ГЛАВНАЯ
страница

Constitutum
о концепции проекта

personalia
наши ведущие эксперты + наши авторы

natum terra
карта сайта

diegesis
концепции

sociopraxis материалы эмпирических исследований

methodo-logos размышления о методе

oratio obliqua критика, рецензии, комментарии

chora
публицистика, интервью

esse
эссе

sociotoria
форумы

habitus socis информация, аннотации, анонсы

studiosus
в помощь студенту (рефераты, консультации, методические материалы)

alterae terrae альтернативные ресурсы (ссылки)

ГОСТЕВАЯ КНИГА

 

Верховский А. Политическое православие в российской публичной политике. Подъем антисекулярного национализма.


Этно-националистическая линия

Если исходить из укоренившегося в общественном сознании сближения русской и православной самоидентификации, тогда кажется гораздо более естественным искать политическое православие среди русских этно-националистов. И действительно, большинство русских этно-националистов называют себя православными. Хотя есть, конечно, неоязычники, принципиально отвергающие христианство[1]. Есть и организации, совершенно безразличные к религии. Такова Национал-большевистская партия Эдуарда Лимонова, таковы скинхедские (по основному составу) политические организации – Партия свободы Юрия Беляева, Народная национальная партия Александра Иванова (Сухаревского) и т.д. Скинхеды вообще мало озабочены религией, большинство из тех, кто хоть как-то самоопределяется, – неоязычники, хотя есть и православные. Мы же будем рассматривать те националистические организации и группы, которые как-либо выражают свое предпочтение православия.

Это относится не ко всем русским националистам, принадлежащим к Православной Церкви. Например, Сергей Бабурин, давно пропагандирующий смесь социал-демократии и имперского национализма (которую можно при некотором недоброжелательстве назвать просто национал-популизмом), ныне – заместитель председателя Государственной думы от фракции "Родина" и лидер партии "Народная воля", крестился в 1997 году, постоянно блокируется с "православными патриотами", но сам о религии в политическом контексте вспоминает крайне редко[2]. Бабурин как политик может быть отнесен разве что к самой периферии третьего круга политического православия. Он – респектабельный пример практически безрелигиозного национализма, лишь время от времени использующего религию как один из атрибутов нации.

То же в точности можно сказать и о второй (а теперь – первой) "голове" блока "Родина" – Дмитрии Рогозине. Конечно, не зря в суб-фракции Рогозина остались Чуев и Нарочницкая; Рогозин вообще всю свою политическую карьеру провел в блоках с участием разного толка православных националистов. Но сам он всегда выступал и выступает в качестве националиста левого.

Более радикальный пример того же рода (только исключая любую левизну) – Николай Лысенко, ветеран "Памяти", в I Думе срывавший крест с о. Глеба Якунина (лишенного сана в РПЦ), в конце 90-х считал более перспективным старообрядчество[3]. Лысенко в начале 90-х был одним из первых агитаторов за противостояние исламу и иммигрантам с Юга, но в 2003 году уже считал, что в борьбе с Западом основную ставку надо делать именно на ислам[4]. Лысенко по форме религиознее Бабурина, но он явно использует религии в политических целях, а не меняет их на самом деле в процессе мировоззренческого поиска (по популярному образцу Рене Генона).

Упомянув Бабурина, нельзя не вспомнить и Народную партию Российской Федерации, с которой Бабурин на момент написания этой статьи пытается построить политический блок. НПРФ, возникшая осенью 2001 года, изначально была умеренным, даже бюрократическим, национал-популистским проектом, который приписывался одной из "фракций" Администрации Президента. Лидеры партии Геннадий Гудков, Геннадий Райков, Валерий Гальченко много выступали в поддержку общественной нравственности (за рекриминализацию гомосексуализма, например) и политической роли РПЦ, даже приняли активнейшее участие в антикатолической кампании в 2002 году, во время конфликта Патриархии и Ватикана[5]. На парламентских выборах 2003 года в первой тройке партийного списка оказался референт Патриарха Николай Державин (что не уберегло список партии от полного провала). И все же в высказываниях партийных лидеров нет вообще никаких апелляций к религии, только – к защите державы, нравственности и национальной идентичности, чему православие должно способствовать.

Во всем этом можно усмотреть только самое поверхностное использование православия, а точнее – структур Московской Патриархии, в политических целях, лишь несколько более активное, чем у "Народной воли" Бабурина или у правящей "Единой России", во фракцию которой в новой Думе и вступили депутаты-одномандатники от Народной партии. Впрочем, в "Единой России" есть мэр Москвы Юрий Лужков, тоже систематически выступающий в поддержку Патриархии, есть даже Константин Затулин, вместе с В. Гальченко входящий в Центральный совет Союза православных граждан. И все-таки такого рода фигуры не делают ни "Единую Россию", ни даже Народную партию православными организациями; по нашей классификации они едва ли попадут в третий круг. Впрочем, их идеологические позиции вообще крайне неопределенны (так что с таким же успехом эти партии можно было бы упомянуть и в предыдущей части о неоевразийской линии).

 Обратимся теперь к радикальной части националистического спектра. В национал-патриотическом движении уже в конце 80-х годов образовались группы, которые, ничуть не оказываясь от русского национализма, провозгласили его основой православие; "Память" Дмитрия Васильева совершила такой переход в 1987-1988 гг., став одновременно монархической[6]. С тех пор православный национализм, распространившийся на многие организации и группы, понимался как стремление реставрировать Империю в стиле "Православие, Самодержавие, Народность".

Национал-патриотическое движение сформировалось практически окончательно в начале 90-х, даже новых имен с тех добавилось довольно мало. И надо заметить, что в этом движении оказалось не так уж много групп и отдельных деятелей, для которых православие играло бы значительную роль в их идеологическом самоопределении: в первой половине 90-х доминировали этно-национализм, только начинавший бурно расти, и советская имперская ностальгия, остававшаяся в глазах большинства оппозиционеров наиболее актуальной альтернативой "курсу реформ". И все же надо назвать целый ряд определенно православных по своей идеологической ориентации групп – группы "Памяти" Д. Васильева, Николая Филимонова и др., Черная сотня Александра Штильмарка, Союз русского народа Станислава Терентьева и еще немногие. Казачьи организации, как "красные", так и "белые" тоже неизменно позиционировали себя как православные; собственной идеологической активности они почти не проявляли, зато без их участия не сложилась бы газета "Русский вестник" – крупнейшая газета православно-националистического толка, выходящая с 1990 года. Со временем все более православным в своей идеологии становился Русский общенациональный союз (РОНС) Игоря Артемова. РОНС, "Русский вестник", отчасти Черная сотня политически заметны и доныне. Получается – совсем немного.

Неустойчивую или переменную роль играло православие в основе таких организаций, как Русский национальный собор Александра Стерлигова, который был, скорее, коалицией разнородных групп, Православный русский национальный собор, в котором в конце концов возобладал явно неправославный ультра-националист Евгений Щекатихин (газета "Наше Отечество"), Русский национальный союз Алексея Вдовина и Константина Касимовского – эта группа распалась, а сам Касимовский, бывший в "Памяти" Васильева православным монархистом, по мере реорганизаций и расколов в рядах своих соратников стал постепенно "чистым" национал-социалистом. Можно было бы привести и еще примеры.

Самую значительную роль в националистическом движении в 90-е годы играло Русское национальное единство (РНЕ). Александр Баркашов, основатель и бессменный лидер движения до полного раскола 2000 года, увлекался одновременно катакомбным православием и восточными учениями, соединяя их в своей расистской мистике. Он всегда безусловно негативно относился к Московскому Патриархату в целом, а в пропаганде РНЕ активно использовались неоязыческие мотивы[7]. Но, с другой стороны, православие как идеологический элемент было вполне заметно в деятельности организации. Например, баркашовцы принимают активное участие в торжествах, посвященных годовщинам обретения мощей св. Серафима Саровского, начиная с самого переноса мощей, то есть с 1991 года[8]. Можно сказать, что в 90-е годы РНЕ использовало православие в своей идеологии, но не столь часто.

Степень и качество религиозной мотивированности РНЕ сильно варьировались по регионам, в зависимости от предпочтений местных лидеров. И это сказалось при расколе РНЕ в 2000 году. Но нельзя не заметить и общий поворот организаций РНЕ к православию.

В последние годы баркашовская ветвь РНЕ все более заинтересовывается мистическими и апокалиптическими мотивами современного православия как основаниями для своей радикальной позиции[9], уже весной 2002 года этим мотивам был посвящен практически весь номер газеты "Русский порядок" (хотя и без язычества не обошлось – на сей раз в лице индейцев Хопи)[10]. В том же номере можно прочесть, как в 2001 году РНЕ Баркашова систематически распространяло листовки против ИНН – индивидуального номера налогоплательщика, то есть включилось в самую значительную кампанию, начатую православными фундаменталистами (см. ниже). Непохоже, чтобы баркашовцы твердо встали на путь политического православия, но ко второму его кругу они принадлежат сейчас точно, и эволюционируют к первому. Что же касается индейцев Хопи, то надо ведь учитывать, что и сугубо воцерковленные активисты сугубо православных движений тоже могут параллельно увлекаться неоязычеством или оккультизмом[11], пусть и не на уровне лидеров.

Сходную идейную эволюцию прошла крупнейшая ветвь РНЕ – одноименная организация братьев Евгения и Михаила Лалочкиных, причем эта организация, в отличие от Баркашова, не отрицает духовного руководства Московской Патриархии (хотя никаких связей с ней, конечно, не имеет). В партийной газете "Евпатий Коловрат" меньше апокалиптических ужасов, зато ее девиз – цитата из Достоевского: "Настолько ты русский, насколько ты православный". И пропорция "скорее религиозных" и "скорее политических" статей вполне сравнима с уже упоминавшейся газетой "Русский вестник", да и взгляды – очень сходные, пусть и несколько более радикальные. Вероятно, в пестрой организации Лалочкиных есть люди с разным отношением к православию, но в целом их часть РНЕ может быть, видимо, отнесена даже к первому кругу политического православия.

Зато Славянский союз (СС) Дмитрия Демушкина, трансформировался из фрагмента РНЕ в одну из национал-социалистских скинхедских организаций. Своей религиозной основой Демушкин называет "мистический национал-социализм", равно близкий и какому-то "бескомпромиссному православию раннего средневековья", и буддизму[12]. СС еще в 2000 году освящал свое знамя со своеобразной свастикой в московском храме иконы "Всех скорбящих радость", где служит бывший наставник "Памяти", политически активный священник о. Олег Стеняев, но каких-то более серьезных следов православия обнаружить не удалось. СС претерпевает эволюцию в сторону, противоположную двум основным сегодняшним организациям РНЕ, ушел уже в третий круг политического православия и, вероятно, скоро покинет и его.

Итак, нельзя сказать, что динамика "православности" внутри русского националистического движения имеет какой-то явно определенный знак. Но традиционное национал-патриотическое движение, пожалуй, в большей степени вовлечено сейчас в политическое православие, чем десять или даже пять лет назад. Хотя, с другой стороны, неправославные и прямо неоязыческие тенденции тоже отнюдь не потеряли силу: достаточно отметить рост скинхедского движения, далеко опережающий динамику всего остального националистического сектора, и то, что главным националистическим "открытием" 2002-2003 гг. стала отчетливо антихристианская Национально-державная партия России.


[1] Лучше всего о них писали В. Прибыловский и В. Шнирельман. См. например: Шнирельман Виктор. Интеллектуальные лабиринты: очерки идеологий в современной России. М.: Academia, 2004. С. 123-295; Прибыловский Владимир. Идейные центры политических язычников // Новая политика. 2004. 23 июня (http://www.novopol.ru/senses127.html ).

[2] Просматривая подряд последние номера бабуринской газеты "Время", выходящей примерно два раза в месяц, я не встретил ни одного материала, хоть немного окрашенного в православные тона.

[3] Лысенко Николай. Воля и этика национализма // Наше время. 2000. № 2 (28). С.4.

[4] Лысенко Н.Н. Станет ли Россия новой Хазарией? // Ансар. 2003. 8 апреля (http://www.ansar.ru/arhives/arch/left03.04.08.html ).

[5] См. например: В Москве и некоторых других городах состоялась антикатолическая общественная акция – так называемое "молитвенное стояние" // Полит.Ру. 2002. 28 апреля (http://www.polit.ru/news/2002/04/28/571287.html ).

[6] Верховский Александр, Папп Анатолий, Прибыловский Владимир. Политический экстремизм в России. М.: Институт экспериментальной социологии, 1996. С.132.

[7] Лихачев В. Указ. Соч. С.175-177.

[8] О православии в РНЕ интересно рассуждала английская исследовательница Стелла Рок в докладе на конгрессе American Assosiation for the Advancement of Slavic Studies (AAASS) в декабре 2002 г.: Rock Stella. Saints & Symbols: Post-Soviet Orthodoxy and the Russian Nationalist Movement // Рукопись предоставлена автором.

[9] Православных судят за веру: Слуги антихриста готовят судилище над пророчествами Афонских старцев и Православных Святых о будущем России // Сайт РНЕ Баркашова. 2003. Осень (http://www.rnebarkashov.ru/info02.htm).

[10] Русский порядок. 2002. №32. Доступен в интернете: http://www.rnebarkashov.ru/gazet032.htm

[11] Примеров такого рода – множество. См. например, в: Кураев Андрей, диакон. О нашем поражении. СПб.: Светлояр, 1999. С.28.

[12] Мистический национал-социализм // Сайт "Славянского союза" (http://www.demushkin.com/p72/modules.php?op=modload&name=Sections&file=index&req=viewarticle&artid=1&page=1).

Назад ] Главная ] К оглавлению ] Дальше ]

 

Hosted by uCoz