ГЛАВНАЯ
страница

Constitutum
о концепции проекта

personalia
наши ведущие эксперты + наши авторы

natum terra
карта сайта

diegesis
концепции

sociopraxis материалы эмпирических исследований

methodo-logos размышления о методе

oratio obliqua критика, рецензии, комментарии

chora
публицистика, интервью

esse
эссе

sociotoria
форумы

habitus socis информация, аннотации, анонсы

studiosus
в помощь студенту (рефераты, консультации, методические материалы)

alterae terrae альтернативные ресурсы (ссылки)

 

Леглер В.А. Научные революции при социализме.


Глава IV. Причины явления

4. Трудности смены парадигмы

Теперь оставим на некоторое время вопросы организации науки и обратимся снова к куновской теории научных революций, к тому ее разделу, который касается реальных трудностей смены парадигмы в научном сообществе. Многие вопросы, обсуждаемые ниже, уже затрагивались ранее, особенно в разделах первой главы «Парадигма и кризис», «Тектоника плит – революция в геологии», «Тектоника плит приходит в СССР». Многие эпизоды из названных разделов могут использоваться как иллюстрации к обсуждаемым ниже положениям. Однако, в целях сохранения полноты и связности изложения как в первой, так и в настоящей главах, я допустил это небольшое дублирование.

Психологические препятствия, с которыми сталкивается сообщество в процессе научной революции, неизбежны, и определяются объективными свойствами научных парадигм. Когда научное сообщество придерживается какой-либо парадигмы, – а в наше время редко бывает иначе, – оно не склонно менять ее без серьезных оснований:

«Ученые в русле нормальной науки не ставят себе цели создания новых теорий, обычно к тому же они нетерпимы и к созданию таких теорий другими. Напротив, исследование в нормальной науке направлено на разработку тех явлений и теорий, существование которых парадигма заведомо предполагает (144, стр. 45)».

Сообщество может усомниться в своей позиции тогда, когда к этому возникают серьезные основания в виде не поддающихся решению аномалий, постепенно переводящих парадигму в кризисное состояние. Аномальные области науки исследуются до тех пор, пока в парадигме не происходит изменений, включающих аномалии в нее, другими словами, пока не возникает новая парадигма. После того, как она появляется и приобретает первых сторонников, в научном сообществе начинается борьба между сторонниками старой и новой точек, зрения. Кун неоднократно сравниваете ее с политической борьбой в обществе, и один из основных выводов его книги звучит так:

«Конкуренция между различными группами научного сообщества является единственным историческим процессом, который эффективно приводит к отрицанию некоторой ранее принятой теории или к признанию другой (144, стр. 26)».

Типичная последовательность событий в этой борьбе излагается следующим образом:

«В самом начале новый претендент на статус парадигмы может иметь очень небольшое число сторонников... Тем не менее, если они достаточно компетентны, они будут улучшать парадигму и изучать ее возможности... По мере развития этого процесса, если парадигме суждено добиться успеха в сражении, число и сила убеждающих аргументов в ее пользу будет возрастать. Многие ученые тогда будут приобщаться к новой вере, а дальнейшее исследование новой парадигмы будет продолжаться... Все большее число ученых, убедившись в плодотворности новой точки зрения, будут усваивать новый стиль... до тех пор, пока, наконец, останется лишь незначительное число приверженцев старого стиля (144, стр. 208)».

При этом о защитниках старой парадигмы говорится без оттенка осуждения. Наоборот, утверждается, что это сопротивление полезно, как гарантия того, что научное сообщество не будет слишком легко бросаться из стороны в сторону. Одна из причин сопротивления заключена в том, что в момент своего появления новая парадигма всегда слаба, несовершенна и уязвима для критики:

«Следует представить, настолько ограниченной и по охвату, и по точности может быть иногда парадигма в момент своего появления... Первые варианты большинства новых парадигм являются незрелыми... Когда впервые предлагается новый кандидат в парадигму, то с его помощью редко разрешают более, чем несколько проблем, с которыми он столкнулся, и большинство этих решений все еще далеко от совершенства (144, стр. 44, 205)».

Между тем психология ученых не такова, чтобы отказываться от старой парадигмы только вследствие наличия аномалии или кризиса. Несовершенствами, т.е. расхождениями с природой, обладает любая теория. Ученые не отказываются от старой парадигмы просто так, а обменивают ее на лучшую:

«Достигнув однажды статуса парадигмы, научная теория объявляется недействительной только в том случае, если альтернативный вариант пригоден к тому, чтобы занять ее место... Решение отказаться от парадигмы всегда есть решение принять другую... Отказ от какой-либо парадигмы без одновременной замены ее другой, означает отказ от науки вообще (144, стр. 110, 111,112)».

Поэтому энтузиасты новой парадигмы должны, оставаясь в меньшинстве, довести ее до конкурентоспособного состояния. При этом, в процессе переубеждения сообщества, они сталкиваются с рядом типичных осложнений.

По мнению Куна, ученые, предлагающие и первыми защищающие новую парадигму, обладают специфическими особенностями. Во-первых, они специализируются на изучении аномалий, их внимание сосредоточено на кризисной области. Во-вторых, они обычно очень молоды, либо новички в данной области науки, т.е. меньше подвержены профессиональным предрассудкам. В-третьих, переход на новую парадигму лично для них основывается на не очень определенных соображениях, которые Кун называет эстетическими и которые способны чувствовать далеко не все члены сообщества (простота, ясность, привлекательность новой теории). Наконец, они более других склонны к риску, т.к. переход на новую, непроверенную теорию, которая в будущем, возможно, будет отвергнута, – шаг в личном плане весьма рискованный.

Нетрудно видеть, что ученые, обладающие этими качествами, скорее менее, чем более авторитетны для научного сообщества. Но большинство трудностей связано все же не с личностью первых защитников, а с содержанием новой и старой парадигм.

Смена парадигмы – это всегда не только прибавление знаний, но и разрушение предшествующих знаний. Многие прежние теории, правила и т.д. оказываются ненужными, что дает для сообщества, хорошо знающего их достоинства, сильные психологические предпосылки к сопротивлению.

«Ассимиляция всех новых теорий и почти всех новых видов явлений фактически требовала разрушения исходной парадигмы и вызывала последующий конфликт между конкурирующими школами... Новые открытия могут возникать только в той мере, в какой предсказания (прежней парадигмы) оказываются ошибочными... Таким образом, должен, очевидно, возникнуть конфликт между парадигмой, которая обнаруживает аномалию, и парадигмой, которая позднее делает аномалию закономерностью (144, стр. 133,134)».

Новая парадигма, особенно вначале, всегда чем-то хуже (слабее) старой. Некоторые, уже решенные наукой проблемы, снова оказываются нерешенными, а предлагаемые решения новых проблем могут выглядеть спорными.

«Обычно противники новой парадигмы могут на законных основаниях утверждать, что даже в кризисной области она мало превосходит соперничающую с ней традиционную парадигму... Если бы новая теория, претендующая на роль парадигмы, выносилась бы в самом начале на суд практичного человека, который оценивал бы ее только по способности решать проблемы, то науки переживали бы очень мало крупных революций (144, стр. 206, 267)».

В период конкурентной борьбы ни одна из двух парадигм не может решить все имеющиеся в данной науке проблемы. Поэтому один из ключевых моментов в дискуссии состоит в выделении наиболее важных проблем. Сообщество выбирает ту парадигму которая решает проблемы, признанные важнейшими.

«Ни одна парадигма никогда не решает всех проблем... и, поскольку ни одна из двух парадигм не оставляет нерешенными одни и те же проблемы, постольку обсуждение парадигмы всегда включает вопрос: какие проблемы более важны для решения? (144, стр. 150)».

И совершенно понятно, что этот вопрос не может быть решен однозначно логическим путем. Несовпадение списка решаемых проблем – только одна из сторон того явления, которое Кун назвал несовместимостью миров, в которых существуют старая и новая парадигмы. (В предыдущей главе мы сталкивались со сходным явлением в виде двух реальностей, создаваемых наукой и локапльной научной идеологией). При переходе от старой парадигмы к новой, некоторые старые проблемы устраняются, передаются другим наукам или отменяются. Новые проблемы вырастают из прежних тривиальных или ненаучных. Меняются проблемы, меняется и «...стандарт, который отличает действительно научное решение от чисто метафизических спекуляций, игры слов или математических забав. Традиция нормальной науки, которая возникает после научной революции, не только несовместима, но часто фактически и несоизмерима с традицией, существовавшей до нее» (144, стр. 142).

Каждый из миров имеет свой смысл научных терминов, свои связи и отношения между предметами. Оба мира замкнуты во взаимном непонимании, и коммуникации между ними ограничены. Аргументация в пользу каждой парадигмы содержит, в некотором смысле, логический круг. Каждая парадигма более или менее удовлетворяет критериям, определяемым ее сторонниками.

«Каждая группа (ученых) использует свою собственную парадигму для аргументации в защиту этой же парадигмы... Ни с помощью логики, ни с помощью теории вероятности невозможно переубедить тех, кто отказывается войти в круг. Логические посылки и ценности, общие для двух лагерей при спорах о парадигмах, недостаточно широки для этого (144, стр. 130, 131)».

Это означает, что каждый ученый, принимая лично для себя новую парадигму, должен увидеть мир в ином свете, даже перейти из одного мира в другой, отчасти несовместимый с прежним. Вдобавок Кун, рассматривая психологию такого перехода, показывает, что он не может совершаться постепенно, а только сразу, не по частям, а в полном объеме, внезапным «переключением» сознания в процессе изучения и понимания новой парадигмы.

Итак, главной причиной длительной борьбы в научном сообществе Кун считает взаимное непонимание участников дискуссии, имеющее три основных аспекта: а – отсутствует согласие в перечне решаемых проблем; б – участники дискуссии не имеют общих точек соприкосновения (находятся в разных мирах); в – переход от одного мира к другому не может быть постепенным.

Помимо этой главной причины еще несколько обстоятельств могут помешать ученым быстро принять теорию. В споре о парадигмах может оказаться важной ненаучная аргументация – персональная, философская, политическая. (Например, о гипотезе всемирного тяготения говорилось как о возврате в средневековье). Тем более, что в ходе научной революции сообщество может сузить сферу интересов, ослабить связи с другими науками, т.е. выглядеть не очень благоприятно. Спор о парадигмах – это во многом не обсуждение уже проведенных исследований, а спор о перспективах, о направлениях будущих исследований, что усиливает невозможность строго логичного решения. Ученые, как правило, не знают законов научной революции, и каждое поколение оказывается застигнутым ею внезапно. После каждой революции учебники переписываются на основе новой парадигмы, и новые поколения ученых не знают о происшедших в прошлом революциях, что затрудняет им восприятие их в будущем.

Итогом рассуждений Куна является положение, что в борьбе двух парадигм, строго говоря, не может быть правой и неправой стороны. Эта дискуссия логически не формализуема:

«Конкуренция между парадигмами не является видом борьбы, которая может быть разрешена с помощью доводов... Как в политических революциях, так и в выборе парадигмы, нет инстанции более высокой, чем согласие соответствующего сообщества (144, стр. 195, 131)».

Массовый переход ученых на сторону новой парадигмы произойдет тогда, когда она добьется двух очевидных достижений: во-первых, успешно решит те осознанные спорные проблемы (аномалии), ради которых она появилась, и, во-вторых, решит или даст возможность решить большинство проблем, решаемых старой парадигмой. Но и в этом случае останутся отдельные ученые и их группы, которые так и не перейдут на новые позиции.

«Усвоение новой теории требует... внутреннего революционного процесса, который редко оказывается под силу одному ученому и никогда не совершается в один день (144, стр. 24)».

Многие ученые не переубеждаются всю жизнь, и смена парадигм оказывается совпадающей со сменой поколений. И это не обязательно подлежит осуждению:

«Пожизненное сопротивление... не составляет нарушения научных стандартов, но является характерной чертой природы научного исследования самого по себе... Сопротивление является неминуемым и закономерным (144, стр. 199-200)».

Таким образом, научная революция, являющаяся основным способом развития науки, обязательно сопровождается борьбой двух парадигм – интеллектуальным процессом, происходящим внутри научного сообщества, плохо формализуемым, неоднозначным, тонким, деликатным и т.д., однако приводящим в итоге к вполне однозначному результату. Двое ученых могут одновременно придерживаться разных точек зрения, но ни об одном из них нельзя сказать, что он ошибается. Оба взгляда научны.

«Нет никакого нейтрального алгоритма для выбора теории, нет систематической процедуры принятия решения, правильное применение которой привело бы каждого индивидуума данной группы к одному и тому же решению. В этом смысле скорее сообщество специалистов, а не его индивидуальные члены, дает эффективное решение. Чтобы понять, почему наука развивается, а в этом нет сомнения, нужно не распутывать детали биографий и особенностей характеров, которые приводят каждого индивидуума к тому или иному частному выбору теории... Следует уяснить способ, посредством которого специфическая система общепринятых ценностей взаимодействует со специфическими опытными данными, признанными сообществом специалистов, с целью обеспечить гарантии, что большинство членов группы будет, в конечном счете, считать решающей какую-либо одну систему аргументов, а не любую другую (144, стр. 260-261)».

Так звучит один из основных выводов книги Куна. Теперь вернемся к нашей задаче: «к уяснению способа» в определенных организационных условиях.

 

Hosted by uCoz