любая политическая идеология, хоть
как-то апеллирующая к религии. Но тогда поле российского
политического православия будет расширяться почти беспредельно,
так как к православию в той или иной форме апеллирует все больше и
больше российских политиков разного толка. Можно принять предельно
отрицательный ответ, согласно которому православными политиками
можно счесть только таких, чья личная вера и общественная
активность во всем согласуется или хотя бы не противоречит
официальной позиции Церкви. Все-таки современное православное
учение (во всяком случае – в его российском варианте) предполагает
гораздо большую внутрицерковную дисциплину, чем, например, ислам.
Справедливо различаемые А.Митрофановой религиозное и клерикальное
основания политики в данном случае практически всеми (и
наблюдателями, и акторами) рассматриваются как тесно
взаимосвязанные. Но при крайнем отрицательном ответе круг окажется
слишком узок: во-первых, у Церкви далеко не всегда и не обо всем
есть ясная официальная позиция, а во-вторых, практически все
политики, активно апеллирующие к православию, хотя бы иногда
расходились во взглядах со священноначалием.
Возможны и промежуточные
решения. Например, в процессе работы над книгой, озаглавленной
"Политическое православие",
я сосредоточил внимание на тех политических группах, которые
основывают свои политические взгляды на православном вероучении не
на уровне общих лозунгов, а систематически и последовательно, не
опираются параллельно на другие большие идеологии (например, на
коммунизм, евразийство, теорию "консервативной революции" и т.д.)
и при этом сохраняют, в принципе, лояльность своей Церкви.
Конечно, эти группы достаточно разнообразны, но у них можно
усмотреть и общие черты – например, все они оказались в той или
иной степени националистами (подробнее об этом – см. далее).
Таким образом, я "исключил" из
политического православия целые политические слои, явно
апеллирующие к православию, и возможно, исключил напрасно. Но
приходится настаивать на том, что и при более широком понимании
следует придерживаться достаточно жестких критериев отбора. Как
минимум, если мы хотим сохранить единообразие терминологии и
говорить о политическом православии примерно в том же смысле, в
котором говорим о политическом исламе, нужно говорить о тех
группах, которые политизируют свои религиозные представления
(возможно, нетрадиционные), а не привносят "немножко православия"
в свои политические представления. Эта разница определяет и
расстановку акцентов в идеологии, и, что даже важнее, расстановку
эмоциональных акцентов, то, к каким именно чувствам граждан будет
преимущественно апеллировать данная политическая группа.
Конечно, использование такого
критерия тоже сопряжено со сложностями: не всегда хорошо известно,
как именно строилась идеология группы. Но мы можем ограничиться
оценкой "итогового продукта": если акценты в идеологии и
пропаганде сделаны на православие, а не на что-то другое
(национализм, монархизм, евразийство и т.д.), перед нами –
политизированное православие, если наоборот – результат "православизации"
какой-то иной идеологии (например, нацизма) или наличие
обязательной, но не слишком акцентируемой "православной
компоненты" в такой идеологии (например, в ельцинском
пропагандистском комплексе образца 1995-1996 гг.).
Видимо, правильнее всего было бы
говорить о разных кругах политических групп, характеризующихся
большим или меньшим акцентом на православие. Причем политическими
группами при этом следует считать не только те, которые сами
определяют себя как таковые, но и любые группы, имеющие отношение
к политике. В самом первом приближении таких кругов оказалось бы
три: первый, внутренний – группы, однозначно опирающиеся в первую
очередь на православное вероучение; второй, средний – группы,
активно его использующие в своей идеологии; и третий как периферия
политического православия – группы, лишь временами к православию
апеллирующие.
Митрофанова Анастасия. Политизация "православного мира". М.:
Наука, 2004. С.16-20
Верховский Александр. Политическое православие: русские
православные националисты и фундаменталисты, 1995-2001 гг. М.:
Центр "СОВА", 2003 (далее – Политическое православие).