Методологические
аспекты моделирования религиозного пространства Центральной Азии
В философско-религиозном контексте, по определению В.В. Винокурова,
феноменология религии рассматривает проявление "святого" не только
в предметах, действиях, представлениях, переживаниях человека и
общества, но и в пространстве, времени
[iv].
Один из основоположников классической феноменологии немецкий
философ Ф. Шлейермахер указывал и на то, что "истинная религия
есть чувство и вкус к бесконечному"
[v].
Бесконечное, как проявление качества того, что может быть и
вечным, имеет в системе религиозного сознания свое видимое,
символическое воплощение.
По мнению одного из виднейших представителей классической
феноменологии М. Элиаде, сакральность и сакрализация мирского
пространства обеспечиваются наличием или, соответственно,
установлением в нем "центра". Последнее Элиаде определил как
"освящение пространства"
[vi]:
"Благодаря парадоксу ритуала любое освященное пространство
совпадает с Центром Мира, точно так же, как и время какого бы то
ни было ритуала совпадает с мифическим временем "начала"…Таким
образом, реальность и долговечность постройки обеспечивается не
только через преобразование мирского пространства в пространство
трансцендентное ("центр"), но и через преобразование конкретного
времени в мифическое"
[vii].
По М. Элиаде, проявление священного онтологически сотворяет мир, и
является глубоко символичным. В свою очередь, проявление
смыслообразов "священного" в чувственных, наглядных формах
осуществляется во временно-пространственном континууме средствами
религиозной культуры. Посредством религиозной культуры, как
составной части религиозного сознания, происходит "трансляция"
смыслообразов "священного", концептуально заложенных в
конфессиональных вероучительных положениях. Немецкий философ Фр.
Хайлер, связывает представление о бесконечном священном
пространстве с определенными представлениями о Боге: "внешние
места молитвы (иудейская синагога, исламская мечеть, христианская
церковь) вновь обретают характер предметной святости,… становятся
видимым залогом присутствия Бога. Распространение представлений о
соединении Бога с определенным пространством приводит в позднем
иудаизме к тому, что Бог обозначается как пространство"
[viii].
Таким образом, "пространство" в религиозном сознании имплицитно
связано с понятием "священного", высшим проявлением которого в
теистических религиозных системах является опытное "переживание"
Бога. Идея священного, отраженная в теологических спекуляциях,
имеет, как уже отмечалось, свое конфессиональное своеобразие.
Религиозная культура и искусство, "видимо", "слышимо" и "осязаемо"
воплощающие и символически фиксирующие концептуальный уровень в
социо-культурном пространстве, выступают очень важной подсистемой
религиозного сознания, определяя национальное, цивилизационное
своеобразие мировосприятия, мироощущения, мировоззрения.
"Разнополюсность"
мировоззренческих концепций, определяющих идентификацию в
конфессиональной страте (как на личностно-субъективном уровне, так
и на объективно-общесоциальном, цивилизационном), характеризуется
автором как "поле витальной цивилизационно-образующей
"заряженности"". Данный посыл, проецирует ассоциации
физико-научного понимания "поля" как "особой формы материи –
носителя физических взаимодействий"
[ix],
с толкованием понятия "поля" как "пространства, наполненного
взаимовлияющими друг на друга силами" - не только физическими, но
и "социальными, психическими и др."
[x].
Данные "Социологическим Энциклопедическим Словарем" понятия
"психологического поля" и "поля социального" взаимодополняют друг
друга в мировоззренческой обусловленности. Так, под понятием
"психологическое поле" подразумевается "совокупность переживаемых
субъектом актуальных побудителей его активности,
характеризующая поведение субъекта в той или иной конкретной
ситуации в зависимости от принятой им ориентации (выделено
мной – И.А.) "
[xi].
Совокупность же "взаимодействующих социальных факторов, влияющих
на поведение индивида или группы" определяется этим же
нормативно-справочным изданием как "социальное поле"
[xii].
Сопряженность этих дефиниций с дефиницией "конфессионального",
приводит к формулировке понятия "конфессиональное поле" (КП),
под которым понимается пространство социо-культурного
континуума, смысловые, мировоззренческие приоритеты которого
определяются совокупностью взаимодействий конфессиональных страт в
их антропо-теологической специфике.
Социально-историческая, религиозно обусловленная система
конфессиональных мировоззренческих приоритетов в конкретном
временно-пространственном измерении определяет не только
социокультурные но и социо-политические характеристики "КП".
В рамках геополитической концепции пространства,
рассматривающей его как функцию экзистенциональной идеи
[xiii],
обеспечивающей социокультурное и социо-политическое единство
общества, предполагает цивилизационный (культурологический) подход
в процессе определения границ "КП".
О границах "КП"
возможно говорить с различных позиций и уровней: с
общепланетарного - поскольку все, что касается духовного
пространства, касается и человечества в целом; с позиций
определенных М. Вебером типов мировых хозяйственных систем,
связанных с мировыми религиями (в том числе и с их
конфессиональными стратами) и цивилизационными комплексами; с
позиций национально-государственных образований, чьи границы в
историческом процессе государственного структурирования
определялись преимущественно моноконфессиональными
мировоззренческими приоритетами "КП".
Религиознообусловленная инноватика в российском и региональном "КП"
XX –
XXI
вв.
[xiv]
имеет прецедент и в "КП" сопредельной Монголии. Поскольку в данном
случае эти явления касаются международных отношений, возникает
необходимость методологически определиться в уровневом соотношении
понятийного аппарата. С позиции понятия "КП" рассмотрение
конфессиональных инноваций в России и Монголии возможно только в
плоскости их методологической общности. Так как "КП" России
и Монголии имеют свои социо-политические границы, мы не можем
говорить о единстве конфессиональных полей – определение понятия "КП"
не дает таких оснований. Но результаты спектрального анализа
мировоззренческой базы инновационных составляющих "КП" Забайкалья
и Монголии, характер и методика миссионерской деятельности делают
возможным рассмотрение ее с позиций понятия "миссионерское поле".
Историко-логический подход выявляет понимание термина "миссия"
как свидетельство, пропаганду вероучения, осуществляемые на
личностно-субъективном и организационном уровнях. Масштабы
миссионерской деятельности в
XX в.
как католической, так и протестантской миссий позволяют говорить о
глобальном охвате ценностными приоритетами Запада большинства
стран мира.[xv].
С самого начала своего организационного периода Западная миссия
(как католическая, так и протестантская) непосредственно являлась
составной частью политических процессов, связанных, во-первых, со
стремлением метрополий создать некую промежуточную прослойку из
местного населения, которая, "усвоив ценности европейской
культуры, должна была стать опорой колониальных властей", и
во-вторых, - " со стремлением Ватикана упрочить свои позиции с
помощью создания местных церквей"
[xvi]
как составных частей Римо-католической церкви.
Примечания
[i]
Никонов К.Н. Религиозная антропология: христианское учение о
человеке в историческом и современном контексте. М.: Книжный дом
"Университет", 2001. – С. 490.
[ii]
Яблоков И.Н. Введение в общее религиоведение. – С. 135.
[iii]
Яблоков И.Н. Введение в общее религиоведение – С. 184 – 202.
[iv]
Винокуров В.В. Феноменология религии//Яблоков И.Н. Введение в
общее религиоведение. – С. 394 – 448, - С. 394.
[vi]
Элиаде М. Космос и история. - М., 1987. – С. 45.
[viii]
Цит. по Винокуров В.В. Феноменология религии. - С. 425.
[ix]
Современный толковый словарь русского языка//Гл. ред. С.А.
Кузнецов. – СПб.: "Ноинг", 2002. – С. 565.
[x]
Социологический энциклопедический словарь/На русском, англ., фр.
и чешск. яз. Редактор-координатор – академик РАИГ Г.В. Осипов. –
М.: Издательская группа ИНФРА. М – НОРМА, 1998. – С. 247.
[xiii]
Тихонравов Ю.В. Геополитика: Учебное пособие. - М.: ИНФРА-М,
2000. - С. 258.
[xiv]
Преимущественно протестантского и постпротестантского
направлений См. Кривельская Н., Алексеевский А. Информационное
сообщение о религиозной экспансии южнокорейских религиозных
организаций на российском Дальнем Востоке.//Миссионерское
обозрение. – Белгород. – 1997. – Декабрь.
[xv]
Американские протестантские миссии играют ведущую роль в
финансировании и распространении протестантских миссий - они
посылают около 50 % всех миссионеров: См. Христианство:
Словарь. М., 2003. – С. 281
[xvii]
См.: Трофимчук Н.А., Свищев М.П. Экспансия. – М., 2000;
Кривельская Н.В. Религиозная среда обитания оценка угроз и поиск
мер защиты. – М., 1998.
[xviii]
Трофимчук Н.А., Свищев С.П. Экспансия. М., 2000. – С.67.