ГЛАВНАЯ
страница

Constitutum
о концепции проекта

personalia
наши ведущие эксперты + наши авторы

natum terra
карта сайта

diegesis
концепции

sociopraxis материалы эмпирических исследований

methodo-logos размышления о методе

oratio obliqua критика, рецензии, комментарии

chora
публицистика, интервью

esse
эссе

sociotoria
форумы

habitus socis информация, аннотации, анонсы

studiosus
в помощь студенту (рефераты, консультации, методические материалы)

alterae terrae альтернативные ресурсы (ссылки)

ГОСТЕВАЯ КНИГА

 

Молодежные общественные организации: нужны ли, для чего и какие?

Ю.Р. Вишневский, В.Т. Шапко

Уральский государственный технический университет

 

На волне антиавторитарных настроений молодежи на рубеже 1980-1990-х гг. произошел кризис и распад традиционных институтов политической социализации молодежи, в первую очередь – комсомола. А всплеск «неформального» молодежного движения в конце 1980-х гг. (возникновение множества разнообразных молодежных группировок и объединений) уже в начале 1990-х гг. резко пошел на спад. Представление о сегодняшних ориентациях дает опрос учащихся Урала:

 

Отношение учащихся к молодежным общественным организациям

I - они не должны быть политизированными  

II - они должны заниматься конкретными делами  

III- кто-то должен отстаивать интересы учеников

IV - кто-то должен организовать ребят 

V - они не нужны - за учеников все решают и делают учителя 

VI - ученики должны учиться, а не заниматься общественной работой

VII - кто-то должен помогать учителям организовать наш досуг

VIII - они помогут развить качества лидера, организатора

IX - нужно возродить пионерию и комсомол  

 X - не могу сказать определенно

 

Антиинституциональные настроения еще сказываются – у каждого пятого открыто, а у каждого четвертого – в неопределенности позиции. Причем неудовлетворенность общественной работой двоякая. Одни вообще считают ее ненужной, других не устраивает отсутствие самостоятельности. И все-таки появляются новые подходы. Все сильнее осознаются негативные последствия институционального вакуума, отсутствие организующего начала в жизни молодежи. Близки по тенденциям результаты исследования Центра социально-психологической помощи молодежи «Шанс» о причинах вступления в молодежные организации: чтобы реализовать себя (36%); интересно проводить досуг (26%), больше общаться со сверстниками (25%), привлекает руководитель (9%).

Последние годы показали: без самостоятельных организаций, без развития самоуправления молодым трудно решать проблемы социальной защиты, организации досуга. Более четким становится понимание желательного характера молодежных организаций:

1-                    неполитизированные и неидеологизированные (отличные от комсомола);

2-                    сориентированные на практические конкретные дела;

3-                    реализующие – как приоритетные – социально-защитные функции.

 

 

 

 

Являетесь ли Вы участником какой-нибудь организации?

Варианты ответов

17 лет

24 года

31год

Нет, ни в какой

55

54

46

Спортивный клуб, секция

22

13

7

Профсоюз

5

19

27

Клуб по интересам

8

4

4

Молодежное общественное объединение

8

3

5

Театральная, художественная студия

5

2

0

Общественная социальная служба

3

1

1

Политическая партия

1

1

0

Религиозная организация

2

7

3

Экологическая организация

1

0

2

Органы местного самоуправления

1

2

12

   

Такое изменение в настроениях молодых заставляет осмыслить (не в историческом плане, а как урок на будущее) – почему не удалось реформировать комсомол, почему фактически сошло на нет столь много обещавшее движение неформалов? Куда девались неформальные молодежные группировки рубежа 1980-1990-х гг., все эти «хайлайфисты», «системщики», «гопники» и «фураги», «люберы» и группировки типа «казанской», почему всплеск активизма тех лет довольно быстро практически почти сошел на нет, чтобы сегодня вновь начать возрождаться? В одной из статей «о племени младом и незнакомом» авторы обращаются к словам известной песни Б. Гребенщикова: «где та молодая шпана, что сотрет нас с лица земли?» Предлагаемый ими ответ: одни ушли в «приватизм», в частную жизнь; другие, обычно аутсайдеры, пришли к экстремизму; третьи – их большинство – стали «пофигистами». Как описание феномена этот ответ заслуживает внимания. Но не менее важно (для социологов особенно) понять социальный смысл происходящего. Тем более, что в наших условиях во многом повторилась ситуация с изучением молодежного движения на Западе, когда студенческая революция 1968 г. с ее внешней атрибутикой и символикой протеста привлекла больше внимания, чем глубинные социальные проблемы молодежи, не облеченные в столь же яркую форму.

Неформалы и по названию, и по характеру деятельности, противопоставляли себя комсомолу. Их обвинения в его адрес – в бюрократизме, формализме, невнимании к интересам молодых людей – были во многом справедливыми. Признавалось это и самими комсомольцами. Важный штрих к картине распада комсомола. На ретроспективный вопрос: «Вступили бы в комсомол сегодня?» (1990 г.) 2 из 5 опрошенных членов ВЛКСМ ответили – «нет», 11% – «да». Но главное – ответ 37% респондентов: «Вступил бы при условии, что его деятельность будет полнее отвечать интересам и запросам молодежи».

Именно этого и не произошло, что и предопределило судьбу комсомола. Но, как показывают ответы молодежи 1990-х гг., и распад комсомола не сделал молодежь более социально защищенной. Основной урок – молодежному движению вредит и заорганизованность, и неорганизованность.

Сходные выводы напрашиваются при анализе движения неформалов. О нем в нашей литературе написано немало. Многое – типология этих движений, специфика каждого из них – сегодня скорее вопрос истории. Но ряд проблем не утратил значимости. Чем же привлекали неформальные объединения, группировки и тусовки молодежь? Уже своим разнообразием, возможностью выбора в соответствии с различными интересами. Конкретное изучение позволило выделить около 70 различных по содержанию направлений. Веер возможностей был широк и в плане разнообразия социальных установок молодежи. Характерно – одна из типологий «неформальных групп» выделяла среди них «просоциальные», «асоциальные» и «антисоциальные». Более конкретный анализ мотиваций (1989 г., Ленинград) позволил выделить такие приоритеты привлекательности неформальных объединений молодежи (НОМов). Неформальные объединения соответствовали ориентации молодых людей на преимущественно досугово-развлекательные занятия. Сказывалось и стремление вырваться из-под опеки и мелочного контроля взрослых. Полнее реализовался ориентир – на взаимопонимание, общение со сверстниками. Все это приходило в противоречие со стереотипами организованного взрослыми содержательного досуга. Многие подростки слишком быстро проходили путь от асоциальности к антисоциальности. 3 из 4 членов группировок, по данным того же опроса, задерживались правоохранительными органами – в одиночку или вместе с приятелями. 4 из 5 – были готовы при возникающих конфликтах с другими группировками драться, чтобы поддержать своих:

 

 

 

Чем привлекали молодежь НОМы?

 

К сожалению, именно негативные аспекты неформального движения были использованы с началом рыночных реформ коммерческими и криминальными структурами. Огромный позитивный потенциал неформального движения остался невостребованным. Самодеятельность и инициатива молодежи не получила должной поддержки. В том числе – и организационно-финансовой.

Но в последние годы в молодежной среде возникают качественно новые явления – всплеск активности молодежных организаций и движений различной политической направленности. Среди них: лояльные власти (движения «Наши», «Местные», «Молодая Гвардия» /«Молодая Единая Россия», «Идущие вместе»/, Российский союз молодежи, Молодежный центр ЛДПР»), левые (Национал–большевистская партия /НБП, «нацболы»/, Союз коммунистической молодежи /СКМ/, Авангард красной молодежи /АКМ/, Молодежный левый фронт, Революционный коммунистический союз молодежи, Комитет «Хватит!»), национал-патриоты (Союз молодежи «За Родину!», Евразийский союз молодежи, скинхеды), так называемые «оранжевые движения» («Оборона», Молодежное «Яблоко», «Мы», «Да!», «Пора») и др. Пока этот феномен анализируют в основном политологи и публицисты, серьезный социологический анализ его еще предстоит. Но тем важнее обратить на него внимание, осмыслить высказываемые оценки. А такие оценки весьма разнообразны. Одни из экспертов видят в этом попытки политтехнологов «разыграть молодежную карту» (они «надувают движения, нацепляют на них символику»; но «через три года все это пройдет, останется дело: институт, работа, дети»). Другие связывают это с тем, что в глазах многих молодых «политика начинает восприниматься как интересная, стильная область деятельности». Близко к нему мнение: «Для активной, добивающейся самоутверждения части молодежи выбор дальнейшего пути становится весьма узким. Вхождение в политику в этих условиях – один из вполне вероятных вариантов. Вот и ширятся ряды различных молодежных политизированных объединений, многие из которых не очень-то принимают в расчет рекомендации идеологически близких «взрослых» политических организаций».

Попытки различных политических сил снова «выстроить», «организовать» молодежь в своих прагматических целях бесперспективны. Не менее иллюзорны надежды на то, что молодежь самоорганизуется. В общественном сознании и в реальной практике необходимость защищать молодежь чаше всего соотносится с ее молодостью, недостатком жизненного опыта, знаний и умений, ограниченными возможностями самостоятельно обеспечивать себя. Реже подчеркивается, что именно она через некоторое время займет ключевые позиции в обществе. Нынешние поколения взрослых работников (нередко видящих в помощи молодежи ущемление своих интересов) должны понимать: их будущее во многом будет определяться за счет нынешних молодых. Такое понимание защиты молодежи как своеобразного «социального кредита» должно утвердиться в сознании всех.

 

 

Hosted by uCoz