К
некоторым особенностям употребления имени в ритуале
Никитенко А.
Сущность того или иного обряда –
установление определенных, предсказуемых взаимосвязей между человеком и
окружающим миром. Выражение такой «интенциональной» сущности обрядового
действия в ритуальной песне как особом виде фольклорной поэзии позволяет
предположить очевидную сложность такой песни как объекта исследования. В
самом деле, если исследование прагматического аспекта, в частности, связи
фольклора и действительности, заключается в том, чтобы «найти в истории те
причины, которые вызвали к жизни самый фольклор и отдельные сюжеты»
([7],.6), то исследование образно-эстетического отображения этих причин
должно учитывать его сложную взаимосвязь не только с собственно историческим
аспектом, но и с праксисом непосредственно-современного артикулирования.
Подобный праксис может включать в себя, наряду с относительно каноническими
обрядовыми действиями и определенный элемент игры, проявляющейся как в самом
появлении произведения, так и в изменении его облика. Частным случаем может
стать заполнение недостающих или замещение несуществующих лакун в структуре
произведения, исполняющегося в процессе обряда, недопустимое в
артикулировании литературного произведения (ср. «Фольклорный процесс – это
непрерывный процесс реконструкции и развития словесно-художественных
образов, опирающийся только на память», ([6], 54))
Данная статья посвящена такому аспекту
поэтики русских обрядовых песен, как средства взаимодействия агента и
мифологического персонажа в обряде на текстостроительном уровне. Для анализа
нами были привлечено 57 ритуальных песни из хрестоматий «Народная песня
Белгородского края» и «Народные песни сел Купино и Большое Городище
Шебекинского района Белгородской области».
Целью данной работы является
расширение парадигмы представления об «агентивных» средствах поэтического
обрядового текста, в конечном итоге смыкающегося с расширением представления
о связи фольклора и действительности.
Наличное представление в ритуальной песне
средств представления агента обрядового действия, заинтересованного в
установлении устойчивых связей между миром людей и миром природы, служит,
по-видимому, мерой его участия в обряде наряду с другими персонажами. Такое
представление вместе с тем осложняется присущей фольклору мифологической
призмой мировосприятия. Миф неразрывно связан с обрядом, «миф и обряд – две
стороны одного и того же образа жизни древних людей – духовная и
«практическая» <…>миф – это рассказ, а обряд – его инсценировка» ([3], 34).
Миф диктует логику обряда, но, являясь системой, включающей в себя зачастую
противоречивые элементы, допускает присутствия в обряде определенного рода
дихотомии.
Поэтому прагматические функции действий
агента, преобладающие в жанре ритуальной песни над эстетическими, требуют
пояснения с помощью нескольких систем смыслов, в конгломерат которых можно
включить как утилитарно-мистический смысл ритуала, так и общий,
дистанцированный от конкретного действия мифопоэтический смысл. Характеризуя
последний в связи с функциями героя фольклора, известный советский ученый
Е.М. Мелетинский писал, что если «мифологическая логика широко оперирует
бинарными […]оппозициями чувственных качеств, преодолевая […]
«непрерывность» восприятия окружающего мира путем выделения дискретных
«кадров» с противоположными знаками», то «преодоление этих антиномий
[возможно] посредством прогрессирующего посредничества, т.е.
последовательного нахождения мифологических медиаторов (героев и объектов),
символически сочетающих признаки полюсов».([5],356)
Герой ритуальной песни уступает в
выразительности герою, к примеру, исторической баллады. Как отмечает
исследователь Ю.Г. Круглов, «первая и самая важная примета поэтического
содержания […] ритуальных песен – отсутствие в них развитых в общепринятом
значении этого понятия образов
персонажей […] предметом изображения в ритуальных песнях стал сам обряд,
точнее – необходимость его реализации». ([5],стр.27). Вместе с тем
взаимодействие агента и соответствующего ему образа ритуальной песни имеет
ряд особенностей поэтического плана, не сводимых к формально-смысловой
характеристике.
Соответственно, характерными
чертами этой формы взаимодействия будут:
1).
Использование имени героя/объекта в
качестве своеобразной «скрепы» между частями текста по аналогии с
традиционными фольклорными причетами («Ходют, бродют колядушечки, /
Виноградие краснозеленое… Они ищут, да поищут, да Иванова двора/ Виноградие
краснозеленое…», ([1], стр.69), «Ой, Калёда,/ Под лесом, лесом/ Под темным
зеленым, Ой, Калёда/ Ходили-бродили/ Семьсот казаков»)
2).
Использование имени героя как адресата в
диалогической форме ритуальной песни с соответствующим
лексико-синтаксическим оформлением. Как правило, это обращение к образу в
достаточной мере абстрактному («Масленая, любимая моя/ Кабы тебе семь
недель, а посту одна. Масленая, я к тебе йду/ Кувшин масла несу и блюдо
творогу» ([2] 83)), но может включать и обращение к реально существующему
лицу, например, во время свадебного обряда: «Как приходют к Натальюшке/ две
верных подружки… Чего ты, Наталья/ Грустна и печальна?..»([1], стр.78))
3). Использование имени
героя/объекта в качестве дублирующего именования агента наряду с личным
местоимением «я» («Колида, заставют тебе,/ Колида, и шить и прясть,/ Колида,
початки мотать,/ Колида, я не умею», ([1], стр. 101)).
Указанные особенности
ритуальных песен позволяют предположить, что имя мифологического персонажа
выполняло в ряде своих прагматических функций наряду с функцией определения
и именования субъектов, участвующих в ритуале, еще и дополнительные функции
текстостроительного плана, что в свою очередь сближает прагматический аспект
ритуальных песен с аспектом эстетическим.
Литература:
-
Народная песня Белгородского края:
Хрестоматия, Белгород,1996, (под ред. И.В. Карачарова)
-
Народные песни сел Купино и Большое
Городище Шебекинского района Белгородской области: Хрестоматия, Белгород,
1995, (под ред. И.В. Карачарова)
-
Косарев А. Философия мифа, Москва, 2002
-
Круглов Ю.В. Русские обрядовые песни,
Москва, 1989
-
Мелетинский Е.М. Поэтика мифа, Москва,
1976
-
Плисецкий М.М. Роль памяти в фольклорном
процессе /Проблемы фольклора, Москва, 1975 (отв. редактор М.И. Кравцов)
-
Пропп В.Я. Фольклор. Литература.
История, Москва, 2002
|