Академия
народного хозяйства при Правительстве РФ; Московский
государственный университет им. М.В. Ломоносова
Официальные статистические источники РФ отмечают, что с
1992 года началась и продолжается до сих пор депопуляция страны,
в связи с чем социально-демографическая группа молодежи (т.е.
население в возрасте 15-29 лет) становится все меньше как в
абсолютном числе, так и в процентном отношении, составляя в 2005
году всего 24%от общей численности населения страны[1].
Сокращающееся население страны, особенно снижение численности
подрастающих поколений россиян, особенно актуализируют проблемы
преемственности культуры и определяют специфику ее трансляции в
условиях радикально меняющегося российского общества. На первый
план в современной России выходит проблема возрастания стоимости
человеческого капитала, т.е. – главного богатства любого
развивающегося общества, в условиях минимальной рождаемости,
особенно среди русского населения. Поэтому в современном
российском обществе вся проблематика отношения молодежи к труду
становится значимым социальным индикатором, помогающим понять не
только меру включенности молодежи в трудовую деятельность, но и
сами темпы и результаты происходящих в России перемен.
Достаточно очевидным является в этой связи и ответ на вопрос о
том, является ли современная российская молодежь объектом или
субъектом происходящих в стране социально-экономических и
политических преобразований.
В настоящее время, в условиях обостряющейся демографической
ситуации РФ необходима консолидация всего
социально-гуманитарного знания для всестороннего научного
анализа существующих тенденций становления молодых россиян, для
выявления наиболее значимых каналов их первичной и вторичной
социализации, для исследования форм и способов социокультурной
адаптации молодежи в современном российском обществе, в условиях
дефицита социального времени и при минимизации государственных
расходов на формирование подрастающих поколений, их воспитание,
образование и обучение. Всесторонняя забота о детях и молодежи –
свидетельство крепкого, нравственного, здорового и стабильного
общества, непосредственно заинтересованного в сохранении и
умножении своего населения.
Первым по значимости социальным институтом первичной
социализации детей и молодежи является семья, которая в
современной России в связи с особенностями моделей расселения
населения является преимущественно городской семьей, весьма
нестабильной и малодетной. Более того, наличие в современной
России более 700 тысяч детей, которые по разным причинам не
имеют заботящихся о них родителей, достаточно убедительно
доказывает малую эффективность этого традиционного института
социализации в обществе социального риска, каким является
современная Россия.
Важным каналом социализации всегда являлась система
образования, которая в современной России усиленно
коммерциализируется и превращается в сервисно-ориентированную
рыночную сферу деятельности предпринимателей от образования,
более того в обществе, которое руководствуется принципами
либерально-демократической идеологии, образование становится
делом свободного выбора человека, теряя свой статус
обязательного долга каждого гражданина и государственной
правовой и конституционной нормы.
В борьбе против засилья коммунистической идеологии в самом
начале перестройки были фактически уничтожены все учреждения,
обеспечивавшие воспитание подрастающих поколений: детские и
молодежные организации, разного рода клубы, ролевые и
организационные игры. На их место пришли разного рода
религиозные и другие организации, вроде «Братства Девы Марии»,
сайентологов, уфологов и другие, не менее сомнительные в своих
идеях объединения, где выступают пропагандисты «нового
мышления», мистики, экстремисты, по-своему воспитывающие
молодежь. Для современных исследователей молодежных проблем
стала очевидной необходимость возвращения к традициям любого
цивилизованного общества, в котором всегда существует и
эффективно функционирует система воспитания подрастающих
поколений, обеспечивающая через деятельное участие молодежи в
разнообразных массовых организациях поэтапное вхождение молодого
человека в мир ценностей взрослого населения, что предполагает и
овладение разнообразными социальными статусами и ролями,
необходимыми для нормальной жизнедеятельности в современном
мире.
Для традиций российской культуры всегда была особенно
характерной реализация того коллективного духа, который
называется «соборностью» и раньше в той или иной степени
формировался в практике деятельности различных социальных
институтов и многочисленных учреждениях системы воспитания,
которых в современной России практически не осталось. В этой
связи естественная для молодежи тяга к единомышленникам приводит
их в настоящее время к стихийным объединениям, зачастую
девиантного, а нередко и криминально-делинквентного образца.
Наиболее значимым каналом социализации самых юных россиян в
настоящее время являются СМИ, а для более старших – Интернет,
которые опрокидывают на головы молодежи мощные информационные
потоки, ту «виртуальную реальность», под влиянием которой
находится современная молодежь во всем мире. Практическим
монополистом в сфере информационных потоков являются США, и
прокламируемое ими ценностное сознание ориентирует молодежь на
ценности общества массового потребления и идеалы культурных грез
Великой Американской Мечты, воплощающей финансовое,
экономическое и военное превосходство США и их сложившийся после
победы над СССР в информационно-психологической войне монополизм
в силовом решении международных проблем. Другими словами:
современная молодежь смотрит на мир «американскими глазами»,
проникаясь ценностями не своей, а американской культуры, ее
стандартами поведения и отношения к своей стране.
Процесс становления подрастающих поколений современных
молодых россиян происходит в новых социально-экономических и
геополитических условиях, при нарастающих темпах глобализации и
информатизации российского общества, общества риска, когда
реальную угрозу национальной самобытности и традициям духовной
культуры несут все возрастающая подчиненность российских СМИ
информационному монополизму США и реальная практическая
подчиненность российских СМИ медиасреде США.
Этот процесс можно проследить, анализируя преобладающий на
протяжении всех последних десятилетий в современных российских
СМИ образ России. Очевидно, что в истекшие годы в основном в
наших СМИ доминирует образ России как нищей страны с отсталыми
технологиями, высокой безработицей и смертностью населения.
Такое направленное одностороннее воздействие на россиян приводит
к утрате населением страны патриотических чувств и
существовавшего ранее в сознании россиян позитивного чувства
гордости и своей принадлежности к богатому и сильному
государству. У многих, особенно молодых россиян эта потеря
приводит к формированию стремлений к регионально-национальной
исключительности, узкой этноидентичности, отысканию братьев не
по разуму и общей исторической судьбе, а по вере или каким-либо
интересам.
Следует отметить, что в противовес ценностям, внушаемым
глобальными СМИ, ряд молодых россиян стремятся к развитию и
усилению региональных и локальных традиций в своей духовной
культуре, напрямую не связанных ни с традициями молодежной
субкультуры (типа хиппи, панков и т.п.), ни с традициями своего
народа.
Отрицательные характеристики всего исторического пути
России, критическое восприятие современной российской реальности
стали общим местом в отечественных СМИ и в высказываниях ряда
политических деятелей, ньюсмейкеров и журналистов. Следует
отметить, что нередко за истекшие годы на практике стремление
властных структур разного уровня к демократическим и
общелиберальным ценностям приводило к ущербу и потерям в
реальных национальных интересах России, что вело к росту
социокультурных напряжений в обществе и к существенному разлому
массового сознания россиян. При этом у молодежи, в силу ее
возрастных особенностей, в сознании преобладают четко выраженные
крайние позиции – экстремизма, анархизма, негативизма.
Очевидно, что в целом негативный образ собственной страны,
характерный для отечественных СМИ, не может быть средством
объединения молодежи с другими группами населения, тем более –
послужить основанием для функционирования в их сознании
какой-либо объединяющей всех россиян общенациональной идеологии
и, тем более, для формирования у молодых людей государственных
интересов и гражданских чувств, особенно патриотизма. Отсутствие
патриотических социальных представлений в базисных системах
ценностей молодежи делает невозможным и формирование у них
позитивной мотивации в таких социально-значимых сферах
жизнедеятельности, как политика, право, трудовая деятельность.
Российская молодежь, предоставленная сама себе, в состоянии
стихийно выработать только индивидуалистическую, скорее
узкоэгоистическую мотивацию – на материальный достаток, ценности
здоровья и семейного благополучия. Это убедительно доказывают
результаты многочисленных эмпирических исследований, проведенных
в разных регионах страны и с разными по полу, возрасту и уровню
образования респондентами.
Анализируя многочисленные факторы, влияющие на восприятие
молодыми людьми современной российской действительности, можно
условно объединить их в три больших класса. К первому из них
относятся такие константные факторы, как географическая среда и
природные ресурсы, этничность и культурные традиции региона,
биосоматические и гендерные статусы населения. Второй класс
факторов имеет явно выраженный динамический характер, он
существенно зависит от темпов социального развития,
общественно-политических и экономических условий, форм и
способов управления, темпов деятельности разнообразных
социальных институтов и учреждений, главных историко-культурных
тенденций, в частности желания/нежелания общества по отношению к
переменам. Наконец, третья группа факторов имеет явно выраженный
индивидуально-личностный или субъектный характер, который
позволяет понять общую направленность и уровень гармонии
личности и общества, динамику образа жизни и укладов
хозяйствования, реальную активность/пассивность населения,
гарантию прав и свобод, динамику общественного мнения и скорость
изменения систем ценностных ориентаций, культурных норм и
предпочтений. Большое значение в период радикальных перемен
имеет отношение населения и каждого отдельного человека к
инновациям, их желания/нежелания кардинального преобразования
социального и индивидуального бытия.
Это множество факторов влияет на ментальность и
национальный характер россиян не меньше, чем на личностную
судьбу каждого человека, на его стандарты поведения, системы
ценностей, жизненные притязания и идеалы. Особое значение имеет
ментальность – тот социокультурный феномен, который определяет
глубинные уровни сознания, обеспечивая тем самым консолидацию и
сохранение этноса. Ментальность с полным основанием можно
считать базисной основой всей моральной системы общества,
фундаментом социально-коммуникативной деятельности, а нередко
она становится и определенным барьером на пути радикальных
перемен в обществе, потому что ментальность изменяется весьма
медленно и на долгие десятилетия сохраняет в массовом сознании
стереотипы мышления и социальные представления предшествующих
поколений. Так, для традиционной российской ментальности в сфере
труда были характерны высокая работоспособность в период страды
(как и авралы на производстве), коллективные формы главных форм
труда (сенокос, посев, жатва), природосообразность трудовой
деятельности и ее сезонный характер, четко выраженное
половозрастное разделение труда. Это все существенно влияло и на
трудовую деятельность на «социалистических предприятиях»,
формируя двойственное отношение к труду, особенно в годы застоя,
когда процветало иждивенчество, возникавшее на основе политики
патернализма и очковтирательство, как прямое следствие
господства административно-бюрократической системы.
Современное развитие российского общества предполагает
формирование у подрастающих поколений культуры труда, которая
должна отвечать нормам и ценностям цивилизованного рыночного
общества.
Однако сейчас, в условиях демографических изменений, как
никогда раньше во всей своей значимости встал вопрос о трудовом
потенциале молодых россиян. В самом общем виде можно считать,
что этот потенциал определяется уровнем воспитания и
образования, полученным в семье и школе, вложениями государства
в формирование трудового потенциала, а также действенными
механизмами стимулирования непосредственной трудовой
деятельности.
В условиях становления рыночных отношений процесс
стимулирования претерпел серьезные изменения, особенно в связи
со становлением рынка труда, когда трудовая занятость становится
все более предметом личных забот человека и в той или иной мере
делом его свободного выбора. Для современного рынка труда
характерен разрыв приоритетов образования, свойственных
молодежи, и потребности в кадрах, необходимых предприятиям,
особенно традиционным, где необходимы массовые рабочие
профессии. Так, для современной Москвы характерен дефицит более
чем в 150 тысяч станочников, необходимых городу, не говоря о
многих десятках тысяч других «непрестижных» для молодых
москвичей профессий.
В современной России увеличилась индивидуальная свобода
выбора трудовой деятельности, и одновременно с тем повысилась
личная ответственность человека за собственное благополучие, что
не могло не сказаться на психологии актуальных и потенциальных
молодых работников, особенно при выборе ими сектора экономики
(государственные, частные, акционерные, зарубежные фирмы), форм
трудовой деятельности, их общей культуре труда и ее дисциплины.
За годы перестройки вполне очевидна эволюция предпочтений
молодых от государственного к частному сектору экономики,
стремление к свободному графику работы, крепким межличностным
контактам, а не к строгой дисциплине труда.
Складывающийся в стране рынок труда с точки зрения традиций
экономической науки рассматривается как определенная сфера
формирования спроса и предложения на рабочую силу. Спрос и
предложение на современном российском рынке труда не совпадают в
силу тех многочисленных факторов, о которых мы уже говорили,
Кроме того, в настоящее время в стране имеет место низкая
профессиональная и территориальная мобильность работников,
практически отсутствует необходимый рынок жилья, нужный
массовому, рядовому жителю, а не элитарной прослойке,
сохраняется режим прописки и его зависимости от трудоустройства,
не говоря о существенных различиях в уровне жизни российских
регионов, а также мозаичности и плюрализме всех ценностных
ориентаций современных молодых россиян и их мотиваций к труду.
Суммируя результаты эмпирических исследований, проведенных
в последние годы в разных регионах страны, можно сделать вывод о
том, что социально-трудовая ориентация современной молодежи
включает в качестве ключевых и доминантных следующие ценностные
ориентации: на высокий материальный достаток; позитивное
отношение ко вторичной занятости; положительное отношение к
гибким стратегиям поиска работы; готовность к профессиональной
мобильности. В современном молодежном сознании россиян постоянно
возрастает прагматичное и утилитарное отношение к трудовой
деятельности, при заметном падении представлений о социальной
ценности труда и понимания труда как долга перед обществом и
государством.
Даже выбор профессии в настоящее время у молодых носит
противоречивый характер, т.к. в первую очередь определяется не
личными склонностями, а критериями высокооплачиваемости и
престижности. Современная молодежь очень активна и
предприимчива; она достаточно легко вписывается в рыночные
отношения, особенно «дикого», а не регулируемого нормами права и
законодательством РФ цивилизованного рынка; не смущаясь, она
покидает работу, находя места, где платят больше, а работают
меньше.
Современные молодые люди рассчитывают в первую очередь на
себя и своих родственников, а не на государство, которое явно
недостаточно занималось трудоустройством молодежи в истекшие
десятилетия реформ. Современная молодежь достаточно четко
демонстрирует ментальность и национальный характер россиян, т.е.
умение выживать в любых социокультурных обстоятельствах, иметь
быструю адаптивность к любой кризисной и агрессивной среде,
сохранять стремление к «соборному», т.е. коллективному началу
своего бытия и всего стиля жизни.
Специалисты отмечают, что сейчас на рынок труда приходят
молодые люди с завышенными требованиями к своему
трудоустройству, условиям и оплате труда. На интенсивную работу
с высокой оплатой согласна лишь часть молодых людей, впервые
приходящих на рынок труда. Следует отметить как позитивный
фактор постоянное увеличение разнообразия сфер занятости, что
способствует росту у молодежи потребности в профессиональной
подготовке, стимулирует ее конкурентноспособность на рынке
труда, увеличивает возможность социальной мобильности молодых
людей.
Вместе с тем, поиски трудовой занятости молодежи и процесс
ее вторичной социализации в сфере труда в современной России
носит во многом хаотический и стихийный характер. Самое
существенное влияние на выбор трудовой деятельности оказывают
сейчас все возрастающее воздействие материальных притязаний в
сфере труда, которые складываются под влиянием идеалов общества
потребления, неустанно рекламируемых российскими СМИ. За
истекшие с начала перестройки годы выросло не одно поколение
молодых людей с обесцененными представлениями о социальной
значимости труда, его воздействии на творческий потенциал
человека. Для большинства современных молодых людей характерны
потребительские стандарты и доминирование
пассивно-потребительского поведения в сферах труда и быта, в
социально-политической и гражданской жизни.
Эмпирические исследования последних лет показывают, что
социализация российской молодежи в сфере труда все более
определяется стремлением к материальному благополучию, а работа
рассматривается в первую очередь как средство удовлетворения
материальных потребностей, как способ обеспечить себя и своих
близких, независимо от труда в открытых, «прозрачных» или
«теневых» организациях, на творческой или рутинной работе.
Материальный достаток, крепкая семья и здоровье выступают
для большинства респондентов доминирующими ценностями,
независимо от региона, возраста, социальной, гендерной и
этнической принадлежности. Специалисты считают, что творческую
активность молодых работников необходимо постоянно направлять и
контролировать. Управление молодыми работниками, впервые
приступающими к трудовой деятельности, как считают
исследователи, должно быть мягким по форме, но четким и
достаточно жестким по содержанию, и лишь на такой
гуманистической основе не только могут быть оптимально
обеспечены потребности производства, но и эффективно произойдет
процесс интеграции молодых людей во взрослую и самостоятельную
жизнь.
Применение манипулирования и силовых методов управления,
которые достаточно типичны для большинства современных
предприятий и организаций, как показывают результаты
исследований, ведет к росту агрессивности молодых работников, к
разрушению позитивных составляющих их характера, обесценению
нематериальных и трансцендентальных мотиваций на труд, т.е. к
формированию у молодежи представлений об отчужденном характере
труда, что в ХХI веке является историческим анахронизмом.
Безусловно, что в условиях низкого материального достатка,
характерного для большинства россиян, каждый работник
заинтересован в высоком заработке. Однако в вековых российских
культурных традициях всегда высоко ценились
индивидуально-личностные, т.е. субъектные, подлинно-человеческие
качества работника. Поэтому в современной России необходима
активизация таких мотиваций трудовой деятельности, которые
помогают развиваться самосознанию работника и пониманию им того,
что процесс труда нужен не только для заработка, но и для того
чтобы развиваться самому работнику и не только в
профессиональном плане, но и в наращивании его личностного
потенциала, нравственных и гражданских качеств. К несомненным
достоинствам современных молодых россиян можно отнести их
высокую степень адаптации к внешней среде и в среднем достаточно
высокий уровень образования большинства.
На этой базе может возникнуть новая, динамичная культура труда,
и ее носители, преимущественно молодые люди, в состоянии внести
серьезный вклад в трансформацию базовых ценностей и мотиваций к
труду в новых условиях.
Трудовая социализация современной российском молодежи
существенно отличается от таковой в прошлом времени, и не только
советского периода, но и первых лет перестройки и становления
«дикого или звериного» первичного становления капиталистических
отношений в сфере труда, когда в условиях системного кризиса
рухнула не только административно-бюрократическая политическая
система, а в рамках приватизации произошла деиндустриализация
страны, которая привела к массовой безработице. Старые
представления о трудовой деятельности и ее мотивациях уходят в
прошлое по мере становления новых общественных отношений,
основанных на нормах и принципах цивилизованного рынка и по мере
перехода страны на принципы современной информационной культуры.
Главными признаками информационного общества является
превращение информации в главный товар и продукт деятельности
информсетей, а ее главными сферами деятельности работников –
производство компьютеров и их составляющих, поддержание
информсетей и их трансформация, контент-индустрия или процесс
производства, продажи и потребления коллективными и
индивидуальными клиентами разнообразной информации. С помощью
социальных технологий в процессе перехода к информационному
обществу можно минимизировать негативные последствия
информатизации в экономической, социально-политической и
социокультурных сферах общества, для чего необходимо
обеспечивать постоянную обратную связь между доминирующими в
обществе ценностями и новыми управленческими решениями и
соответствующими им структурами.
Молодежь, в отличие от других возрастных групп общества,
существенно более включена в инновационные процессы. В условиях
трудовой социализации она не только адаптируется в трудовой
процесс, но и реализует становление своей личности как субъекта
труда, общения и познания. Становление ее трудовых и социальных
навыков позволяет каждому молодому человеку не только выполнять
свои трудовые функции, но и реализовывать все свои социальные
роли, адекватные статусному положению. В процессе
социокультурной идентификации, посредством его, молодежью
приобретаются и усваиваются нормы, ценности и идеалы и
адекватные им социальные роли и моральные качества тех
социальных групп, с которыми идентифицирует себя молодежь, и это
процесс идет постоянно, в любом обществе и при любых
обстоятельствах.
В заключение хотелось бы подчеркнуть, что становление
социально-трудовой ориентации молодежи зависит не только от нее
самой, но и от наличия и практической реализации в стране
принципов комплексной молодежной политики, обеспечивающей в том
числе и оптимизацию трудовой социализации молодых россиян.