Пол как этическая
проблема в философской антропологии Н.А.Бердяева
Ю.Ю.Чёрный
Тема пола и любви занимает в творчестве Бердяева
заметное место, К сожалению, эта сторона творчества мыслителя до
последнего времени обращала на себя мало внимания. Настоящая работа
является попыткой систематизации взглядов Бердяева на проблему пола,
выраженных в «самой систематической» из его книг – «О назначении
человека. Опыт парадоксальной этики».
Для Бердяева пол – результат распадения некогда
целостного образа человека. Это распадение произошло в недрах
космической жизни и может быть истолковано только символически. Тема
пола раскрывается Бердяевым на основе мифа Платона и гнозиса Якоба
Бёме об андрогине, а также учения Библии о первородном грехе: «..
великий антропологический миф о человеке, на котором только и можно
построить антропологическую метафизику, есть миф об андрогине. Миф
этот выражен в «Пире» Платона, он занимает центральное место в
гениальном гнозисе Я.Бёме… Первородный грех связан прежде всего с
половым разрывом, с падением андрогинна, с падением человека как
существа целостного, с утерей человеческой девственности и
образованием дурной мужественности и дурной женственности».
В падшем мире происходит борьба мужского и
женского начал, «мужской и женский принцип ищут не только
соединения, но они и постоянно борются друг с другом как смертельные
враги». По Бердяеву, мужской половой принцип – антропологический,
личный, женский – принцип космический, родовой, рождающий. Мужское и
женское начала существуют в различной пропорциональности в каждом
человеке, поэтому он оказывается раздираемым изнутри
бессознательными половыми страстями.
Бердяев отмечает, что мощная половая стихия,
источник всякой жизненной энергии, не может быть побеждена ни
отрицательной аскезой, ни социальными запретами. «В мире, поражённом
первородным грехом, накопляется подпольная, подсознательная половая
энергия, которая производит взрывы и которую человек не может
победить и преодолеть. Энергия эта обладает полярным отталкиванием и
притяжением. Пол, загнанный внутрь, делается опасным, порождает
преступления и безумие».
Сталкиваясь с полом, как всеобъемлющей по своему
значению силой, человек испытывает перед ним чувство ужаса: «Ужас
перед полом есть ужас перед жизнью и перед смертью в нашем грешном
мире, ужас от невозможности никуда от него укрыться. Ужасом пола и
энергией половой полярности поражено всё существо человека, его
мышление и его чувства, его творчество и его нравственное сознание
не меньше, чем жизнь его организма».
Для Бердяева одинаково неприемлемы как не имеющие
подлинно нравственного значения три традиционных способа решения
проблемы пола – беспорядочная половая жизнь (разврат), воздержание
от половой жизни и борьба с ней (аскетизм), а также упорядочивание
половой жизни в социальном институте семьи.
В разврате человек делается рабом половой стихии
и просто бесцельно растрачивает свою жизненную энергию.
В аскетизме человек сосредотачивается на борьбе с
полом, однако не имея возможности его преодолеть, только загоняет
его ещё дальше в бессознательное.
В семье как социальном институте, связанном с
продолжением рода и ведением хозяйства, человек попадает под власть
общественной обыденности. Половая жизнь приобретает социально
приемлемые формы, однако вопрос пола по-настоящему не ставится и не
решается.
Подлинным решением проблемы пола Бердяев считает
сублимацию (возвышение, одуховторение) безликой половой стихии,
превращение её энергии в энергию, творящую ценности: «Духовное
освобождение от рабства у похоти пола, унижающей достоинство
человека, сублимирование бессознательных половых влечений есть
основное требование этики». Таким образом, сублимация половой
энергии должна стать сознательной нравственной задачей человека.
В самом общем смысле половая страсть
преодолевается и преображается во всяком душевном и духовном
творческом состоянии: «Всякое сильное и творческое вдохновение,
душевное и духовное состояние преодолевает и преображает половую
страсть».
К числу конкретных путей сублимации Бердяев
относит переживание чувств жалости и сострадания, сильную
эротическую влюблённость и творческий подъём. Переживание чувств
жалости и сострадание «может парализовать половую страсть и
заставить человека забыть о ней». Сильная эротическая влюблённость
также может победить половую страсть. Выступая против законничества
общественных институтов брака и семьи, Бердяев тем не менее одобряет
брак между мужчиной и женщиной как мистический союз, как стремление
«к соединению в единый андрогинный образ». «Подлинная любовь, -
говорит Бердяев, - есть самое могущественное средство против похоти
пола, которая есть источник рабства и падения человека. Достижение
целомудрия через любовь есть достижение целостности, преодоление
греховности пола, разорванности и раздвоения».
Подобно тому, как движение переходит в теплоту,
половая энергия может стать источником творчества: «Жертва эросом,
направляя энергии в другую сторону, может усилить творческую
напряжённость. Мы это видим в трагической судьбе Киркегардта,
который пожертвовал своей любовью и в гениальном творчестве нашёл
компенсацию, и в творчестве Ибсена». «Творчество связано с
первоосновой жизни и означает лишь духовную направленность, интенцию
этой первичной жизненной энергии. И весь вопрос в том, чтобы
открылись пути для творческой духовной направленности в
противоположность той недуховной направленности, в которой
растрачиваются силы в половых страстях».
Учение Бердяева о поле представляет интерес не
только как часть философской антропологии, но также как часть этики.
Взгляды Бердяева могут помочь конкретному человеку осознать проблему
пола и наметить пути решения своих жизненных проблем.