II.
Деструктивный синхронный ряд.
III.
Смешанный синхронный ряд.
|
|
|
Рис. 1. Эволюция ЖРД |
а - ОРМ-52 |
б – ОРМ-65 |
в – РДА-1-150. |
Необходимым условием
принципиальной жизнеспособности технической системы является
наличие и минимальная работоспособность основных частей системы.
2. Закон
управления.
Чтобы техническая система была
управляемой, необходимо, чтобы хотя бы одна ее часть была
управляемой.
Следствие: чтобы часть
технической системы была управляемой, необходимо обеспечить
энергетическую проводимость между этой частью и органами
управления.
3. Закон
«энергетической проводимости»системы.
Необходимым условием
принципиальной жизнеспособности технической системы является
сквозной проход энергии по всем частям системы.
4. Закон
согласования ритмики частей системы.
Необходимым условием
принципиальной жизнеспособности технической системы является
согласование ритмики (частоты колебаний, периодичности) всех
частей системы.
Любая попытка нарушить закон
соответствия обречена на неудачу. Если не будет обеспечено
соответствие между собой элементов технической системы, то она
окажется неработоспособной, а при несоответствии ее внешним
условиям она станет ненужной обществу. В истории техники
примеров подобного рода сколько угодно. Так, например, в начале
40-х г.г. в СССР был создан самолет МИГ-3, который существенно
превосходил немецкий «Мессершмитт» не только по скорости и
высоте полета, но и по вооружению, имея пять огневых точек
против трех у «Мессершмитта». Таким образом, сравнение
технических характеристик этих самолетов свидетельствовало о
неоспоримом превосходстве МИГ-3. Однако опыт боевого применения
последнего наглядно показал на необходимость учета внешних
условий при сравнении самолетов. Дело в том, что бомбардировщики
того времени не имели столь высокого потолка полета. Для борьбы
с бомбардировщиками противника, для сопровождения своих
бомбардировщиков советские летчики вынуждены были вести бой на
малой высоте, где более тяжелый МИГ проигрывал в маневре и имел
малую продолжительность полета по сравнению с «Мессершмиттом»
[130, c.263].
Еще пример. Известный советский
ученый, один из пионеров космонавтики Ф.А. Цандер в начале 30-х
гг. решил создать двигатель ОР-2, предназначенный для планера.
Однако для того времени это была не решаемая задача. Она не
соответствовала техническим возможностям общества. Поэтому
двигатель не получился. В результате огневых испытаний, он
попросту взрывался.
Не удалась Ф.А. Цандеру и ракета
«ГИРД-X»,
которая по его замыслу должна была работать на металлическом
горючем. Последователи ученого перевели ее на жидкое топливо,
поскольку наука еще не была готова (и до сих пор остается не
готовой) к решению этой задачи.
Другой выдающийся ученый Р.Л.
Бартини в 30-е гг. нередко разрабатывал проекты самолетов,
намного опережающие технологические возможности производства,
что неизменно приводило к неудачам. Такие примеры можно
продолжать до бесконечности.
5. Важнейшим
аспектом соответствия может служить известный стоимостной закон.
Предположим, что стоимость
произведенной продукции на старом станке за время его ресурса
составляет 100 усл.ед., а на новом, за счет большей его
производительности и ресурса – 150 усл.ед. Очевидно, что новый
станок целесообразно применять только в том случае, когда
стоимость его разработки и производства (т.е. затраты живого и
овеществленного труда) будут меньше, полученной с его помощью
экономии, т.е. меньше 50 усл.ед. Следовательно, экономической
границей применимости новой машины является такая ситуация:
где
сн , сст - стоимость продукции,
произведенной за время ресурсов новой и старой машины; см
– стоимость самой машины.
Если поставить знак тождества
между стоимостью и суммой живого и овеществленного труда,
затраченного на ее создание, то этот закон можно представить в
такой форме:
Превышение суммы живого и
овеществленного труда по производству продукции за ресурс работы
старой и новой машин, сэкономленного за счет использования новой
машины, над трудом, затраченным на ее создание, является
необходимым условием ее практического применения.
При этом стоимость создаваемой с
помощью новой машины продукции не должна быть выше рыночной.
Второй закон, также не
относящийся к процессу развития и касающийся лишь обозначения
некоторых объективных границ проектирования технических
объектов, целесообразно назвать «законом ограничения
нововведений».
Суть его предельно проста, хотя
многие конструкторы допускали здесь свои ошибки.
Количество нововведений на любом
техническом объекте всегда ограничено.
Если это количество превышает
некоторый разумный (возможный) уровень, технический объект не
будет создан.
Что произойдет, если при
проектировании не ограничивать процесс нововведений? Ответ здесь
очевиден. В связи с тем, что живой труд (наука, изобретательство
и пр.) постоянно опережает труд овеществленный и довольно быстро
развивается, новое техническое средство никогда не будет
создано. Его проекты будут бесконечно устаревать, в них будут
вносится все новые и новые изменения, старые решения будут
уступать место новым, последние еще более новым и т.д. В
результате соответствующие потребности общества так и будут
оставаться неудовлетворенными. Поэтому при проектировании всегда
приходиться ограничивать число нововведений.
От начала и до первого полета на
Луну работы по программе «Аполлон» велись 9 лет, проектирование
и разработка «Спейс Шаттла» заняла 10 лет. За столь большие
промежутки времени научно-техническая мысль не стояла на месте –
появлялись и новые идеи, и новые изобретения. И если бы все они
применялись на «Аполлоне» и кораблях «Спейс Шаттл», то работы по
их реализации велись бы бесконечно. После того, как разработка
проекта «Аполлона» была в основном закончена, было принято
решение о строгом запрещении вносить в конструкцию и
оборудование какие-либо даже весьма перспективные
усовершенствования. Исключения составляли лишь те новации,
которые явным образом повышали безопасность полета. Эти новации
появлялись, в основном, как результат получения информации при
испытаниях систем «Аполлона», а также при испытаниях и полетах в
рамках других космических программ.
Действие закона ограничения
нововведений приводит по существу к ситуации, когда готовый
технический объект морально устаревает на фоне потенциальных
возможностей науки и технологии. Например, после первых полетов
по программе «Спейс Шаттл» в США появились проекты более
совершенного аппарата этого типа. Исследователи показали, в
частности, что применение некоторых достижений может заметно
улучшить его технические характеристики.
Из теории вариационных задач
известно, что оптимальным является наилучшее решение,
удовлетворяющее одновременно двум или нескольким условиям. Для
случая историко-технических исследований это положение требует
дополнительного пояснения. В самом деле, если развитие техники
есть переход от хорошего решения к лучшему, а затем к более
лучшему и т.д., то сразу возникает вопрос о том, что же такое
наилучшее решение и можно ли о нем говорить при
историко-техническом анализе. Для конструктора таким решением
является то, которое он применяет в данный момент, а
следовательно все предшествующие решения для него уже
неоптимальны. Историк в этой ситуации должен считать наилучшим
то решение, которое было таковым среди известных в
рассматриваемый исторический момент времени.
Любая неоптимальность в той или
иной степени приводит к экономическим издержкам, иногда к
авариям и катастрофам. Поэтому неоптимальность служит для
специалистов своего рода «сигналом» к началу поиска оптимального
решения, к созданию технического средства, максимально
удовлетворяющего потребностям общества. Но что происходит, если
исследователи продолжают не замечать неоптимальности развития? В
этом случае будут накапливаться недостатки, укрепляться
негативные тенденции, общество все больше будет терпеть
экономические убытки, ослаблять свою безопасность и пр.
Например, при ориентации развития техники на повышение
производительности общественного труда (как это и было в прошлые
годы)оптимальным был бы путь, на котором принимались бы
соответствующие меры по охране окружающей среды. В этом случае
эта ориентация больше совпадала бы со стремлением к повышению
уровня и качества жизни людей. Однако этого в полной мере не
делалось, процесс развития по этому параметру имел неоптимальный
характер и, в результате, человечество оказалось на грани
экологической катастрофы. Поэтому сейчас нет другого выхода
кроме возвращения техники на оптимальный путь развития. Примерно
то же можно отметить и о чрезмерном накоплении ядерного оружия
(вообще о гонке вооружений) и средств его доставки, запасы
которых превысили разумные пределы и представляют большую угрозу
для всего человечества.
Еще пример. Развитие пилотируемой
космонавтики началось в условиях, когда было неясно, каково
должно быть распределение функций между космонавтом и автоматом
(известная проблема: человек – машина). В результате разных
начальных условий, на которых мы здесь для краткости
останавливаться не будем, в СССР и в США сложились диаметрально
противоположные подходы к решению этой проблемы. В СССР, где
грузоподъемность ракет была существенно больше, был принят
подход, при котором космонавту отводилась роль пассажира в
космическом корабле, не только не способного вмешиваться в
работу последнего, но и, даже, имеющего запреты на это. В США,
где ракеты-носители были маломощны и не позволяли задублировать
все системы космического корабля, большие функциональные
нагрузки были возложены на астронавтов. Отсюда, кстати, и разный
подход в подборе кандидатов на космический полет: в СССР это
были молодые неопытные, малообразованные летчики, в США в
космонавты отбирались лица с одним – тремя высшими
образованиями, прошедшими испытания войной в Корее, Второй
Мировой войной или войной во Вьетнаме.
Однако опыт показал, что и тот и
другой подходы оказались неоптимальны. Астронавт был не в
состоянии во многих случаях компенсировать неполадки систем и,
кроме того, и сам оказывался источником ошибок. Например,
астронавт М.С. Карпентер допустил ряд неточностей при спуске с
орбиты и оказался далеко от расчетного места приводнения.
С другой стороны, и автомат время
от времени давал сбои и требовал вмешательства человека.
Например, ручной спуск с орбиты космонавтов А.А. Леонова и П.И.
Беляева на космическом корабле «Восход-2» был вынужденным из-за
отказа автоматической системы спуска и, во многом, - аварийным,
поскольку система ручного управления, хотя и существовала, но не
была подстроена под удобную работу космонавтов (она
рассматривалась конструкторами как нечто второстепенное).
Космический корабль «Союз-15»с
космонавтами Г.В. Сарафановым и Л.С. Деминым не состыковался с
космическим кораблем «Союз-16» в автоматическом режиме. Однако
поправить положение с помощью ручного управления не
представлялось возможным, поскольку инструкция запрещала это
делать космонавтам.
Наоборот, активное вмешательство
экипажа во главе с В.А. Джанибековым позволило спасти
космическую станцию «Салют-6», потерявшую ориентацию и
прекратившую, в результате, активную работу.
В ходе развития космической
техники специалисты обеих стран пришли к одинаковому решению
(оптимальному) этой проблемы, когда космический корабль
управляется как автоматически, так и вручную. Однако по мере
развития техники соотношение «человек – машина» неизбежно будет
изменяться (например, из-за появления роботов с искусственным
интеллектом), и, важно, чтобы оно было, по крайней мере, близким
к оптимальному.
Из сказанного нетрудно видеть,
что существует достаточно четкий «механизм», заставляющий
возвращать технику на оптимальный путь развития. Закономерность
оптимальности развития может быть сформулирована таким образом:
Развитие техники стремиться к
оптимальному в рамках многих внутренних и внешних условий пути
развития, отклонение от которого приводит к появлению
технической или социально-экономической проблемы, что само по
себе оказывается достаточно сильным стимулом для начала работ по
ее разрешению и возвращению, в конечном итоге, техники на
оптимальный путь развития.
Заметим, что оптимальность есть
наилучший способ соответствия между собой элементов системы и
последней с окружающей средой.
Для техники оказывается удобным
судить о степени утилизации явлений природы с помощью
энтропийного анализа. Энтропия – понятие термодинамики,
введенное для тепловых процессов, но его можно легко применить и
для оценки других параметров, например, надежности машин, или
степени извлечения металлов из руд. При этом оказывается, что
самые различные параметры могут быть представлены в сопоставимой
размерности, что позволяет их сравнивать между собой, судить об
общих закономерностях их изменения и пр.
Поскольку в реальных тепловых
процессах всегда существуют потери тепла, а энтропия как раз и
характеризует степень рассеивания тепла, то ее величина в этих
процессах всегда возрастает. При этом речь тут идет, конечно, о
замкнутых термодинамических системах, для которых только и
пригоден второй закон термодинамики. У таких систем нет
компенсации энергии (массы) в процессе термодинамического
(иного) цикла.
По другому обстоит дело, если
рассматривается процесс развития технических объектов. В этом
случае последующее техническое средство, являясь более
совершенным, рассеивает бесполезно меньшее количество тепла,
более полно утилизирует соответствующее явление природы, лежащее
в основе работы этого средства. Поэтому его энтропия будет
меньше, чем у средства предшествующего. Другими словами, в
процессе развития технических объектов, основанных на одном и
том же определяющем явлении природы и представляющих собой в
своей совокупности открытую систему, их энтропия уменьшается
(причем энтропия не только с точки зрения тепловых процессов, а
в широком смысле).
Это уменьшение, разумеется, не
может продолжаться до бесконечности. Кривая, характеризующая
изменение энтропии, начинает асимптотически приближаться к
некоторому своему пределу, становится все труднее, а в ряде
случаев и вообще невозможно продолжать и дальше совершенствовать
техническое средство. Такая ситуация является кризисной и
указывает проектировщикам на необходимость разработки
принципиально нового технического средства, основанного на ином,
более мощном явлении природы. Когда такое средство появляется,
возникает обычно следующая ситуация. Энтропия, как правило,
резко возрастает и становится даже больше, чем на старом
средстве. Однако в связи с тем, что новое средство основано на
более мощном явлении природы, оказывается, что абсолютная его
величина, утилизируемая с полезными целями, тоже больше и новое
средство оказывается более эффективным.
Итак, осознает это проектировщик
или нет, его работы по своей целевой направленности следуют
закономерности уменьшения энтропии технических средств в
процессе их развития со скачкообразным увеличением ее при
переходе к использованию нового явления природы. Другими
словами, изменение энтропии объектов в ходе их исторического
развития имеет пилообразный характер.
При этом, так же, как и в
предыдущем случае, имеется «механизм», «заставляющий»
исследователей развивать технические объекты в соответствии с
этой закономерностью. В случае замедления процесса развития «по
энтропийной кривой», качество вновь создаваемых технических
средств становится относительно низким. Они начинают уступать в
конкурентной борьбе как на внутреннем, так и на внешнем рынке,
их эксплуатация становится сравнительно дорогой по сравнению с
другими подобными средствами, эффективность их оказывается
низкой. Все эти причины приводят в конечном итоге к
экономическим потерям, к невозможности решать задачи обороны
(для военной техники) и пр., что оказывается внутренним
побуждающим стимулом для проведения соответствующих проектных
работ (изменения их организации, если это необходимо),
направленных на решение возникших проблем.
Этот закон, сформулированный для
случая развития «вглубь» отдельных технических направлений,
целесообразно распространить и на всю технику в целом.
Техника развивается так, что она
утилизирует все больше энергии и вещества природы. За счет
совершенствования отдельных ее элементов степень бесполезного
рассеивания так же, как и в предыдущем случае, уменьшается
пилообразно, со скачками при переходе к принципиально новым
явлениям природы (энергетике).
Поскольку техника и природа
выступают своими противоположностями, то можно сделать и другие
выводы.
Техника развивается таким
образом, что энергия и вещество природы все меньше рассеиваются
бесполезно для человека, т.е. энтропия и здесь уменьшается,
причем по-прежнему «пилообразно».
Отличие от предыдущего случая тут
состоит в ином выборе термодинамической системы: если выше ею
была Техника, то здесь речь идет о поведении природы по
отношению к человеку. Вместе с тем, сама природа (т.е. иная
система) под воздействием техники теряет все больше вещества и
энергии, а, значит, ее, природы, энтропия возрастает.
Следует отметить, что многие
авторы считают, что в природе существуют и неэнтропийные
процессы. Однако на этом вопросе мы здесь останавливаться не
будем, поскольку он возникает при переносе положений второго
закона термодинамики с термодинамических процессов технических
средств, для которых он получен, на иные, не технические
объекты. Кроме того, при его решении встречается весьма большое
количество некорректностей, связанных с неточным выбором
рассматриваемой термодинамической системы, из-за пренебрежения
скрытыми эффектами компенсации тепла и пр.
Существование рассмотренного выше
внешнего «механизма» развития техники должно как-то
проецироваться в его внутренний «механизм». Другими словами,
некоторые внешние по отношению к технике факторы должны
становиться ее внутренними обстоятельствами, причем такими,
которые «заставляют» ее и подчиняться, и сопротивляться этому
развитию.
Примем за начало рассуждений
момент прихода нового технического объекта в сферу потребления.
Прежде всего, здесь вступает в действие закон соответствия,
причем та его часть, которая фиксирует соответствие этого
объекта его окружающей среде. Только здесь в результате его
практического использования окончательно выясняется степень
соответствия его потребительных свойств потребностям общества.
Может оказаться, что изменения, произошедшие в других отраслях
техники или в обществе за время разработки и испытаний этого
объекта, элиминировали потребности, для удовлетворения которых
он был создан. Тогда он окажется ненужным обществу. Таких
примеров предостаточно: перестали удовлетворять общество и
ракеты СС-20 (в результате договоренностей с Америкой), и
ракетные самолеты, чьи задачи стали выполнять появившиеся
реактивные самолеты и ракеты «земля – воздух», «воздух –
воздух», и управляемые самолеты – снаряды «Буря», созданные в
СССР, а также американские «Навахо», «Снарк», «Регюлис».
Возможно, что и потребности не
изменились, но созданный объект изначально их не удовлетворял
(комбайн «Дон», сверхмощные тракторы и т.д.)
Наконец, в результате достижений
науки могут появиться новые возможности, реализация которых
делает ненужным только что созданный объект.
Если сфера потребления
«принимает» новые машину, станок и пр., то они изменяют ее
внутреннее состояние так, что к сфере производства начинают
предъявляться новые потребности, среди которых имеются и более
высокого уровня, предъявляемые собственно к технике. Возможна и
вторая линия – от науки к технике и производству, основанная на
прогностических способностях науки, когда технический объект
создается в результате научных достижений в предположении, что
он будет удовлетворять будущим потребностям человека,
«разбудят», «возбудят» их.
В этом случае, прежде всего,
начинает «работать» та часть закона соответствия, которая
фиксирует отношение технической системы к ее элементам, т.е.
создается новый технический объект. Для этого, однако, требуется
«отвоевать» у природы новые ее возможности, т.е. уменьшить
степень бесполезного рассеивания ее потенциала или, другими
словами, продвинуться вперед по энтропийной кривой в
соответствии с законом изменения энергии.
Это продвижение, однако,
подчиняется двум взаимосвязанным законам. Во-первых, оно
осуществляется в рамках большого количества внешних и внутренних
условий, которым технический объект должен соответствовать лучше
всего оптимальным образом (т.е. в соответствии с законом
оптимальности), а во-вторых, оно не может быть безграничным в
результате воздействия закона ограничения нововведений, который,
вообще говоря, есть свидетельство и отражение внутренней логики
развития техники, поскольку он сопротивляется внешним
воздействиям, пытающимся ее нарушить.
Появившееся, таким образом, новое
техническое средство вновь «приходит» в сферу потребления, где
вновь начинает работать «внешняя» часть закона соответствия и
цикл далее повторяется.
Можно сказать, что закономерность
оптимальности выполняет роль своеобразного рулевого,
«направляющего» развитие таким образом, чтобы оно шло по
наиболее целесообразному среди теоретически возможных путей,
наилучшим образом соответствуя многочисленным внешним и
внутренним условиям, в рамках которых создаются и используются
технические средства.
Если по каким-либо причинам
развитие выходит на неоптимальный путь, то, как отмечалось,
начинают накапливаться технические недостатки (проблемы),
трудности, негативные тенденции, выражающиеся в экономической
неэффективности, в авариях и катастрофах. Эти последствия рано
или поздно заставляют разработчиков (общество и пр.) вернуть
технику на оптимальный путь развития.
Закономерность ограничения
нововведений «обеспечивает» постепенность овладения силами
природы, определяет как бы ступени в совершенствовании
технических средств. Уменьшение количества нововведений (точнее:
ограничение качественного уровня технического средства) приводит
к противоречию с закономерностью изменения энтропии, их
повышение вызывает противоречие с закономерностью оптимальности
развития (сроки, ассигнования возрастают), с закономерностью
ограничения нововведений.
Все эти закономерности
«цементируются» законом соответствия, достаточно четко
ограничивающим степень свободы их проявления: развитие не может
происходить за рамками соответствия системы ее элементам и
окружающей среде.