Посвящаю
моему деду Семену Павловичу
и бабушке Марии Дмитриевне
Комаровым
Введение
Во второй
половине
XX
– начале
XXI
столетия мир столкнулся с феноменом, получившим название
«религиозного возрождения». Его знаковыми манифестациями
являются «рост новых религиозных движений и харизматических
церквей, исламский фундаментализм на Востоке и распространение
ислама на Западе, явное присутствие религиозных идей и мотиваций
в обосновании международной политики США, а также настойчивые
требования ряда европейских государств включить в Конституцию
Евросоюза ссылки на религиозное, иудео-христианское, наследие
Европы»[1].
Для России в данной связи показательны последние 15-17 лет,
которые отмечены существенным оживлением религиозной жизни,
выходом религии из «социального гетто» и усилением ее активного
влияния на самые разные сферы общественных отношений.
Наиболее
масштабными, заметными и в известном смысле определяющими для
нашей страны представляются те процессы религиозного ренессанса,
которые связаны с основной культурообразующей конфессией
российского суперэтноса – православным христианством. С
этими процессами связаны и наиболее влиятельные в национальном
масштабе социальные ожидания: ввиду поразившего Россию глубокого
и всеобъемлющего общественного кризиса, обращение социума к
государство- и культурообразующей традиции православия носит
характер экстренного запроса на «социально мобилизованную
духовность, выступающую как инструмент людского социального
сплочения»[2].
Одной из
приоритетных сфер религиозной активности в российском обществе
стала сфера образования. Идея, конкретные формы, масштабы и
методы внедрения религиозного содержания в эту до недавнего
времени предельно секуляризованную область социокультурной жизни
уже не первый год являются предметом активной общественной
дискуссии. Тем не менее, авторитетные деятели российского
образования признают сегодня, что «религия для образования стала
тем инновационным проектом, в котором ожили лучшие
педагогические стороны российского образования»[3].
В данном контексте наиболее значимыми представляются
православные инициативы, выразившиеся в создании за короткий
период времени целой системы конфессионально ориентированного
образования, активно функционирующей в структуре светского
образовательного пространства.
Функционирование и развитие этой системы вызывает неоднозначное
отношение в российском обществе. Если сторонники возвращения
Церкви в образование ждут от него мощного конструктивного
духовного импульса, то их оппоненты акцентируют внимание на
проблемах, сопутствующих инновациям подобного уровня и масштаба.
При этом аргументы обеих сторон носят в значительной мере
эмоционально-идеологический характер. На наш взгляд, здесь имеет
место недостаток объективной аргументации, основанной на данных
научных социологических исследований проблематики религии в
светском образовательном пространстве. Такие данные могли бы
внести в контекст обсуждения проблемы элементы взвешенности и
объективности, и в перспективе могли бы способствовать ее
переводу из русла идеологического в русло конструктивного
социально-технологического дискурса.
Указанный
вопрос, как представляется, выходит далеко за рамки собственно
образовательной проблематики. Тема «религия в светской школе»,
как и многие «значимые в обозримой перспективе темы – такие, как
«радикализация ислама», религиозный экстремизм», «христианская
идентичность Европы», «сопротивление ИНН», в своей основе имеют…
проблему возможности сосуществовать религиозному и секулярному
мировоззрениям в современном мире»[4].
Вопрос отношений между религией и обществом, в конечном итоге,
коренится в различии двух типов миропонимания, менталитета и, в
конечном итоге, двух фундаментальных типов культуры –
религиозного и светского. Вместе с тем, главное предназначение и
функция образования заключается в трансляции культурного
капитала. Из этого следует, что вопрос о роли и месте религии и
конкретно – православного христианства в современном российском
светском образовании должен быть поставлен, прежде всего, в
контексте социологии культуры.
Выпуская в
свет эту книгу, автор выражает особую благодарность ее научному
редактору Леониду Яковлевичу Дятченко, которому он обязан
многими ценными замечаниями и рекомендациями. Также хотелось бы
от души поблагодарить за внимание, проявленное к публикуемой
работе, профессоров Виктора Павловича Римского, Геннадия
Алексеевича Котельникова, Валентина Павловича Бабинцева, Виктора
Владимировича Бахарева, Владимира Александровича Писачкина и
Светлану Михайловну Климову, взявших на себя труд прочтения
текста монографии и высказавших ряд конструктивных критических
замечаний и советов; профессора Галину Сергеевну Широкалову,
профессора Елену Михайловну Мирошникову, доцента Игоря
Евгеньевича Панкратова, научных сотрудников Института социологии
РАН Елену Ивановну Пронину и Елену Юрьевну Колесникову – за их
неоценимую помощь при сборе и первичной обработке информации.
Отдельное спасибо – Дмитрию Елисеевичу Лебедеву, без
материальной и финансовой помощи которого осуществление данного
исследовательского проекта было бы невозможным.
[2] Панарин
А.С. Стратегическая нестабильность в
XXI
веке.– М.: Изд-во ЭКСМО, Изд-во Алгоритм, 2004. С.137.
[4] Морозов
А.О. Религия и политическая модернизация России. – М.:
«Новая политика, 2004. – С. 58.
[ К оглавлению ] [ Дальше ]