Кризисная идентичность
интеллигенции
Левичева В.Ф.
В утвердившемся
сегодня рефлексивном проекте современного российского
интеллигента среди традиционного набора качеств образованности,
компетентности, совестливости, духовности, культуртрегерства и
т.п. почти начисто отсутствуют составляющие успешной жизни:
динамизм, признание, достижение, удачливость, карьера и др.
Более того, в информационной среде явно накапливаются различные
концептуальные версии объяснений социальной нестабильности
российского общества ХХ века, использующие аргументы из арсенала
“комплекса вины” интеллигенции. Общий негативный контекст
размышлений о судьбах российской интеллектуальной элиты
усиливается такими самоопределениями ее представителей, в
которых запечатлелись ощущения людей, отодвинутых от
магистрального русла событий, оказавшихся на периферии общества,
затерянных в частностях и несущественном, утративших позиции не
только тех, кого слушают, но и тех, к кому прислушиваются.
В целом все это
свидетельствует о нарастании симптоматики кризиса социальной
(групповой) идентичности, когда интенсифицируется процесс
распада упорядоченной системы освоенных в процессе социализации
смыслов и ценностей, утрачиваются традиционные групповые
солидарности и, одновременно, выстраивается новый интеграционных
механизм содержательных компонент идентификационного
пространства.
К основным
признакам системного кризиса идентичности современной
интеллигенции относятся феноменологически фиксируемые
многоаспектные явления, лишь часть из которых в настоящее время
привлекла внимание отечественных исследователей в области
социальной философии и социологии.
Речь идет,
прежде всего, о значительном увеличении удельного веса
негативной идентичности в общем процессе поиска
себетождественности и интегрирующей целостности. Российскому
интеллигенту сегодня гораздо проще самоопределиться и найти
“своих”, выстроить категориальную и ценностную самозащиту путем
указания на “чужое”, отказа от самопричисления себя к
неприемлемому, выстраивания всевозможных этических барьеров,
мобилизации символических ресурсов перед лицом новых угроз
подавления и манипулирования.
Кризисная
идентичность интеллигенции неразрывно связана и с расширением
зон локальной идентичности, когда обустроенность и устойчивость
собственного жизненного мира воспринимается человеком лишь в
границах локальных профессиональных и статусных общностей,
коммуникативное, ценностное и символическое взаимодействие между
которыми во многом практически утрачено. Выстраивание
идентификационных комплексов сегодня реализуется достаточно
изолированно для таких групп, как инженерно-техническая
интеллигенция, военная интеллигенция, гуманитарная
интеллигенция, интеллигенция в институтах бюрократии,
интеллигенция в институтах экономики и т.п. Показательно в это
связи и то, что на уровне функционирования повседневности
ценностные программы этих общностей ориентированы на локальные
нарративы и дискурсы (такие, как “история наших достижений в
освоении космоса”, “защиты отечества”, “противостояния
тоталитаризму”, “приверженности европейскому цивилизованному
обществу” и пр.)
Данные ВЦИОМ
последних лет и наши исследования гуманитарной интеллигенции в
рамках проекта “Российская гуманитарная интеллигенция: проблема
смены поколений” 1999-2000гг. также подтверждают сужение рамок
идентификационного пространства до уровня первичных
социализационных групп, поколенческих и субкультурных общностей
и затрудненность формирования общегражданских и общекультурных
солидарностей.
Такая локальная
и дисперсная идентификация сопровождается в нашем обществе
эмпирически фиксируемыми состояниями неудовлетворенности
общественными процессами, недоверия к основным социальным и
политическим институтам, общей напряженности, ощущением
рассогласованности между внешней востребованностью определенных
личностных и профессиональных качеств и внутренней целостностью,
осмысленностью социокультурной позиции интеллектуала.
Вместе с тем
нельзя не отметить, что подобная реструктуризация идентичности
не есть чисто российское явление. Невозможность вписать историю
нынешней интеллигенции, нашу персональную историю в какую-либо
Большую историю и тем самым задать и воспроизвести ее смысловую
самотождественность - это явление отмечено многими влиятельными
зарубежными и отечественными исследователями (Ю.Хабермас,
Х.Аренд, П.Рикер, Д.Брунер, Е.Г.Трубина, М.Э.Елютина и др.).
ХХ век - век
социальных катастроф и нестабильности - разрушил иллюзии о
существовании каких-либо универсальных векторов мирового
развития: прогрессистскую теорию научно-технического
управляемого развития, либеральную концепцию рациональности
экономического и социального поведения, марксистскую теорию
освобождения труда, христианские доктрины нравственного
совершенствования человечества и др. Эти истории перестали быть
для интеллигенции ориентирующими ценностными системами.
В нашем
обществе на эти процессы - невозможность выстроить оправданную
непрерывную и связную историю жизни - наложилась ускоренная
смена культурных кодов, по которым конструируются рассказы о
жизненном пути различных поколений, истории институтов и
социальных общностей.
Трансформация
идентичности российской интеллигенции затронула и такое ее
фундаментальное свойство, как функциональность. Буквально на
глазах происходит разрушение важнейшей социально-значимой
функции интеллектуальной элиты: быть экспертом. Интеллигенция в
целом уже не имеет возможности контролировать так называемые
“большие системы”: средства массовой информации, политические и
организационно-корпоративные технологии, интернет, другие
коммуникативные сети, продуцирующие ныне эталоны оценок, образы
друга/врага, стирающие границы между реальными и виртуальными
событиями, провоцирующие ситуативные общественные настроения и
эмоции и регулирующие их длительность и интенсивность, создающие
и продвигающие Имена и Марки, Кумиров и Лидеров. И, может быть,
одним из самых значительных и долговременных последствий
нарастающего информационного отчуждения интеллигенции является
возвращение на историческую арену такого универсального и, как
еще недавно казалось, безвозвратно ушедшего в прошлое схематизма
трансляции знаний, как Рецепт.
Исследовательские практики, направленные на постижение нового,
ранее неизвестного последовательно вытесняются (особенно в сфере
гуманитарного знания) всевозможными рецептурными формами,
овладение которыми означает по сути достижение желаемого, но
известного. “Делай, как я, и ты достигнешь успеха”( похудеешь,
получишь Оскара, победишь в избирательной гонке, снимешь
стресс...). Готова ли интеллигенция смысл своей деятельности
соотнести с подобным рецептурным промоушеном?
Несколько слов
о такой частной, но показательной во многом проблеме, как
визуализация идентичности. Визуальный ряд российских
интеллигентов, представленный на ТВ в последние годы, приобрел
ярко выраженные геронтологические и маргинальные черты.
Абсолютно доминируют мемориальные, подчеркнуто отстраненные от
духовной злободневности и социально-политической актуальности
сюжеты с бывшими “инженерами человеческих душ” или
состарившимися детьми “больших родителей”. Молодые, энергичные
лица, увлеченные наукой и духовными ценностями полностью
отсутствуют.
Поколенческое
размежевание вводится как бы внутрь ценностной идентификации:
динамизм и успех, открытость новому и мобильность, высокий
уровень притязаний - это для молодых. Исполнение долга в
условиях невостребованности, защита интеллектуальных норм,
верность профессии - для старшего поколения. По сути масс-медиа
все настойчивее предлагает некую модель имитации идентичности, в
которой мучительные поиски самого себя и своего места в обществе
заменены на своего рода “бодибилдинг”: многообразные, от
телесных до социальных и ментальных, и весьма эффективные
технологии конструирования собственного имиджа. И на этот вызов
массовой культуры современной российской интеллигенции придется
ответить, ибо кредо “Учитель воспитай Ученика” было и остается
ведущим мотивом гуманистической миссии интеллектуальной элиты
общества.