|
Вещи
Гибелев И.
В кругу, в куполе выжженного
зноя вещей, которые переехали с тобой, живут с тобой, пока жив сам,
становится теснее. Вещи концентрируют прошлое: оно уплотняется в
кастрюлях, купленных родителями в госплановых "тысяча мелочей" и
подаренных бабушками, видящими в наследовании кастрюль залог
какого-то успеха, наматывается вокруг не-полых вещей (молотков,
гвоздей, дверных ручек), пылится в подушках диванов и чемоданах,
обитых по углам жестью, ветшает детской одежонкой – зачем
перевозимой? - тускло блестит во всем
скарбе разгружаемого контейнера – и
угнетает. Не так оно тяжело в книгах в нагрузку.
Так бывает, что внутренний мир, твой род,
обстоятельства жизни, сопутствующая бытовая мелочь, что карманы
младшего школьника, - все срастается, замыкается в линию круга,
очаровывающем курицу не в гордом и бесполезном одиночестве, но,
сомкнувшись раз вокруг нее, уже не могущую быть ни разорванной, ни
разрезанной, ни даже выкрученной через голову как hola-hoop и
толчком руки отправленной под кровать – к новой судьбе; так
планировка новой квартиры, почти полностью копирующая предыдущую,
покинутую, оставленную чужим, сообщает втащенной мебели отведенное,
в изначальной расстановке, место, тела движутся по тем же
координатам, но глаза тускнеют, когда рука по старому рефлексу, в
мгновенном затмении, тянется к выключателю, а он перескакивает на
смежную стену, раздавая по сморщенным лбам звучные щелчки. На улицу
летит бутылка с запиской, в которой только где? И влетает в глаза –
здесь! И это начало, следом разгоняет и подкидывает на холмах
ландшафт, и тут уж замечаешь тела – и, господи, не дай увидеть их
лица – и увидишь.
Тогда чувствуешь, что как
наивный резиновый детский мяч колотишься меж стен, на которых другие
обои: обои этого ландшафта, этих лиц, и когда бежишь в старые вещи,
в центр круга, к казахским сказкам – выключатель отбрасывает в точку
линии, в кому, в кому там, где тебя нет, жить хорошо, но ты живешь
там, где есть, где в силу иного пространства и колебания времени –
бог не весть, а контр-идеология и россыпи звезд на плечи; этот
ландшафт решает в уравнении правое и левое плечо в спуск-и-подъем.
Туда, в степь кочевников, -
подбегающую к Рифею – где живет само Время и откуда рассылает лишь
пасынков – секунды, года, вечности, где Тобол уходит в
сюрреалистические каратамары, откуда челябинск есть всего лишь
Джелябi – туда отпускаешь
волосы, засыпаешь и ходишь за молоком, которое теперь никогда не
оказывается кумысом, но только коровьей дрянью и русским селом.
Приходит тоскливая жалость к вещам твоего до-инопространственного
бытия, желание взять их в обратный путь к Времени нарастает
пропорционально убыванию милой рухляди.
Возвращение, всегда идущее по касательной,
которая сама и есть возвращение, мимоходом указывает на
невозможность в степи эха, взамен него только сила и долгота
растечения твоего голоса, она легко рас-творяет грудные клетки и
привыкла к редким стоящим крыльям. Там, глядя вверх, призывая
боковое зрение уцепиться хоть за кочку и оно, конечно, бессильно,
вдруг горизонталь и вертикаль начинают сходиться, сливаются - степь
разворачивает веер Времени, на котором в виде точки неожиданно
обнаруживаешь себя – теперь все равно: говорить, проверять голос на
силу или молча суживать углы глаз – теперь ты можешь видеть себя во
всех зеркалах, видеть свое-другое молчание, всасываемое куполом и
легкими, теперь ты стрела.
Но есть гиацинтовые цари рек,
ведущие в омут за руку, в покойно текущую смерть – издалека широкую
каялу, такой воде степь с легкостью перепоручает страсть к
поглощению, к будущему как неизвестной и неожиданной двери. В нее,
отодвигающуюся, течет Русь наша кормилица-Каяла – нет в ней эха, нет
и голоса, есть передразнивающий то и другое лес, чей царь веде в бор
и там умерщвляет под елкой.
Но есть и опоры: первая –
обюдоэхий Рифей, от которого на западе кормится Европа, рассовывая
полученные кличи в Альпах, на востоке – Япония. Второй центр –
Питер, огревший (согревший) Москву, сам замерзший буйной Невой,
гранитный пункт сообщения Рифей – Альпы. Но не способное стоять на
двух ногах встающее, ищет третью ногу – видит око Казбек, да зуб не
скрошит пока кавказской готики, гордой и продажной.
Не забыть бы о
центрально-российских финно-угорских болотах, в которых, как
известно, живут белоглазые люди.
Версия для печати
|
|