Воронка чужих
цивилизаций
Лисинкер
Л. (lisinkerls@mail.ru)
В чёткой, исчерпывающей статье
Ю.Черного о постмодернизме (Интернет как проявление постмодернизма,
02.10.2004) автор заявляет, что задача современного человека в
России – сохранить в меняющемся мире собственную идентичность,
строить свою жизнь самостоятельно и не быть заложником анонимного
научно-технического прогресса.
Собственная национальная
идентичность предполагает, выражаясь по-старомодному, «любовь к
отеческим гробам». И тут неизбежно столкновение с постмодернистским
подходом, который исходит из фундаментального недоверия к
метарассказам, т.е. традиционным объяснениям-оправданиям
существующей истории, религии, культуры народа.
Главная отличительная черта
мировооззрения постмодерниста – плюрализм, неопределённость, ирония
и симуляция. То, что на примитивном подростковом уровне сегодня
зовётся «приколом». Современному приколисту хоть подросткового, хоть
преклонного возраста собственная идентичность глубоко безразлична.
И вот тут вполне уместно
вспомнить, что постмодернизм возник, заявил о себе во второй
половине прошлого века, когда о глобализации экономики
не говорил только ленивый. Движение знаний, услуг, товаров приобрело
глобальный характер. Нечего и говорить, что вся развлекательная
индустрия России в последние 20-30 лет находится под сильнейшим
влиянием Западной культуры и активно пропагандирует Западные
стандарты образа жизни, отдыха. Начиная с целой гаммы реалити-шоу,
просто шоу и кончая океаном рок-музыки и попсы. Разумеется,
полностью отгородиться от этого влияния не получится, но чуть
умерить пропорции не мешало бы.
В связи с процессом глобализации
аналитики высказывают серьёзные опасения, что Россия может быть
втянута в воронку чужих цивилизаций, их интересов и
ценностей. И в конечном итоге это может привести к утере главного
атрибута суверенитета – национальной идентичности.
Как же не вляпаться в эту самую
воронку чужих цивилизаций? |