ГЛАВНАЯ
страница

Constitutum
о концепции проекта

personalia
наши ведущие эксперты + наши авторы

natum terra
карта сайта

diegesis
концепции

sociopraxis материалы эмпирических исследований

methodo-logos размышления о методе

oratio obliqua критика, рецензии, комментарии

chora
публицистика, интервью

esse
эссе

sociotoria
форумы

habitus socis информация, аннотации, анонсы

studiosus
в помощь студенту (рефераты, консультации, методические материалы)

alterae terrae альтернативные ресурсы (ссылки)

ГОСТЕВАЯ КНИГА

 

Социализация молодых россиян в сфере труда

В.И. Добрынина, Т.Н. Кухтевич

Академия народного хозяйства при Правительстве РФ; Московский государственный университет им. М.В. Ломоносова

 

Официальные статистические источники РФ отмечают, что с 1992 года началась и продолжается до сих пор депопуляция страны, в связи с чем социально-демографическая группа молодежи (т.е. население в возрасте 15-29 лет) становится все меньше как в абсолютном числе, так и в процентном отношении, составляя в 2005 году всего 24%от общей численности населения страны[1]. Сокращающееся население страны, особенно снижение численности подрастающих поколений россиян, особенно актуализируют проблемы преемственности культуры и определяют специфику ее трансляции в условиях радикально меняющегося российского общества. На первый план в современной России выходит проблема возрастания стоимости человеческого капитала, т.е. – главного богатства любого развивающегося общества, в условиях минимальной рождаемости, особенно среди русского населения. Поэтому в современном российском обществе вся проблематика отношения молодежи к труду становится значимым социальным индикатором, помогающим понять не только меру включенности молодежи в трудовую деятельность, но и сами темпы и результаты происходящих в России перемен. Достаточно очевидным является в этой связи и ответ на вопрос о том, является ли современная российская молодежь объектом или субъектом происходящих в стране социально-экономических и политических преобразований.

В настоящее время, в условиях обостряющейся демографической ситуации РФ необходима консолидация всего социально-гуманитарного знания для всестороннего научного анализа существующих тенденций становления молодых россиян, для выявления наиболее значимых каналов их первичной и вторичной социализации, для исследования форм и способов социокультурной адаптации молодежи в современном российском обществе, в условиях дефицита социального времени и при минимизации государственных расходов на формирование подрастающих поколений, их воспитание, образование и обучение. Всесторонняя забота о детях и молодежи – свидетельство крепкого, нравственного, здорового и стабильного общества, непосредственно заинтересованного в сохранении и умножении своего населения.

Первым по значимости социальным институтом первичной социализации детей и молодежи является семья, которая в современной России в связи с особенностями моделей расселения населения является преимущественно городской семьей, весьма нестабильной и малодетной. Более того, наличие в современной России более 700 тысяч детей, которые по разным причинам не имеют заботящихся о них родителей, достаточно убедительно доказывает малую эффективность этого традиционного института социализации в обществе социального риска, каким является современная Россия.

Важным каналом социализации всегда являлась система образования, которая в современной России усиленно коммерциализируется и превращается в сервисно-ориентированную рыночную сферу деятельности предпринимателей от образования, более того в обществе, которое руководствуется принципами либерально-демократической идеологии, образование становится делом свободного выбора человека, теряя свой статус обязательного долга каждого гражданина и государственной правовой и конституционной нормы.

В борьбе против засилья коммунистической идеологии в самом начале перестройки были фактически уничтожены все учреждения, обеспечивавшие воспитание подрастающих поколений: детские и молодежные организации, разного рода клубы, ролевые и организационные игры. На их место пришли разного рода религиозные и другие организации, вроде «Братства Девы Марии», сайентологов, уфологов и другие, не менее сомнительные в своих идеях объединения, где выступают пропагандисты «нового мышления», мистики, экстремисты, по-своему воспитывающие молодежь. Для современных исследователей молодежных проблем стала очевидной необходимость возвращения к традициям любого цивилизованного общества, в котором всегда существует и эффективно функционирует система воспитания подрастающих поколений, обеспечивающая через деятельное участие молодежи в разнообразных массовых организациях поэтапное вхождение молодого человека в мир ценностей взрослого населения, что предполагает и овладение разнообразными социальными статусами и ролями, необходимыми для нормальной жизнедеятельности в современном мире.

Для традиций российской культуры всегда была особенно характерной реализация того коллективного духа, который называется «соборностью» и раньше в той или иной степени формировался в практике деятельности различных социальных институтов и многочисленных учреждениях системы воспитания, которых в современной России практически не осталось. В этой связи естественная для молодежи тяга к единомышленникам приводит их в настоящее время к стихийным объединениям, зачастую девиантного, а нередко и криминально-делинквентного образца.

Наиболее значимым каналом социализации самых юных россиян в настоящее время являются СМИ, а для более старших – Интернет, которые опрокидывают на головы молодежи мощные информационные потоки, ту «виртуальную реальность», под влиянием которой находится современная молодежь во всем мире. Практическим монополистом в сфере информационных потоков являются США, и прокламируемое ими ценностное сознание ориентирует молодежь на ценности общества массового потребления и идеалы культурных грез Великой Американской Мечты, воплощающей финансовое, экономическое и военное превосходство США и их сложившийся после победы над СССР в информационно-психологической войне монополизм в силовом решении международных проблем. Другими словами: современная молодежь смотрит на мир «американскими глазами», проникаясь ценностями не своей, а американской культуры, ее стандартами поведения и отношения к своей стране.

Процесс становления подрастающих поколений современных молодых россиян происходит в новых социально-экономических и геополитических условиях, при нарастающих темпах глобализации и информатизации российского общества, общества риска, когда реальную угрозу национальной самобытности и традициям духовной культуры несут все возрастающая подчиненность российских СМИ информационному монополизму США и реальная практическая подчиненность российских СМИ медиасреде США.

Этот процесс можно проследить, анализируя преобладающий на протяжении всех последних десятилетий в современных российских СМИ образ России. Очевидно, что в истекшие годы в основном в наших СМИ доминирует образ России как нищей страны с отсталыми технологиями, высокой безработицей и смертностью населения. Такое направленное одностороннее воздействие на россиян приводит к утрате населением страны патриотических чувств и существовавшего ранее в сознании россиян позитивного чувства гордости и своей принадлежности к богатому и сильному государству. У многих, особенно молодых россиян эта потеря приводит к формированию стремлений к регионально-национальной исключительности, узкой этноидентичности, отысканию братьев не по разуму и общей исторической судьбе, а по вере или каким-либо интересам.

Следует отметить, что в противовес ценностям, внушаемым глобальными СМИ, ряд молодых россиян стремятся к развитию и усилению региональных и локальных традиций в своей духовной культуре, напрямую не связанных ни с традициями молодежной субкультуры (типа хиппи, панков и т.п.), ни с традициями своего народа.

Отрицательные характеристики всего исторического пути России, критическое восприятие современной российской реальности стали общим местом в отечественных СМИ и в высказываниях ряда политических деятелей, ньюсмейкеров и журналистов. Следует отметить, что нередко за истекшие годы на практике стремление властных структур разного уровня к демократическим и общелиберальным ценностям приводило к ущербу и потерям в реальных национальных интересах России, что вело к росту социокультурных напряжений в обществе и к существенному разлому массового сознания россиян. При этом у молодежи, в силу ее возрастных особенностей, в сознании преобладают четко выраженные крайние позиции – экстремизма, анархизма, негативизма.

Очевидно, что в целом негативный образ собственной страны, характерный для отечественных СМИ, не может быть средством объединения молодежи с другими группами населения, тем более – послужить основанием для функционирования в их сознании какой-либо объединяющей всех россиян общенациональной идеологии и, тем более, для формирования у молодых людей государственных интересов и гражданских чувств, особенно патриотизма. Отсутствие патриотических социальных представлений в базисных системах ценностей молодежи делает невозможным и формирование у них позитивной мотивации в таких социально-значимых сферах жизнедеятельности, как политика, право, трудовая деятельность. Российская молодежь, предоставленная сама себе, в состоянии стихийно выработать только индивидуалистическую, скорее узкоэгоистическую мотивацию – на материальный достаток, ценности здоровья и семейного благополучия. Это убедительно доказывают результаты многочисленных эмпирических исследований, проведенных в разных регионах страны и с разными по полу, возрасту и уровню образования респондентами.

Анализируя многочисленные факторы, влияющие на восприятие молодыми людьми современной российской действительности, можно условно объединить их в три больших класса. К первому из них относятся такие константные факторы, как географическая среда и природные ресурсы, этничность и культурные традиции региона, биосоматические и гендерные статусы населения. Второй класс факторов имеет явно выраженный динамический характер, он существенно зависит от темпов социального развития, общественно-политических и экономических условий, форм и способов управления, темпов деятельности разнообразных социальных институтов и учреждений, главных историко-культурных тенденций, в частности желания/нежелания общества по отношению к переменам. Наконец, третья группа факторов имеет явно выраженный индивидуально-личностный или субъектный характер, который позволяет понять общую направленность и уровень гармонии личности и общества, динамику образа жизни и укладов хозяйствования, реальную активность/пассивность населения, гарантию прав и свобод, динамику общественного мнения и скорость изменения систем ценностных ориентаций, культурных норм и предпочтений. Большое значение в период радикальных перемен имеет отношение населения и каждого отдельного человека к инновациям, их желания/нежелания кардинального преобразования социального и индивидуального бытия.

Это множество факторов влияет на ментальность и национальный характер россиян не меньше, чем на личностную судьбу каждого человека, на его стандарты поведения, системы ценностей, жизненные притязания и идеалы. Особое значение имеет ментальность – тот социокультурный феномен, который определяет глубинные уровни сознания, обеспечивая тем самым консолидацию и сохранение этноса. Ментальность с полным основанием можно считать базисной основой всей моральной системы общества, фундаментом социально-коммуникативной деятельности, а нередко она становится и определенным барьером на пути радикальных перемен в обществе, потому что ментальность изменяется весьма медленно и на долгие десятилетия сохраняет в массовом сознании стереотипы мышления и социальные представления предшествующих поколений. Так, для традиционной российской ментальности в сфере труда были характерны высокая работоспособность в период страды (как и авралы на производстве), коллективные формы главных форм труда (сенокос, посев, жатва), природосообразность трудовой деятельности и ее сезонный характер, четко выраженное половозрастное разделение труда. Это все существенно влияло и на трудовую деятельность на «социалистических предприятиях», формируя двойственное отношение к труду, особенно в годы застоя, когда процветало иждивенчество, возникавшее на основе политики патернализма и очковтирательство, как прямое следствие господства административно-бюрократической системы.

Современное развитие российского общества предполагает формирование у подрастающих поколений культуры труда, которая должна отвечать нормам и ценностям цивилизованного рыночного общества.

Однако сейчас, в условиях демографических изменений, как никогда раньше во всей своей значимости встал вопрос о трудовом потенциале молодых россиян. В самом общем виде можно считать, что этот потенциал определяется уровнем воспитания и образования, полученным в семье и школе, вложениями государства в формирование трудового потенциала, а также действенными механизмами стимулирования непосредственной трудовой деятельности.

В условиях становления рыночных отношений процесс стимулирования претерпел серьезные изменения, особенно в связи со становлением рынка труда, когда трудовая занятость становится все более предметом личных забот человека и в той или иной мере делом его свободного выбора. Для современного рынка труда характерен разрыв приоритетов образования, свойственных молодежи, и потребности в кадрах, необходимых предприятиям, особенно традиционным, где необходимы массовые рабочие профессии. Так, для современной Москвы характерен дефицит более чем в 150 тысяч станочников, необходимых городу, не говоря о многих десятках тысяч других «непрестижных» для молодых москвичей профессий.

В современной России увеличилась индивидуальная свобода выбора трудовой деятельности, и одновременно с тем повысилась личная ответственность человека за собственное благополучие, что не могло не сказаться на психологии актуальных и потенциальных молодых работников, особенно при выборе ими сектора экономики (государственные, частные, акционерные, зарубежные фирмы), форм трудовой деятельности, их общей культуре труда и ее дисциплины. За годы перестройки вполне очевидна эволюция предпочтений молодых от государственного к частному сектору экономики, стремление к свободному графику работы, крепким межличностным контактам, а не к строгой дисциплине труда.

Складывающийся в стране рынок труда с точки зрения традиций экономической науки рассматривается как определенная сфера формирования спроса и предложения на рабочую силу. Спрос и предложение на современном российском рынке труда не совпадают в силу тех многочисленных факторов, о которых мы уже говорили, Кроме того, в настоящее время в стране имеет место низкая профессиональная и территориальная мобильность работников, практически отсутствует необходимый рынок жилья, нужный массовому, рядовому жителю, а не элитарной прослойке, сохраняется режим прописки и его зависимости от трудоустройства, не говоря о существенных различиях в уровне жизни российских регионов, а также мозаичности и плюрализме всех ценностных ориентаций современных молодых россиян и их мотиваций к труду.

Суммируя результаты эмпирических исследований, проведенных в последние годы в разных регионах страны, можно сделать вывод о том, что социально-трудовая ориентация современной молодежи включает в качестве ключевых и доминантных следующие ценностные ориентации: на высокий материальный достаток; позитивное отношение ко вторичной занятости; положительное отношение к гибким стратегиям поиска работы; готовность к профессиональной мобильности. В современном молодежном сознании россиян постоянно возрастает прагматичное и утилитарное отношение к трудовой деятельности, при заметном падении представлений о социальной ценности труда и понимания труда как долга перед обществом и государством.

Даже выбор профессии в настоящее время у молодых носит противоречивый характер, т.к. в первую очередь определяется не личными склонностями, а критериями высокооплачиваемости и престижности. Современная молодежь очень активна и предприимчива; она достаточно легко вписывается в рыночные отношения, особенно «дикого», а не регулируемого нормами права и законодательством РФ цивилизованного рынка; не смущаясь, она покидает работу, находя места, где платят больше, а работают меньше.

Современные молодые люди рассчитывают в первую очередь на себя и своих родственников, а не на государство, которое явно недостаточно занималось трудоустройством молодежи в истекшие десятилетия реформ. Современная молодежь достаточно четко демонстрирует ментальность и национальный характер россиян, т.е. умение выживать в любых социокультурных обстоятельствах, иметь быструю адаптивность к любой кризисной и агрессивной среде, сохранять стремление к «соборному», т.е. коллективному началу своего бытия и всего стиля жизни.

Специалисты отмечают, что сейчас на рынок труда приходят молодые люди с завышенными требованиями к своему трудоустройству, условиям и оплате труда. На интенсивную работу с высокой оплатой согласна лишь часть молодых людей, впервые приходящих на рынок труда. Следует отметить как позитивный фактор постоянное увеличение разнообразия сфер занятости, что способствует росту у молодежи потребности в профессиональной подготовке, стимулирует ее конкурентноспособность на рынке труда, увеличивает возможность социальной мобильности молодых людей.

Вместе с тем, поиски трудовой занятости молодежи и процесс ее вторичной социализации в сфере труда в современной России носит во многом хаотический и стихийный характер. Самое существенное влияние на выбор трудовой деятельности оказывают сейчас все возрастающее воздействие материальных притязаний в сфере труда, которые складываются под влиянием идеалов общества потребления, неустанно рекламируемых российскими СМИ. За истекшие с начала перестройки годы выросло не одно поколение молодых людей с обесцененными представлениями о социальной значимости труда, его воздействии на творческий потенциал человека. Для большинства современных молодых людей характерны потребительские стандарты и доминирование пассивно-потребительского поведения в сферах труда и быта, в социально-политической и гражданской жизни.

Эмпирические исследования последних лет показывают, что социализация российской молодежи в сфере труда все более определяется стремлением к материальному благополучию, а работа рассматривается в первую очередь как средство удовлетворения материальных потребностей, как способ обеспечить себя и своих близких, независимо от труда в открытых, «прозрачных» или «теневых» организациях, на творческой или рутинной работе.

Материальный достаток, крепкая семья и здоровье выступают для большинства респондентов доминирующими ценностями, независимо от региона, возраста, социальной, гендерной и этнической принадлежности. Специалисты считают, что творческую активность молодых работников необходимо постоянно направлять и контролировать. Управление молодыми работниками, впервые приступающими к трудовой деятельности, как считают исследователи, должно быть мягким по форме, но четким и достаточно жестким по содержанию, и лишь на такой гуманистической основе не только могут быть оптимально обеспечены потребности производства, но и эффективно произойдет процесс интеграции молодых людей во взрослую и самостоятельную жизнь.

Применение манипулирования и силовых методов управления, которые достаточно типичны для большинства современных предприятий и организаций, как показывают результаты исследований, ведет к росту агрессивности молодых работников, к разрушению позитивных составляющих их характера, обесценению нематериальных и трансцендентальных мотиваций на труд, т.е. к формированию у молодежи представлений об отчужденном характере труда, что в ХХI веке является историческим анахронизмом.

Безусловно, что в условиях низкого материального достатка, характерного для большинства россиян, каждый работник заинтересован в высоком заработке. Однако в вековых российских культурных традициях всегда высоко ценились индивидуально-личностные, т.е. субъектные, подлинно-человеческие качества работника. Поэтому в современной России необходима активизация таких мотиваций трудовой деятельности, которые помогают развиваться самосознанию работника и пониманию им того, что процесс труда нужен не только для заработка, но и для того чтобы развиваться самому работнику и не только в профессиональном плане, но и в наращивании его личностного потенциала, нравственных и гражданских качеств. К несомненным достоинствам современных молодых россиян можно отнести их высокую степень адаптации к внешней среде и в среднем достаточно высокий уровень образования большинства. На этой базе может возникнуть новая, динамичная культура труда, и ее носители, преимущественно молодые люди, в состоянии внести серьезный вклад в трансформацию базовых ценностей и мотиваций к труду в новых условиях.

Трудовая социализация современной российском молодежи существенно отличается от таковой в прошлом времени, и не только советского периода, но и первых лет перестройки и становления «дикого или звериного» первичного становления капиталистических отношений в сфере труда, когда в условиях системного кризиса рухнула не только административно-бюрократическая политическая система, а в рамках приватизации произошла деиндустриализация страны, которая привела к массовой безработице. Старые представления о трудовой деятельности и ее мотивациях уходят в прошлое по мере становления новых общественных отношений, основанных на нормах и принципах цивилизованного рынка и по мере перехода страны на принципы современной информационной культуры.

Главными признаками информационного общества является превращение информации в главный товар и продукт деятельности информсетей, а ее главными сферами деятельности работников – производство компьютеров и их составляющих, поддержание информсетей и их трансформация, контент-индустрия или процесс производства, продажи и потребления коллективными и индивидуальными клиентами разнообразной информации. С помощью социальных технологий в процессе перехода к информационному обществу можно минимизировать негативные последствия информатизации в экономической, социально-политической и социокультурных сферах общества, для чего необходимо обеспечивать постоянную обратную связь между доминирующими в обществе ценностями и новыми управленческими решениями и соответствующими им структурами.

Молодежь, в отличие от других возрастных групп общества, существенно более включена в инновационные процессы. В условиях трудовой социализации она не только адаптируется в трудовой процесс, но и реализует становление своей личности как субъекта труда, общения и познания. Становление ее трудовых и социальных навыков позволяет каждому молодому человеку не только выполнять свои трудовые функции, но и реализовывать все свои социальные роли, адекватные статусному положению. В процессе социокультурной идентификации, посредством его, молодежью приобретаются и усваиваются нормы, ценности и идеалы и адекватные им социальные роли и моральные качества тех социальных групп, с которыми идентифицирует себя молодежь, и это процесс идет постоянно, в любом обществе и при любых обстоятельствах.

В заключение хотелось бы подчеркнуть, что становление социально-трудовой ориентации молодежи зависит не только от нее самой, но и от наличия и практической реализации в стране принципов комплексной молодежной политики, обеспечивающей в том числе и оптимизацию трудовой социализации молодых россиян.


[1] Демографический ежегодник России. М., 2005. С. 6.

 

Hosted by uCoz