Уроки мудрости Рудольфа
Петровича Ушакова
Черный Ю.Ю.
«Чтобы быть
хорошим преподавателем, нужно любить то, что преподаешь, и любить
тех, кому преподаешь», - сказал однажды великий русский историк
Василий Осипович Ключевский. В полной мере эта простая в выражении
и одновременно такая сложная в осуществлении истина относится к
Рудольфу Петровичу Ушакову, заслуженному учителю Украины, дважды
лауреату Соросовской премии,
проработавшему учителем математики средней школы № 173 г. Киева с
1969 по 2004 год.
Думаю, что
сотни и даже тысячи людей, живущие ныне по всему миру, согласятся
со мной в том, что Рудольф Петрович был и остаётся для нас, его
учеников, не столько преподавателем математики, сколько Учителем
мудрости и гармонии. И я хотел бы, чтобы эти строки, основанные на
воспоминаниях и размышлениях, стали подарком ко дню рождения
нашего Учителя, который он будет отмечать 8 февраля.
Не стану
скрывать, большинство из нас шло в восьмой математический класс
для того, чтобы поступить в вузы. Учиться у Рудольфа Петровича
математике означало фактически получить гарантию поступления в
вуз. Правда, мне до сих пор не совсем понятно, почему так
происходило. Ведь в школе нас не «натаскивали» в смысле количества
домашних заданий. Скорее, даже наоборот. Но помню и оригинальное
«ноу-хау» Рудольфа Петровича, насколько простое, настолько же и
гениальное в своей эффективности. Он собирал варианты
вступительных экзаменов в самые различные высшие учебные заведения
страны (у него был большой ящик с этими вариантами, который стоял
в центре класса у доски), и когда приходило время контрольной
работы, то нам раздавались эти варианты, причём даже с учётом
пожеланий, кто куда хотел бы поступить.
Поэтому, решая задачи вступительных экзаменов в вузы ещё в школе,
мы просто как бы привыкали к ним, и при поступлении в институты
особых проблем просто не возникало.
Но, придя
учиться математике как средству, довольно скоро мы обнаружили, что
нам её преподают как цель. И в этом состоял главный из полученных
в школе жизненных уроков.
Учителя
бывают разные. Хватает среди них и «премудрых пескарей», и «людей
в футляре», «синих чулков» и «идейных»
педагогов, в глубине души не верящих в то, чему они учат и
разрывающихся между тем, какие они дома и какие на работе. Что
касается Рудольфа Петровича, то он всегда был самим собой. Он не
нуждался в искусственной «дистанции» между собой и учениками,
коллегами, родителями. Поэтому, мне кажется, все Рудольфа
Петровича уважали – и его было просто невозможно не уважать. Ему
не нужно было «казаться», потому что он просто «был» - был таким,
каков он есть, со своими достоинствами и недостатками, но главное
– с делом, которому он служил.
«Люби не
себя в математике, а математику в себе», - однажды написал мне
Рудольф Петрович на своей книге. Лишь позже, прочитав книгу
К.С.Станиславского «Моя жизнь в искусстве» я узнал, что на самом
деле эти слова принадлежат Константину Сергеевичу и сказаны им об
искусстве. Но всё равно смысл остаётся неизменным: ты служишь
определённому делу и в силу этого становишься человеком, а не дело
служит тебе для твоих эгоистических целей. И, я думаю, в этих
словах – весь Рудольф Петрович!
На перемене.
1985 год. 10 «В» класс. Слева направо: Юрий Чёрный, Евгений
Гольдфарб, Юрий Ильенко
Моя нынешняя
специальность – философия. И, заканчивая свою новую книгу,
посвящённую проблемам социологии культуры, я вдруг начинаю
понимать, что очень многое в моём отношении к жизни восходит
именно к трём годам учёбы у Рудольфа Петровича – в восьмом,
девятом и десятом классах. Причём на уровне не рассуждений, но
самого способа существования. Постоянное пребывание в атмосфере
самостоятельности и творчества, живой пример человека «без
панциря», преданного своему делу и в то же время простого и
доступного – всё это, наверное, и не могло пройти бесследно.
Мне кажется,
одной из причин эффективности педагогического метода Рудольфа
Петровича явилось то, что он был чрезвычайно внимателен к миру
становления, а не ставшего, к миру возможного, а не
действительного, то есть уже осуществившегося. Он не заставлял
ничего делать насильно, но умело поддерживал ростки того, что
могло дать свои плоды лишь
впоследствии.
Будучи
влюблён в математику, он старался передать эту любовь свободно.
Даже не передать, а, скорее, приобщить к миру математической
красоты. И в этом смысле отношение Рудольфа Петровича к математике
мне кажется больше связанным с античным методом предметного
созерцания, чем с современным прагматичным подходом использования
математического аппарата для решения технических задач.
Особенную
любовь Рудольфа Петровича составляли геометрические задачи и
графические методы решения уравнений и неравенств. Однажды он,
доказывая какую-то теорему, что-то начертил и написал: «Смотри!»,
как это делали античные геометры.
Не могу не
сказать и об удивительном чувстве комического и настоящем
комическом даре у Рудольфа Петровича, который отмечают все, кто
когда-либо с ним общался. Думаю, что на самом деле всё было
гораздо серьёзнее. Просто Рудольф Петрович чувствовал текучесть
бытия, неспособность человеческого сознания «остановить» мгновенье
и в своём юморе и иронии это демонстрировал.
С 2004 года
Рудольф Петрович находится на заслуженном отдыхе. Он живёт всё там
же в Киеве в 16-этажном доме на улице генерала
Жмаченко, пишет в журналы статьи по
математике, составляет и решает математические задачи. В декабре
произошло несчастье – у Рудольфа Петровича случился инсульт. Но он
не был бы самим собой, если бы уже в январе не вернулся к любимому
занятию. На мой вопрос, заданный в телефонном разговоре: «Как себя
чувствует Рудольф Петрович?» его супруга Маргарита Николаевна
ответила, что он сидит и диктует очередную статью, а она
записывает.
Я благодарен
судьбе, что мне довелось встретиться на жизненном пути с Рудольфом
Петровичем Ушаковым, Учителем не только математики, но и жизни. И
я желаю ему крепкого здоровья, бодрости духа и новых творческих
удач! И надеюсь, что мы обязательно и не раз встретимся во время
моих очередных приездов в Киев – город, который я очень люблю!
А ко мне
присоединяются ещё пятеро учеников Рудольфа Петровича. Это три
моих одноклассника – Наталья Богословская, Михаил
Спивак и Регина
Кацман, а также братья Константин и Георгий Гроховские,
закончившие школу годом позже, чем мы!
В гостях у
любимого учителя 3 мая 2005 года
*
* *
«В моей
жизни математика присутствует постоянно. Математические законы
работают во всех областях. И сейчас, вспоминая наши школьные годы,
я понимаю, что Рудольф Петрович нас учил в первую очередь не
математике, а жизни. Он давал каждому ученику то, что тот способен
был взять, и то, что было жизненно необходимо, никогда никого не
заставлял. Для меня Рудольф Петрович – не просто учитель, он –
отец моей семьи. Он познакомил нас
c
мужем. И мы всегда об этом помним. Желаю ему здоровья, верю, что
он поправится!»
Наталья
Богословская (Шарпинская), выпускница
1985 года (г. Киев)
«Рудольф
Петрович для меня – это, прежде всего, учитель... юмора. Из
школьной программы математики я, к своему стыду, помню только
шутки, шуточки, частушки, которые Рудик
(а мы его так ведь называли за глаза) пел во время
контрольных. Но, странное дело,
математику я сдал успешно на вступительных экзаменах и во время
сессий в институте. В любом случае относиться с улыбкой к
серьезным вещам – наверное, это в нас от Рудольфа Петровича. Дай
Бог ему поправиться и долгих лет!»
Михаил
Спивак, выпускник 1985 года (г. Киев)
«Рудольф
Петрович учил нас математике. Однако не все знают о том, как мы
смеялись на контрольных его шуткам
(пусть кому-то это и покажется странным). Петь так, как Рудольф
Петрович пел на контрольных, я,
конечно, так и не научилась. Но с песней, шутками, и вдобавок
математикой по жизни идти намного легче. И в моей докторской
диссертации, и в последующих научных работах в области
математической геофизики велика заслуга Рудольфа Петровича.
Большое спасибо ему за это!».
Регина
Кацман, выпускница 1985 года (г.
Хайфа, Израиль)
«В жизни,
каждого из нас остаются в памяти на долгие годы самые светлые и
запоминающиеся дни нашей юности, дни незабываемой школьной поры.
Для меня школьные годы, особенно последние несколько
предвыпускных лет, неразрывно связаны
с обучением в средней школе № 173 г. Киева. Двадцать лет спустя
многое вспоминается как новое откровение, а многие моменты из
далекого детства хочется ещё и ещё раз пережить и прочувствовать.
Рудольф Петрович Ушаков, наш добрый и отзывчивый учитель
математики, для меня останется на всю жизнь идеалом порядочности,
интеллигентности и открытой души. Учителем с большой буквы,
который старался научить нас самостоятельно находить ответы на
самые разные вопросы, решать порой неразрешимые задачи. И,
наверное, самое главное – ежедневно научиться доказывать самим
себе, что жизнь – это самая универсальная теорема и каждое в ней
доказательство является уникальным для каждого из нас. Огромный
Вам поклон и благодарность!»
Константин
Гроховский, выпускник 1986 года. (г.
Даллас США)
«Для меня
Рудольф Петрович был первым Учителем, который относился к своим
ученикам как к взрослым, самостоятельным людям, несмотря на то,
что тогда мы были несовершеннолетними и не имели абсолютно
никакого жизненного опыта.
Его
необыкновенное чувство юмора всегда вселяло оптимизм и уверенность
в том, что все проблемы относительны, ведь главное в жизни –
позитивно смотреть на всё происходящее, и быть уверенным в том,
что жизнь необратимо будет лучше».
Георгий
Гроховский, выпускник 1986 года (г. Москва, Россия).
«Украинские вести».
Москва, 2006. №
1 (31). 1 февраля / лютого.
С. 10