Виртуальная
реальность — феномен сложной структуры, осмысление которого
началось относительно недавно. В данной работе обозначены лишь
некоторые аспекты и направления изучения виртуальной реальности,
задающие векторы исследовательского поиска. Выбор «срезов»
рассмотрения проблемы обусловлен критериями ее
социально-философской значимости как в теоретическом, так и в
практическом аспектах. Проведенный нами анализ позволяет сделать
следующие выводы.
1.
Несмотря на то, что осмысление прецедента виртуальной реальности
началось с появлением мультимедийных технологий, феномен
виртуальной реальности — понятие, выходящее за рамки компьютерной
реальности.
2.
Проявления виртуальной реальности могут быть типологизированы по
хронологическому критерию появления ее продуцентов. Произведя
такую типологизацию, мы выделили три типа. К первому типу отнесли
виртуальную реальность, продуцируемую искусством, алкоголем
и прочими продуцентами, возникшими в древности. Их появление,
носит, по-видимому, случайный характер. Второй тип виртуальная
реальность, продуценты которой возникли в эпоху индустриального
общества (кинематограф, фотография психоделики и проч.), их
появление обусловлено научно-техническими достижениями, развившими
их на основе имеющихся продуцентов древности. Третий тип на данный
момент представлен только электронной виртуальной реальностью,
появившейся в постиндустриальную эпоху и являющейся
аудио-визуальной квинтэссенцией продуцентов периода индустриальной
эпохи.
3. Исследование феномена подмены реальности, осуществляемой
в искусстве, путем приема алкоголя и наркотиков, а также
посредством использования электронных средств позволяет выявлять
характеристики социального поведения человека, причины тех или
иных его социальных проявлений.
Так, исследование проблемы в рамках сравнительного
анализа мусульманского и христианского искусства привело нас к
идее о корреляции характера искусства со статистикой суицида:
небольшая численность суицида в странах мусульманского региона
связана с отсутствием изображений живых существ. Европеец, с
детства наблюдающий иную реальность в искусстве, легче
воспринимает переход из одной реальности в другую.
4. Язык электронной виртуальной коммуникации имеет
сходную с иероглифическими языками структуру. Исследование его
динамики позволяет прогнозировать последующую редукцию.
5. Современные процессы виртуализации происходят в двух
направлениях: переход той или иной сферы культуры на электронный
уровень коммуникации и неэлектронная виртуализация, осуществляющая
подмену социальных институтов их образами. Электронная
виртуализация развивает тенденции виртуального в любой сфере
общественной жизни, провоцируя появление новых мультимедийных
средств для поддержания соответствующей электронной коммуникации.
В свою очередь, новые электронные средства коммуникации
провоцируют переход неэлектронной виртуализации в сферу
электронной.
Обретение какой-либо формой виртуальной реализации статус
социального института, т.е. ее легитимация (в частности, в
экономике, образовании, политике и т.п.) влечет за собой
расширение предметного поля социокультурных исследований. Тем
самым формируется потребность в разработке новых
специализированных направлений социальной философии, касающихся
соответственно, экономики, политики, образования и т.п.
Дальнейшие исследования виртуальной реальности в результате
могут привести как к подтверждению, так и к опровержению выводов,
сделанных в данной работе. Однако приведенные концепты и обобщения
вносят определенный вклад в формирование исследовательского поля,
которое сегодня только начинает складываться.
[ Назад ] [ К оглавлению ] [ Дальше ]