ГЛАВНАЯ
страница

Constitutum
о концепции проекта

personalia
наши ведущие эксперты + наши авторы

natum terra
карта сайта

diegesis
концепции

sociopraxis материалы эмпирических исследований

methodo-logos размышления о методе

oratio obliqua критика, рецензии, комментарии

chora
публицистика, интервью

esse
эссе

sociotoria
форумы

habitus socis информация, аннотации, анонсы

studiosus
в помощь студенту (рефераты, консультации, методические материалы)

alterae terrae альтернативные ресурсы (ссылки)

ГОСТЕВАЯ КНИГА

 

Социализация молодежи в изменяющемся обществе

А.И. Ковалева

Московский гуманитарный университет

С начала 1990-х годов в России сложилась принципиально новая ситуация вхождения молодого человека в социум. Смена парадигмы общественного развития, кардинальные изменения в экономике, острая социальная дифференциация, социокультурная реформация расширили границы автономии формирующейся личности.

Особенности социализации российской молодежи в изменяющемся обществе характеризуются следующим. Расширилось  многообразие социализационных практик молодежи. Практически утрачен доминировавший в советский период единообразный и патерналистский характер социализации.

Произошло расслоение молодежи по социализационным траекториям  как отражение социальной стратификации общества, диверсификации социокультурных сценариев и стилей жизни. Социализационные траектории молодежи претерпевают расширение горизонтальных дифференциаций и стратификацию, связанную с существенными различиями в образе жизни, образовании, доступе к информации и т. д. Социализационные траектории современной российской молодежи имеют общей тенденцией уменьшение государственного сегмента институтов социализации. Эти траектории несут в себе потенциал внутреннего единства как выражение исторических, социальных и национальных корней россиян. Поиск механизмов, обеспечивающих общественную стабильность через социализационные процессы, определение их перспективных моделей в современном российском обществе остаются важнейшими проблемами науки и практики.

Трансформировались основные институты социализации (семья, система образования, средства массовой информации и коммуникации, общественные организации и др.) как следствие коренных изменений общества и общецивилизационных процессов.

Увеличились масштабы отклонений в социализации молодежи. Это проявляется, прежде всего, в росте девиации среди молодежи, в  преждевременном или запаздывающем обретении молодыми людьми социальных ролей, в дисбалансе организованных и стихийных процессов социализации в пользу стихийности, в кризисах социальной идентичности молодежи.

Молодой человек, включаясь в различные виды деятельности и социальные отношения, обретает новые идентичности, большую уверенность в себе и удовлетворенность жизнью, получает опыт преодоления трудностей взросления и вхождения в самостоятельную жизнь, уточняет критерии оценки себя как личности и свои идентификационные ориентиры. В молодом возрасте процессы социализации и идентификации, результатом которых становится целостная социальная идентичность, очень насыщены и динамичны. Их сопровождают предшествующие личностной зрелости нормативные кризисы идентичности.

Преодоление кризиса идентичности связано с достижением баланса позитивной идентичности на разных уровнях идентификации с учетом возрастных и психологических особенностей индивида. Обретение желаемой идентичности является трудным делом. Во-первых, это требует значительных волевых усилий и времени на освоение необходимых ценностей, норм, ролей, образцов поведения, убеждений, а также преодоления трудностей личностного роста. Во-вторых, принятие некоторых идентичностей является проблематичным для индивида. Например, ситуационная идентичность может вступать в противоречие с ценностями и нормами индивида. В-третьих, идентичность может быть не реальна для индивида, поэтому во избежание длительного и неразрешимого кризиса человеку лучше пересмотреть свои притязания. Кризис идентичности может проявляться не только как норма развития личности. Он может стать отклонением в случае затягивания тяжелого переходного состояния или его неразрешимости. Такой кризис сопровождается неудовлетворенностью, опустошенностью, тревожностью индивида, а порой и личностным разломом, утратой смысла жизни.

В ранней юности подвергается сомнению обретенная ранее идентичность. Осознание необходимости решать взрослые задачи вызывает переживание того, как индивид выглядит в глазах других в сравнении с его собственным представлением о себе, а также того, как связать роли и навыки, развитые и ценимые ранее, с профессиональными прототипами дня сегодняшнего. В поисках нового чувства тождественности и преемственности молодым людям приходится вновь вести многие из сражений прошлых лет, привлекая к этому свои внутренние силы, и также реальных значимых других. Эта новая, финальная на этапе перед взрослостью идентичность, есть нечто большее, чем сумма детских идентификаций. Новая идентичность есть чувство уверенности в том, что внутренняя тождественность и непрерывность сочетается с тождественностью и непрерывностью значения индивидуума для других. Эта идентичность подтверждает готовность индивида интегрировать все свои прежние идентификации (индивидные и личностные) с возможностью выполнять социальные роли взрослого человека.

Вместе с тем, в условиях социальных изменений социализация молодежи сохраняет некоторую устойчивость благодаря действию исторически сложившегося в России общественного механизма передачи социального опыта от поколения к поколению.

Новая ситуация в обществе придает актуальность ряду непроработанных вопросов теории социализации. Обозначим три из них.

1.            Проблема соотношения первичной и вторичной социализации. Социализация молодежи включает завершение первичной и начало вторичной социализации. Особенностью первичной социализации является преимущественно первичное освоение индивидом окружающего мира через «понимание другого» (в веберовской трактовке). Индивид «вбирает» в себя общие ценности в процессе общения со значимыми для него другими людьми, будучи направляемым ими. На этой стадии отсутствует выбор значимых других; родителям, семье принадлежит главенствующая роль как агентам социализации; объективная реальность воспринимается как неизбежность, конституируемая в языковых, интерпретационных и мотивационных схемах. Вторичная социализация имеет принципиальное отличие, состоящее в том, что для индивида ближайшее его окружение, а также общество да и сам индивид в его же представлениях оказываются другими с учетом освоенной им ранее объективной реальности. Начальный этап вторичной социализации предполагает присвоение молодом человеком социальной субъектности в формах, принятых в обществе. Социальные роли деиндивидуализируются, они воспринимаются как заменяемые. В сознании индивида постепенно происходит абстрагирование от ролей и установок конкретных других до ролей и установок вообще. Это связано с идентификацией индивида не только с конкретными значимыми другими, ориентацией на обобщенного другого (в понимании Дж. Г. Мида), но и отождествлением себя со всеобщностью других, т. е. с обществом. Начало вторичной социализации, как правило, совпадает со снижением роли родительской семьи как агента социализации, социальность уже не воспринимается как само собой разумеющееся. С присвоением субъектности индивид пытается созидать и изменять ее. Формирование в сознании обобщенного другого — решающая фаза социализации. Сложность, кризисность социализации молодежи состоит в том, что новые адаптационные и интернализационные процессы накладываются на прежние, пройденные в первичной социализации. Поэтому возникает проблема согласованности между первоначальными социальными адаптациями и интернализациями. Постигнутые индивидом приспособления к осваиваемому им миру значимых других, а также его изобретения (в понимании Г. Тарда) оказываются недостаточными на новом жизненном этапе. 

2.            Проблема личности молодого человека. То есть его социальной сущности, предполагающей наличие устойчивой совокупности социально значимых черт, определяющей его включенность в общественные отношения. Чтобы стать личностью, надо пройти определенный путь развития. В каждом обществе складывается своя совокупность типических социально значимых черт членов общества как носителей конкретного типа социальности. Личность каждого человека воплощает в себе и социально типические, и индивидуальные черты. Социальные черты формируются и проявляются только во взаимодействии индивида с другими людьми. Взаимодействия личности и общества конкретизируется множеством взаимосвязанных социальных статусов и социальных ролей. Каждому молодому человеку присуща множественность социальных ролей. Личностная интеграция социальных ролей неповторимо индивидуальна и зависит от целого комплекса особенных обстоятельств. Субъективно для индивида личность выступает как его образ-Я (Я-концепция) ­– система представлений о себе, конструируемая индивидом в процессе деятельности и общения, обеспечивающая социальную идентичность его личности и обнаруживающая себя в самооценках, чувстве самоуважения, уровне притязаний молодого человека.

Личность молодого человека формируется и изменяется в постоянной связи с окружающим миром. Большое влияние на молодого человека оказывает социальная среда, в которой он выступает как объектом, так и субъектом деятельности, благодаря чему  создает и изменяет социальную среду и самого себя. Окружение молодого человека оказывает неодинаковое влияние на различные элементы его личности. Что-то больше сказывается на ее  проявлениях, что-то меньше. От детства к молодости индивид переходит в процессе идентификации себя с человеком, принадлежащим к молодежному сообществу и по возрасту, и по социальным характеристикам. Как правило, только «подрастание», вхождение в молодежный возраст не дает устойчивой идентификации. Она должна подкрепляться конкретными поступками, обретением социальных черт, подтверждающих субъектность индивида в конкретных действиях. Происходит включение в различные виды деятельности, обретение многих новых социальных ролей. Молодой человек создает свою семью, обзаводится детьми, продолжает свое профессиональное самоопределение.

Методологической посылкой в социологическом изучении личности молодого человека является  ее социальный тип, определяемый как совокупность типических черт социальной группы молодежи. Социологию интересуют социальные черты современных молодых россиян, повторяющиеся в молодежной группе и являющиеся для нее типичными.

3.            Проблема социального развития в личностном измерении.

Социальное развитие, понимаемое в отечественной социологии как процесс, в ходе которого происходят существенные количественные и качественные изменения в общественной жизни, имеющие позитивный характер. Важнейшим условием социального развития является наличие такого личностного потенциала членов общества, который способен (1) воспроизводить социальность и (2) осуществлять ее изменения.

Социальное развитие имеет не только институциональное, организационное, процессуальное и т. д., но и личностное измерение.  Личностное измерение означает рассмотрение изменений социального типа личности во временном континиуме. Оно фиксирует количественные и качественные изменения личностного потенциала представителей тех или иных социальных групп и общностей на определенных этапах функционирования общества.

Общество заинтересовано в поддержании личностного потенциала. Оно обеспечивает не только воспроизводство населения, условия его выживаемости, но и интегрирует людей, фактически «продавливает» определенные типические свойства в духовных структурах человека. Человек при этом активно адаптируется к социальной среде, приобретая социально значимые черты (ценности, нормы, знания, умения, стереотипы поведения), необходимые для его полноценной жизни в обществе.

Общество производит тех людей, которые ему нужны для нормального функционирования общественной системы, преемственности в ее развитии.

Оно обуславливает типическое, тождественное, идентичное в личностях, задавая отработанные и проверенные социокультурные символы и образцы (язык, информация, картины мира, обычаи, традиции, стереотипы поведения и т. д.). Ему нужна такая степень социальной идентичности членов общества, которая позволяет самовоспроизводиться на уровне групповой, институциональной, организационной и ценностно-нормативной структур. Вместе с тем сложность и динамичность общества делает невозможным и ненужным достижение очень высокой степени социальной идентичности.

Существует определенный порог идентичности как меры схожести и подобия личностных черт членов общества, который может быть достаточным для социального воспроизводства. Характер социальности общества предопределяет эту меру, а также широту вариативности выбора, каким быть индивиду.

Общество, формируя, утверждая те или иные ценности, определяет желательное для него общее направление жизнедеятельности людей, ориентирует их действия и взаимодействия в определенном русле. На основе приоритетных ценностей оно предписывает своим членам нормы и конкретные образцы поведения в определенных ситуациях, а также вырабатывает систему мер для реального осуществления этих норм и способы реагирования на поведения людей и их групп.

Существует взаимообусловленность социального развития и развития личностного потенциала. Причем, на определенном этапе объективные процессы опережают личностные изменения. Но субъективные процессы могут оказаться более динамичными в случае, когда в ходе социализации активизируется неадаптивность личности, связанная с отрицанием определенных социальных норм и ценностей, созданием новых образцов. Это может привести к новому качеству личностного потенциала общества, к другой совокупности типических личностных черт. В таком случае субъективные процессы, опережая объективные, становятся первостепенным фактором общественных изменений.

Обратившись к истории общества, можно заметить, что так мало влияние отдельных людей на социальное развитие. Ни одна отдельная личность, каким бы потенциалом она не обладала, не может  вырваться из социальных закономерностей. В то же время внутри действующих потоков, например на организационном уровне социального развития, можно увидеть, сколь много при всей заданности общественных изменений может и отдельный человек. Оба эти взгляда не противоречат друг другу и только вместе могут дать правильное объяснение реалиям социального развития.

С другой стороны, социальное развитие представляя собой целенаправленные процессы по обустройству жизни людей, удовлетворению их разносторонних потребностей, может мало влиять или вовсе не сказываться на улучшении условий жизнедеятельности отдельного человека. Причина этого кроется в том, что устремленные в будущее процессы развития могут не давать скорых качественных сдвигов в повседневной жизни людей, могут просто не затронуть конкретного человека или ухудшить его жизнь.

Личностное измерение социального развития обнаруживает его противоречия и парадоксы, которые подлежат тщательному изучению в рамках социологии. Наиболее важной проблемой социологических исследований становится изучение обобщающих характеристик человеческого потенциала, включающих социально-демографические показатели и состояние здоровья, социально-экономические характеристики, образ жизни и т. д. Важным аспектом таких исследований является учет дистанции, складывающейся между так называемым «социальным минимумом» как гарантированным уровнем жизни людей, и «социальным максимумом», достигаемым в уровне потребления социальной элитой, так как в современном обществе все острее встает вопрос о разумных верхних пределах потребления и обладания благами, что крайне необходимо для формирования социальных потребностей у новых поколений людей.

Особую значимость имеют исследования социализации молодежи, позволяющие получить данные о том, как обеспечивается личностное развитие молодых:

  • во-первых, как в условиях социального развития трансформируется социализационная норма (обновляются эталоны личностного развития с учетом возрастных и индивидуально-психологических характеристик, складываются новые условия и механизмы социализации);

  • во-вторых, как осуществляется социализация молодежи;

  • в-третьих, какова ее результативность.

Важнейшим аспектом исследований становится изучение состояния и динамики типических социальных качеств индивидов, жизнедеятельность которых осуществляется в условиях социального развития.

 

 

Hosted by uCoz