Как и большинство других концептов в рамках того,
что является идеологическим, концепт идеологии является
неоднозначным и может быть определен различными способами, которые
непосредственно зависят от идеологической ориентации автора
определения, равно как и от общего исторического и социального
контекста, в котором он (автор) существует. К тому же, разнообразие
таких определений идеологии чаще всего ограничено тремя
фундаментальными ориентациями: нейтральной, позитивной и негативной,
хотя их нейтральность, позитивность или негативность – по причине
неизбежного присутствия идеологических элементов в объяснениях –
должны быть поняты в определенной степени как относительные
категории.
В нейтральном смысле идеология представляет собой
систему идей, мнений и оценочных критериев, которые помогают
социальным общностям (и индивидам как их представителям) оправдывать
их собственную социально релевантную – и кроме того, политическую –
деятельность и оценивать деятельность и социальные феномены,
относящиеся к другим. Негативный смысл идеологии вытекает из
Марксовой интерпретации (зависящей от анализа «Немецкой идеологии»),
согласно которой идеология – это форма «измененного сознания»,
camera obscura, в которой реальные социальные отношения
интерпретируются в зависимости от классовых интересов, при этом они
наделяются абсолютной ценностью. В итоге, даже позитивное
определение идеологии – в котором идеология становится сознательной
и рациональной совокупностью политических мнений и ведущих идей в
классовой борьбе – также являются в большинстве своем марксистскими,
но на этот раз в ленинской версии.
Какой бы из этих вариантов определения мы не
выбрали, и какой бы из многих критериев в каждом из вариантов мы бы
не сочли наиболее подходящим, почти невозможно избежать связи между
идеологией и языком: даже зыбкая полисемия идеологии как
идеологического концепта обращает наше внимание на эту связь.
Поскольку идеология – это всегда определенное состояние сознания
социальной группы, и поскольку сознание – как и мышление – в
практической деятельности индивида неотделима от языковой
деятельности, мы должны признать, что существует глубокая связь
между языком и идеологией. Бесспорно, эта связь человеческая. Она
реализуется не только как необходимая цепочка
«сознание-мышление-язык», другими словами, как идеологическая
категория, но скорее как социальный феномен. Это так в силу того,
что идеология сама по себе есть общественный феномен, и она
проявляет этот общественный характер исключительно через
межличностную коммуникацию, которая в свою очередь, более эффективно
реализуется преимущественно через языковую деятельность.
Исходя из этой связи между языком (и даже речью)
и идеологией, мы можем поставить несколько важных гипотез, общим
знаменателем которых будет взаимодействие и взаимозависимость этих
двух концептов. С одной стороны, мы должны признать, что идеология и
идеологическая структура человеческого мышления доступны анализу
только (или по крайней мере, в первую очередь, если мы примем во
внимание идеологизацию иных систем знаков и их использования) при
помощи языка и его реализации в речи, а следовательно, что любые
исследования идеологического – это по крайней мере языковое (или
семиотическое) исследование. С другой стороны, мы должны также
признать, что язык – как в своей системной структуре, так и в
различных аспектах его конкретного использования - несет черты
идеологии, и эти черты могут быть обнаружены при помощи
лингвистического анализа.