ГЛАВНАЯ
страница

Constitutum
о концепции проекта

personalia
наши ведущие эксперты + наши авторы

natum terra
карта сайта

diegesis
концепции

sociopraxis материалы эмпирических исследований

methodo-logos размышления о методе

oratio obliqua критика, рецензии, комментарии

chora
публицистика, интервью

esse
эссе

sociotoria
форумы

habitus socis информация, аннотации, анонсы

studiosus
в помощь студенту (рефераты, консультации, методические материалы)

alterae terrae альтернативные ресурсы (ссылки)

 

Леглер В.А. Научные революции при социализме.


Глава III. Локальные идеологии

5. Что поддерживает локальные идеологии?

В этом разделе речь пойдет не о причинах возникновения и процветания локальных идеологий. Пока вопрос ставится более узко: каков механизм, поддерживающий господство уже возникшей идеологии над научным сообществом? С научными теориями все ясно – они опираются на согласованную убежденность ученых, использующих факты и логику. Это значит, что противостоящие им локальные идеологии поддерживаются иным способом, поскольку факты и логика в распоряжении обоих сообществ одни и те же. Более того, когда научно-идеологические сообщества обращаются к фактам и логике, они возвращаются к тем самым теориям, которые ранее отрицали.

За ответом на этот вопрос далеко ходить не надо. Он очевиден и общедоступен. Посмотрим, например, какими мерами поддерживалась мичуринская биология:

«В конце 1948 г. была осуществлена расправа со всеми научными противниками Т.Д.Лысенко и его группы и с противниками В.Р.Вильямса, независимо от того, были ли они генетиками, физиологами, морфологами, почвоведами или медиками. Как мы уже отмечали, были отстранены от работы или понижены в должности в научных и учебных заведениях около 3000 человек... Постановление расширенного заседания Президиума АН СССР безоговорочно поддержало решение сессии ВАСХНИЛ и постановило закрыть и упразднить ряд лабораторий, объявленных очагами реакционного морганизма... Затем состоялся актив работников Высшей школы... Аналогичные меры были приняты специальной сессией Академии медицинских наук... Затем специальные эмиссары разъехались по крупным городам и республикам проводить республиканские, городские, вузовские собрания биологов и санкционировать увольнения противников Т.Д.Лысенко... Волна погромных приказов и распоряжений продолжалась несколько месяцев... Таких приказов по министерствам, управлениям, главкам, издательствам, университетам, институтам, станциям, редакциям в РСФСР, в союзных республиках, в областях издавались сотни, и все они старались кого-нибудь уволить, кого-нибудь осудить. Классическая генетика, важнейшая из биологических наук, в несколько дней стала государственной опасностью, стала врагом № 1, против которого была двинута в ход вся мощная государственная и политическая машина огромной страны. По всей стране несся громкий клич – громить морганистов-менделистов, искоренять реакционную и вредоносную генетику. Слава академику Т.Д.Лысенко, спасающему нашу науку от проникновения американских прихлебателей! (199, стр. 114-121)».

А вот как, по мнению большого авторитета в этой области, поддерживалось марровское языкознание:

«В органах языкознания как в центре, так и в республиках, господствовал режим, несвойственный науке и людям науки. Малейшая критика положения дел в советском языкознании, даже самые робкие попытки критики так называемого «нового учения» в языкознании преследовались и пресекались со стороны руководящих кругов языкознания. За критическое отношение к наследству Н.Я.Марра, за малейшее неодобрение учения Н.Я.Марра снимались с должностей или снижались по должности ценные работники и исследователи в области языкознания. Деятели языкознания выдвигались на ответственные должности не по деловому признаку, а по признаку безоговорочного признания учения Н.Я.Марра. Общепризнанно, что никакая наука не может развиваться и преуспевать без борьбы мнений, без свободы критики. Но это общепризнанное правило игнорировалось и попиралось самым бесцеремонным образом. Создалась замкнутая группа непогрешимых руководителей, которая, обезопасив себя от всякой возможной критики, стала самовольничать и бесчинствовать... Аракчеевский режим, созданный в языкознании, культивирует безответственность и поощряет такие бесчинства (273)».

Итак, локальные идеологии в науке поддерживаются самым обыкновенным насилием. И в этом они тоже оказываются совершенно аналогичны политическим идеологиям. Исследователи последних пишут, что лишь благодаря систематической деятельности специальных мощных организаций идеологические учения приобретают и сохраняют свое значение в обществе:

«Официальная идеология – это идеологическое учение и идеологическая организация людей... она пронизывает все сферы общественной жизни... И лишь благодаря этой системе идеологическое учение становится могучим фактором общественной жизни. Оно немыслимо вне этой системы как явление социальное. Вне этой системы оно есть лишь совокупность текстов, которые можно рассматривать с самых различных точек зрения – с исторической, физической, политической, эстетической. Однако, если мы хотим их рассматривать именно как идеологические тексты, мы ни на минуту не должны забывать о деятельности могущественной организации людей (269)».

Все происходит предельно просто. Известна правильная точка зрения, которую надо иметь. Известна неправильная точка зрения, которую не надо иметь. Известны поощрения тем, кто имеет правильную точку зрения и наказания тем, кто имеет неправильную.

В разных локальных идеологиях достигается и разная степень насилия. Наиболее высока она в некоторых идеологиях, навязанных государством. Здесь бывают моменты, когда принадлежать к осуждаемому научному направлению означает подвергать себя смертельной опасности. Такая судьба постигла историков – последователей Покровского или позднее – лингвистов, учеников Марра. В такие периоды язык научной полемики напоминает речь прокурора на суде:

«Недоброй памяти «норманнская теория», приписывающая создание Киевской Руси скандинавским авантюристам... принесшая столь большой вред нашей исторической науке... ныне полностью разоблачена в трудах советских историков и археологов (249, стр. 166)».

Научное сообщество, находящееся в таком состоянии, не испытывает ничего, кроме чувства вины и страха. Это отражается и в научной литературе:

«Советские археологи сознают свои ошибки и необходимость окончательной их ликвидации... чтобы искупить свою глубокую вину перед отечественной наукой (249, стр. 7,10)».

«Прикрываясь антиленинскими взглядами М.Н.Покровского... ныне разоблаченные троцкистско-бухаринские наймиты фашизма разваливали исторический фронт, ведя вредительскую и контрреволюционную работу в научных учреждениях... Исторические журналы были использованы как трибуна негодяями из шпионско-вредительской банды лжеисториков... Так называемая «школа Покровского» не случайно оказалась базой для вредительства со стороны врагов народа, разоблаченных органами НКВД... Только непростительной, идиотской беспечностью и потерей бдительности со стороны работников исторического фронта можно объяснить факт, что эта оголтелая банда врагов ленинизма долго и безнаказанно проводила вредительскую работу в области истории... Это положение исторического фронта безусловно нетерпимо. ЦК партии и лично товарищ Сталин своими многочисленными указаниями и решениями оказали советским историкам исключительную помощь.

Вражеские контрреволюционные гнезда на фронте истории, как и на других участках нашего строительства, ныне разгромлены нашими славными наркоману дельцами. Атмосфера расчищена. Созданы небывалые условия для небывалого подъема исторических наук в нашей социалистической стране (250, стр. 3, 5, 6, 9)».

Во внутренних научных идеологиях, создаваемых самими учеными, такой степени насилия не достигается, поскольку в руках ученых нет карательных средств такой интенсивности. Тем не менее, они делают подобные попытки. Медведев приводит множество примеров того, как мичуринцы ставили своих научных противников под удар государства, используя тайные или публичные обвинения и отождествляя их научные взгляды с государственными преступлениями:

«Враг народа троцкист Урановский, подвизавшийся в качестве «методолога» Академии наук, оптом и в розницу продававший наши научные интересы, ведя вредительскую линию в области научной политики, отстаивая чистую «науку для науки» – всячески поносил всех тех, кто боролся за поворот науки в нашей стране к нуждам социалистического строительства... В институте, руководимом Н.К.Кольцовым и редактируемом Кольцовым журнале сотрудники Кольцова, под маской генетики, протаскивали всякую лженаучную дребедень, подчас открытую фашистскую проповедь (199, стр. 22, 31)».

В результате подобных обвинений в 1937-1940 гг. пострадали многие выдающиеся биологи. Такие же попытки сделали мичуринцы и в 1948 г. (в работе 200 приводятся относящиеся к этому времени цитаты из заявлений в органы безопасности). Но органы не вмешались в эти события, предоставив ученым самим вести расправу. Как это происходило, видно из цитаты в начале настоящего раздела, и это, вероятно, максимальная степень насилия, доступная самим ученым. Каждого, подозреваемого в сочувствии к хромосомной генетике или в неодобрительном отношении к мичуринцам, немедленно увольняли (таких набралось несколько тысяч). Были закрыты некоторые лаборатории, уничтожены коллекции и экспериментальные материалы. Более чем на 10 лет прекратились всякие публикации по хромосом ной генетике, а исследования могли вестись только «подпольно». Подготовка кадров биологов, т.е. обучение студентов и защита диссертаций, была взята мичуринцами под строжайший контроль.

Сегодня примерно такая же степень насилия существует во всей области гуманитарных и социальных наук, где любые высказывания, не согласующиеся с господствующими локальными идеологиями, означают немедленное увольнение. Время от времени здесь происходят и такие же громкие кампании с увольнением больших групп ученых сразу, например, в психиатрии в начале шестидесятых или в социологии в начале семидесятых годов. Изгнание из научного сообщества является высшей мерой наказания, которое ученые в состоянии осуществить сами. Оно оказывается вполне достаточным для нормального функционирования локальной идеологии, поскольку – изгнанное лицо как ученый более «не существует», и не может в дальнейшем как-либо влиять на положение дел в сообществе.

В стабильно существующих локальных идеологиях обычно и не требуются такие громкие мероприятия, как увольнения сразу больших групп ученых. Если первоначальный порядок уже наведен, то в дальнейшем он поддерживается как бы сам собой, за счет усвоения каждым членом сообщества необходимых правил поведения. В этой ситуации, хотя действительная степень насилия может быть очень высока, репрессивные меры применяются лишь к незначительному числу членов сообщества, нарушающему принятые правила вопреки принципа самосохранения.

Во многих локальных идеологиях и этот уровень насилия не достигается. Так, мне неизвестны случаи увольнения геологов за приверженность их к мобилизму или к тектонике плит. Тем не менее, и здесь наказания существуют, выражаясь в виде отсутствия поощрений. Это проявляется в виде невозможности или затруднительности защитить отчет или диссертацию, получить научную степень и звание, занять более высокую должность или перейти в более престижное научное учреждение, получить новых сотрудников или оборудование, опубликовать статью в научное журнале, выступить на конференции или поехать на стажировку и т.д. и т.д. С подобней ситуациями каждый ученый сталкивается постоянно, и все они благоприятнее разрешаются для того, кто следует в русле научной идеологии. Эффективность этой формы давления может усиливаться тем, что она может не признаваться официально, например, непринятие статьи можно объяснить ее низким научным уровнем и сотней других причин. Этими мерами достигается две цели. Во-первых, каждый член сообщества усваивает, что поддержка локальной идеологии – наиболее выгодная для него форма поведения. Во-вторых, в лидеры сообщества выдвигаются наиболее активные сторонники идеологии, а ее противники задерживаются на нижних ступенях научной иерархии и не могут эффективно влиять на поведение сообщества. Так достигается самовоспроизведение локальной идеологии в сообществе.

Наиболее массовая и в то же время наименее заметная форма насилия заложена непосредственно в структуру сообщества. Она обнаруживается в тысячах обычных процедур, когда, например, научный руководитель дает подчиненному задание или оценивает полученные им результаты. Принуждение здесь не замечается или признается нормальным, как, скажем, всеми признаются нормальными взаимоотношения в армии, основанные исключительно на принуждении.

Опыт рассмотрения реальных локальных идеологий показывает, что по степени насилия они образуют непрерывный спектр от едва заметной, как, например, в фиксизме в последние годы его существования, до предельно высокой, как в некоторых навязанных идеологиях. В этом восходящем ряду можно провести некую условную границу. В идеологиях, расположенных выше этой черты, положение ученого, несогласного с идеологией, будет прогрессивно ухудшаться, и в случае его упорства приведет к изгнанию его из сообщества. В идеологиях, не достигающих черты, оппонент может оставаться внутри сообщества, хотя и будет меньше поощряться, чем сторонник идеологии, вплоть до полного замораживания своей карьеры. В идеологиях, лежащих ниже черты, научные противники остаются внутри сообщества и могут продолжать влиять на него. Здесь может существовать явление научной оппозиции, которое мы рассмотрим ниже и которое, играет важную роль в судьбах локальных идеологий.

Способность советской науки впадать в научно-идеологическое состояние и поддерживать его путем насилия – официально признаваемый факт, имеющий в официальном языке свои эвфемизмы. Локальная идеология называется там монополией одной школы, насилие – администрированием, специфические метода полемики – наклеиванием ярлыков, противостояние с мировой наукой – отставанием от нее и т.д.

Вот цитата из речи Президента АН СССР, произнесенной в 1965 г.:

«Уровень и размах работы в области молекулярной биологии и генетики сильно отстает. В течение последних десятилетий у нас задерживалось практическое использование ряда крупнейших завоеваний советской науки... На развитии биологии в большой мере отразилось монопольное положение группы ученых, возглавляемой академиком Т.Д.Лысенко, отрицавшей ряд важнейших направлений биологической науки и внедрявшей свои точки зрения... Для внедрения неправильных точек зрения были использованы методы администрирования... Следует в дальнейшем... исключить всякую возможность администрирования, давления и приклеивания ярлыков чьей бы то ни было стороне (236, стр. 4-5)».

Приведенное в начале этого раздела описание «аракчеевского режима» в языкознании взято из весьма официального источника. Яркие впечатления о применяемых в науке методах давления можно почерпнуть и из .художественной литературы (например, из романов Д.Гранина).

Научное насилие порождает явление, которое по аналогии с большими идеологиями можно назвать «научным двоемыслием». При этом ученый лично, в душе, признает истинность одной научной теории, а официально, в своих исследованиях, выступлениях, публикациях защищает и разрабатывает другую. Вот несколько частных высказываний, слышанных мной в 1976-1978 гг. Дальневосточный геолог, доктор наук, говорил: «Совершенно очевидно, что тектоника плит правильна, скоро и наши это признают, никуда не денутся». На вопрос, почему же он не применяет ее в своей работе, он ответил с удивлением: «Вы что же, хотите, чтобы меня съели?» Профессор МГУ, доктор геологических наук: «Сегодня публично признать тектонику плит может либо студент, либо академик. Студенту терять нечего, академик уже ничего не потеряет. А мы, активно действующие ученые, должны думать о своей репутации». Доктор наук, сотрудник одного из московских НИИ: «Да, тектоника плит, по всей видимости, верна. Но пусть мой директор скажет мне это официально».

Иногда двоемыслие ученого видно прямо в его публикациях. Можно привести ряд работ (например, 288), которые по внутреннему смыслу находятся в рамках плитной парадигмы, а формально – вне ее. Сама постановка задач в них, логика решения, полученные результаты имеют смысл только внутри тектоники плит. Но вещи не названы своими именами – тектоника плит не упоминается, ее главные термины не употребляются, отсутствуют характерные плитные схемы и т.д. Такие двусмысленнее статьи преследуют и двойную цель – участвовать в научных исследованиях и избежать наказания за это. На мой вопрос к автору одной из таких статей, какие мотивы заставили его ухудшить свою работу, я получил вполне прямое признание этого.

Масштабы научного двоемыслия можно оценить, наблюдая, как быстро уменьшается число сторонников локальной идеологии при уменьшении ее карательных возможностей. Так, осенью 1964 г., когда выяснилось, что мичуринская биология больше не пользуется государственной поддержкой, ряды ее сторонников, казалось бы, несокрушимые, рассеялись с ошеломляющей быстротой. Было даже высказано сожаление в печати, что ученые обнаруживают слишком «...легкое и, отработанное с годами умение «перескакивать» каждый раз именно на ту позицию, которая в данный момент гарантирует известную «устойчивость»» (307, стр. 115).

При очень высокой степени насилия двоемыслие является, по-видимому, почти всеобщим уделом. Случаи выступления против сталинского учения о языке в 1951 г. мне неизвестны. Но уже в мичуринской биологии не была достигнута такая степень давления, чтобы сломить абсолютно всех. Один из генетиков вспоминает о событиях 1948 г.:

«Мы не могли ни в чем каяться, так как глубоко понимали, что наше упорство – это лучшее из всего того, что можно было сделать, чтобы защитить нашу науку... Я послал все покаяния к чертям и сказал, что никогда, никогда этого не будет. Как мы сами себе посмотрим в глаза через несколько лет, когда наступит торжество признания нашей науки? Однако, когда же оно придет? (97, стр. 269)».

Яркие примеры научного двоемыслия были продемонстрированы в последний день сессии ВАСХНИЛ, когда после покаяния Ю.Жданова в «Правде» исчезли последние надежды на противодействие мичуринцам. Возникли реальные опасения, что степень репрессий против генетиков достигнет предельной стадии, и ученые, за несколько дней до этого мужественно и остроумно боровшиеся с мичуринцами, выступили с заявлениями:

«Мое выступление два дня назад, когда Центральный комитет партии намечал водораздел, который разделяет два течения в биологической науке, было недостойно члена коммунистической партии и советского ученого. Я признаю, что занимал неправильную позицию... С завтрашнего дня я не только сам стану всю свою научную деятельность освобождать от старых реакционных вейсманистско-морганистских взглядов, но и всех своих учеников и товарищей стану переделывать... Это единственно возможный путь для партийных и непартийных большевиков, которые хотят работать в области нашей биологической науки (217, стр. 523,526,527)».

Отречения продолжались и после сессии:

«Горько было читать, что М.Е.Лобашев, отдавший генетике десятки лет своей жизни, отказывается от нее и переходит на позиции Т.Д.Лысенко. Не верилось, что С.М.Герзеншон, Н.В.Турбин, отлично понижая значение генетики как науки, тем не менее, писали, что отказываются от принципов хромосомной теории (97, стр. 269)».

Здесь ясно видно, что количество ученых, способных противостоять локальной идеологии, прямо зависит от достигаемой ею степени репрессий. Чем сильнее давление, тем меньше людей способно его выдержать. Внешнее единомыслие всего научного сообщества достигается путем и ценой внутреннего двоемыслия многих его членов.

Назад ] К оглавлению ] Дальше ]

 

Hosted by uCoz