Введение 1985
года
Предисловие 2004 года
Введение 1985 года
Глава
I.
Научные революции в советской геологии
Глава
II.
Великие противостояния
Глава
III.
Локальные идеологии
Глава
IV.
Причины явления
Глава
V.
Механизм научной революции
Глава
VI.
Нормальная наука
Глава
VII.
Замечания и дополнения
Литература
Работая в геологическом научном институте, я в
течение ряда лет с удивлением наблюдал за дискуссией между советской
и зарубежной наукой по поводу одной научной теории. В ходе этой
дискуссии мировая геология оказалась расколотой на две примерно
равные по численности группы, придерживающиеся противоположных
теоретических взглядов. Попытки объяснить это явление привлекли мое
внимание к более или менее широко известным событиям такого рода и в
других науках. Эти наблюдения привели к некоторым выводам об
отличиях группового мышления от индивидуального и об особенностях,
накладываемых на групповое мышление теми или иными принципами
объединения ученых в группы.
Некоторые лица, склонные, на мой взгляд, к
здравомыслящим суждениям и к правильным выводам из заданных фактов,
ознакомились с краткими тезисами этой книги и, в большинстве
случаев, с ними не согласились. Значит, ее выводы не вполне
самоочевидны и тривиальны, что может оправдать труд, затраченный на
ее написание и чтение. Книга адресована тем, кто интересуется
проблемами функционирования науки и своей ролью в ней.
Факты, положенные в основу книги, не очень
известны, поэтому изложены довольно подробно. Я старался привести
максимальное количество примеров и аргументов, которое читатель в
состоянии выдержать. Занимательность и темп изложения почти везде
принесены в жертву доказательности. С этой же целью чужие взгляды
приводятся в форме прямых цитат. Я был бы огорчен, если бы мои
взгляды были отождествлены с содержанием всех приведенных цитат, и
тем более, всех книг, из которых цитаты заимствованы.
Участники некоторых эпизодов, изложенных в книге в
качестве примеров, могут получить в глазах читателей негативную
оценку. Я не вижу необходимости всегда приводить имена и точные
обстоятельства, хотя они мне во всех случаях достоверно известны. По
той же причине я избрал в ряде случаев анонимный характер
цитирования. Желающие непременно узнать имена, могут обратиться к
источникам, указанным в списке литературы. Это сделано не столько из
соображений такта, сколько по тем же причинам, по которым анонимны
социологические анкеты. Работа посвящена процессам коллективного
мышления и их статистическим результатам. Я совершенно не имею цели
кого-то персонально прославить, опорочить или к чему-либо призвать.
Большинство примеров в этой книге взято из научной
или массовой прессы. Это противоречит принятому в журналистике
принципу, что ценность публикации пропорциональна количеству
содержащихся в ней новых материалов «из жизни», и делает книгу менее
интересной в чтении. Здесь я также предпочитаю доказательность
занимательности. Опубликованные в печати материалы пошли необходимую
проверку и официально признаны достоверными. Их использование
позволяет ограничиваться ссылкой вместо исчерпывающего рассказа,
необходимого при использовании материала «из жизни», что выгодно
отражается на объеме книги. Я приношу извинения читателям, если
выходные данные некоторых изданий окажутся в списке литературы
приведенными неточно. (Это извинение относилось к ссылкам на
"самиздатовскую" литературу. Примечание 2004 года) Цитаты в тексте
оформлены двумя различными способами. Крупные, имеющие
самостоятельный смысл, выделены в отдельные абзацы. Короткие,
продолжающие авторскую мысль включены непосредственно в текст.
Первая глава книги., составляющая около половины
её объема, существенно отличается от последующих своим специальным
характером. В ней подробно изложены некоторые проблемы современной
теоретической геологии. Она необходима как тщательно описанный
пример явления, рассмотренного далее в общем виде. Если отдельные
проблемы, обсуждаемые в первой главе, покажутся читателю слишком
специальными, они могут быть опущены при чтении. Однако, без общего
знакомства с главой и с её выводами дальнейшее чтение не будет
понятным. |