1) При
рассмотрении основных этапов институализации и легитимации
виртуальной реальности в таких сферах культуры как экономика,
политика, образования и досуговая культура мы показали, что
современное общество становится похожим на виртуальную реальность
и может быть описано характеристиками виртуальной реальности.
2) Виртуализация
в таком случае — замещение реальности другой реальностью (во
многих случаях реальностью образов) — не обязательно с помощью
компьютерной техники, но обязательно с применением логики
виртуальной реальности. «Эту логику можно наблюдать и там, где
компьютеры непосредственно не используются. Например, виртуальной
экономикой можно назвать и ту, в которой хозяйственные операции
ведутся преимущественно через Интернет, и ту, в которой спекуляции
на фондовой бирже преобладают над материальным производством.
Виртуальной политикой можно назвать борьбу за власть и посредством
агитации с помощью web-страниц или пресс-конференций в Интернет, и
посредством рекламных акций в телестудии или на концертной
площадке».
3) В современных
исследованиях виртуализации общества монопольно выделяется
концепция Д. В. Иванова. Он полагает, что социальное содержание
виртуализации — подмена реальности институционального строя
общества первична по отношению к содержанию техническому. Общее
представление о феномене замещения реальности позволяет
разрабатывать собственно социологический подход: «не
компьютеризация жизни виртуализирует общество, а виртуализация
общества компьютеризирует жизнь».
Однако вопрос о корреляции электронной и неэлектронной
виртуализации остается открытым.