Анатолий Лактионович Журавлев:
«Историю не перепишешь»
Анатолий Лактионович Журавлев – доктор психологических
наук, профессор, директор Института психологии Российской академии
наук. Член-корреспондент Российской академии образования. Лауреат
Премии Президиума РАН в области психологии имени С. Л. Рубинштейна
(2005 г.).
Автор 350 работ,
из которых 12 – авторские и коллективные монографии. Работы
посвящены проблемам социальной, экономической, организационной и
экономической психологии, психологии личности, труда и управления
в современном российском обществе. Основные монографии А. Л.
Журавлева: «Индивидуальный стиль руководства производственным
коллективом» (М., 1976), «Совместная деятельность: Методология,
теория, практика» (М., 1988), «Социально-психологическая динамика
в условиях экономических изменений» (М., 1998), «Социальная
психология» (М., 2002), «Нравственно-психологическая регуляция
экономической активности» (М., 2003), «Психология управленческого
взаимодействия» (М., 2004), «Психология совместной деятельности»
(М., 2005).
В Московском
гуманитарном университете А. Л. Журавлев заведует кафедрой
социальной и этнической психологии.
Представляем
нашему читателю беседу с ним.
– Анатолий Лактионович, с чего начался ваш путь в науку?
Кто (или что) на ваш выбор повлиял: родители, семейные традиции,
педагоги, собственный опыт и стремление?..
– Самую большую
роль в моем профессиональном самоопределении сыграли два фактора:
родители и учителя.
Мои родители не
только не имели высшего образования, но даже неполного среднего.
Отец закончил 3 класса, а мать – 6 (неполное среднее в то время
было семь). Хотя представление о науке у них было очень житейское,
именно родители с самого детства привили у меня любовь к
образованию, к познанию, к книгам, к науке. В нашей семье учеба
детей всегда была самым приоритетным интересом и занятием.
– Они стремились осуществить через вас собственные нереализованные
способности?
– Сегодняшние
психоаналитики сказали бы, что родители реализовали в детях то,
что было заложено в них. Мои родители были с прекрасными
задатками, которые они не реализовали и не смогли этого сделать по
многим объективным причинам. Но они глубоко понимали ценность и
важность образования и передали мне тягу к учебе, всегда направляя
к ней, поддерживая мои учебные занятия и создавая все возможные
условия для них.
Родом мать с
Волги – из села Новые Ключи, Петровского района Куйбышевской
области. И я родился там. Во время войны, в 1942 году туда попал
мой отец после госпиталя. А он из деревни Новая Мильча, Гомельской
области Белоруссии. Война соединила моих родителей, и я родился
как послевоенный. У меня есть сестра и был брат от первых браков
моих родителей. Мы жили вместе, и все дети получили высшее
образование.
– Где вы получали образование?
– Здесь я скажу о
втором факторе, повлиявшем на мое самоопределение. Это – мои
учителя. Я с отличием закончил 4 класса в Новоключевской средней
школе. Потом мы переехали на родину моего отца. Уже в Гомеле с
отличием же я закончил 8 классов в школе № 20. Затем поступил в
Гомельский машиностроительный техникум на отделение «Обработка
металлов резанием», который закончил с красным дипломом. Очень
хотелось иметь какую-то специальность до армии, осознанно решил
подстраховаться на этот счет.
И в школе, и в
техникуме с нами работали высоко профессиональные педагоги, многие
из них в свое время оканчивали вузы Москвы и Санкт-Петербурга.
Кроме того, в Гомеле было высокое общее стремление молодежи к
получению высшего образования, и в целом в обществе в то время
царила атмосфера, которая характеризовалась высокой ценностью
культуры, науки, образования. Поэтому еще до поступления в
техникум, в седьмом-восьмом классе, задумываясь о перспективах,
своем жизненном пути, я испытывал огромный интерес к науке. Из
родственников мало кто был с высшим образованием, и я имел тогда
лишь общие представления о том, что такое «наука», но у меня
сложилась общая очень позитивная установка на эту сферу
деятельности.
Круг интересов
стал более проясняться уже во время учебы в техникуме. Там понял,
что техника – это не мое, мне это не интересно. Я почувствовал
интерес к людям, к человеку, понял, что должен изменить свою
профессиональную направленность. Особенно это проявилось на 3-ем
курсе. Но получить специальность все же решил твердо и поэтому
доучился до конца в техникуме. Имею квалификацию техника-технолога
по обработке металлов резанием и токаря третьего разряда.
С 3-го курса,
переходя на 4-ый, я параллельно пошел учиться в Гомельскую
областную очно-заочную среднюю школу, чтобы получить общее среднее
образование. Сейчас такого типа учебных заведений даже нет. Что-то
наподобие вечерней системы получения образования, но включая учебу
и в воскресенье.
В этой школе были
великолепные педагоги по целому ряду дисциплин. Моим классным
руководителем и любимым учителем была Лидия Михайловна Шелюто,
которая преподавала нам русский язык и литературу. Она показала
возможности художественного, литературного, психологического
анализа поведения людей через произведения отечественных
классиков. Лидия Михайловна была выпускницей филологического
факультета Ленинградского госуниверситета, отделения русского
языка и литературы. То есть имела классическое образование. И
именно она, может быть незаметно для себя, повлияла на мой
жизненный путь. Она как-то отметила, а я хорошо запомнил, что у
меня достаточно абстрактный, философский склад ума, раньше меня
увидела, что я – гуманитарий, а не технарь. Ее влияние сказалось и
на моем выборе Ленинградского университета. Поступил я туда в 1967
году, на факультет психологии. Это был относительно новый
факультет, объявлен второй набор.
– Вам без проблем удалось поступить?
– «Без проблем» –
понятие относительное... Поступать в столичный вуз всегда очень
тяжело. Конкурс у нас был 9 человек на место. Но если ты был
подготовлен, то ты имел реальную возможность поступить. Это было
объективно, мы – абитуриенты все об этом знали, в это верили и
надеялись только на свои собственные силы. Из четырех экзаменов я
получил одну «четверку», остальные были «пятерки». Меня зачислили.
Может быть, это
сегодня покажется странным, но у меня для поступления не было
каких-то связей, договоренностей. Даже не было ни одного знакомого
в Ленинграде. Поэтому мне негде было даже ночевать первую ночь,
когда я не успел оформиться и получить место в общежитии...
– У вас началась двойная работа над собой: и осваивать новые знания, и
осваивать новое место – столичный город.
– Да, верно. В
университете у меня сначала возник интерес к зоопсихологии и
сравнительной психологии животных и человека, животных и детей
разного возраста. Это было для меня невероятно новым. У меня
состоялись две поездки с исследовательскими целями в Сухумский
питомник. Моя дипломная работа была посвящена сравнительному
анализу запоминания объектов по различным признакам у обезьян и
детей ясельного и детсадовского возрастов.
В результате
работы методом программированного наблюдения за стадами различных
обезьян у меня появился интерес к исследованию группового
поведения людей – в целом к психологии групп. По отраслевой
принадлежности – это был интерес к социальной психологии. И,
прежде всего я занялся вопросами, связанными с организацией и
управлением малыми трудовыми группами. Почему? Поясню, вернувшись
к своей довузовской подготовке.
Преподавание
Лидии Михайловны Шелюто можно назвать настоящей школой. Но к этому
добавлю также, что в техникуме тоже были замечательные
преподаватели, и там были интересные для меня курсы, в которых
раскрывалась роль человеческого фактора на производстве. Сейчас
близки к этому промышленная социальная психология и промышленная
социология, а курс назывался «Техника безопасности». Второй, очень
интересный курс был – «Техническая эстетика» (сейчас это –
«Дизайн», «Эргономика», близко связанные с инженерной психологией
и психологией труда).
Кроме этого, у
меня была шестимесячная практика на заводе – в инструментальном
цехе Гомельского завода тракторных пусковых двигателей в 1966
году. Эта практика дала мне очень многое в жизни. У меня до сих
пор остался интерес к психологии трудовой деятельности, к
психологии трудовых коллективов. К этому опыту я возвращаюсь и
сейчас, выполняя управленческие функции. Там я увидел, что человек
таит в себе огромный резерв, который не используется, не
востребован полностью. Я на практике увидел роль организации
труда, так называемого «НОТ» (научной организации труда), и понял,
что целесообразно внести в нее некоторые изменения. Особенно можно
сделать эффективным совместный труд.
Все эти знания,
опыт и размышления помогли мне и во время учебы в университете.
Более того, вопросы организации совместной трудовой деятельности,
проблема использования человеческих ресурсов в труде –прошли
практически через всю мою профессиональную, научную жизнь.
– Как вы защищали вашу кандидатскую диссертацию? Кто были вашими
научными руководителями?
– После вуза,
который я закончил с красным дипломом, в 1972 году я поехал по
распределению отрабатывать в Ярославский госуниверситет
ассистентом кафедры общей психологии. Я не имел права поступать в
очную аспирантуру через год, надо было отработать два. Но через
год, в 1973 году я поступил на заочное отделение аспирантуры
Института психологии АН СССР. А уже с 1974 года перевелся на очное
отделение аспирантуры.
С 11 ноября 1974
года моя трудовая книжка находится в ИП АН СССР. Вот уже тридцать
один год… С Институтом психологии связана практически вся моя
профессиональная жизнь. Здесь я прошел семь должностей. Это:
аспирант, младший научный сотрудник, старший научный сотрудник,
ведущий научный сотрудник, заведующий лабораторией, заместитель
директора и директор. Все должности я осваивал определенный период
времени. Непродолжительно был очным аспирантом – около 2-х лет,
ведущим научным сотрудником – год и заместителем директора –
полтора года. На остальных должностях я проработал по несколько
лет.
Я скажу о
московско-ленинградской школе, ибо ИП РАН был создан Борисом
Федоровичем Ломовым. Это мой преподаватель по Ленинградскому
университету, первый декан факультета психологии ЛГУ. Потом он
переехал в Москву и вскоре организовал институт в системе Академии
наук СССР.
Институт
психологии ведет свою историю с 16 декабря 1971 года, а научный
коллектив фактически функционирует – с весны 1972 года. Борис
Федорович, как мой университетский преподаватель по курсу
«Экспериментальная психология» и как директор моего института,
реально стал для меня учителем номер один. Я двадцать два года
работал вместе с ним. Он же и выдвигал мою кандидатуру на
должность заведующего лабораторией социальной психологии, которую
я возглавил в 1987 году. Его самого не стало в июле 1989 года…
Когда в январе
1973 года я обратился к Борису Федоровичу с вопросом о своей
исследовательской работе, он направил меня к Владимиру Федоровичу
Рубахину, своему соратнику, заместителю директора, тоже
ленинградцу. И поручил разрабатывать новую для того времени
отрасль – психологию управления. Я поступил в аспирантуру к В. Ф.
Рубахину, защитил диссертацию в 1976 году. Кандидатская
диссертация называлась «Стиль и эффективность руководства
производственным коллективом». По тематике – это сочетание тех
интересов, которые у меня к тому времени сложились, и
научно-производственных потребностей института, сформулированных
Б.Ф. Ломовым.
Кроме этих двух
учителей, я назову имена людей, которые сыграли в моей
профессиональной жизни огромную роль. Это: Борис Герасимович
Ананьев – основатель психологической школы ЛГУ; Владимир
Николаевич Мясищев – очень известный медицинский психолог;
Екатерина Васильевна Шорохова – одна из первых выпускниц отделения
психологии ЛГУ, заместитель директора ИП АН СССР, руководитель
лаборатории социальной психологии, которую возглавил впоследствии
я; Константин Константинович Платонов – известный специалист по
психологии труда, личности и другим отраслям; Евгений Сергеевич
Кузьмин – основатель первой университетской кафедры социальной
психологии в СССР; Нина Александровна Тих – специалист по
зоопсихологии и сравнительной психологии, автор классической книги
– «Предыстория общества» (она сыграла колоссальную роль в
формировании самых ранних моих интересов к стадной жизни обезьян и
в целом к социальной психологии); Евгений Александрович Климов –
психолог труда и очень интересный человек; Алексей Александрович
Бодалев – известнейший социальный психолог, специалист по
психологии личности и общения. Конечно же, я считаю своими
учителями: Андрея Владимировича Брушлинского – второго директора
нашего института, исследователя психологии мышления и субъекта и
Ксению Александровну Абульханову, специалиста в области психологии
личности, интереснейшего современного методолога.
Вот эти
двенадцать человек – мои учителя – целая плеяда блестящих
отечественных психологов. Я горжусь научной школой, к которой
принадлежу. Особенность ее заключается в том, что в ней
интегрируются естественнонаучные и общественно-научные корни
психологии. Психологическая наука ведь, по мнению многих
специалистов, находится в центре наук, на их пересечении и при
этом имеет двойные корни. Естественнонаучные корни идут от
Бехтерева Владимира Михайловича, через Б. Г. Ананьева и В. Н.
Мясищева – к Б. Ф. Ломову. А философско-гуманитарные корни – от
Сергея Леонидовича Рубинштейна. Он тоже один из первых
ленинградцев, переехавших в Москву и создававших здесь
фундаментальную психологию. Сергей Леонидович имел прекрасное,
классическое философское образование. Создал сектор
методологических проблем психологии в Институте философии АН СССР
в 1943 году, откуда и ведет свое начало наш институт. Потом этот
сектор в 1972 году перешел в состав нашего института, стал его
первой структурной ячейкой. Андрей Владимирович Брушлинский и
Ксения Александровна Абульханова являются непосредственными
учениками Рубинштейна.
Московско-ленинградская школа – оригинальная, мощная и основана на
комплексном, системном исследовании человека. Она интегрирует
самые разные знания. И эта комплексность, и интерес к человеку,
так называемая школа человекознания, идущая от В. М. Бехтерева и
Б. Г. Ананьева, в более поздний период, в 1970-е годы, была
развита в другую форму интеграции – в системный подход в
психологии. Он был обоснован уже Б. Ф. Ломовым.
Это та научная
база, на которой выполняются и сегодняшние исследования в нашем
институте, и мои личные. Для меня очень значимо и то, что вместе с
известными профессорами Л. И. Анцыферовой и В. А. Пономаренко я
недавно стал лауреатом Премии Президиума РАН в области психологии
имени С. Л. Рубинштейна за цикл работ, посвященных развитию
личности профессионала в индивидуальной и совместной деятельности.
– В психологии управления вы исследовали стили руководства, вами была
построена типология. Сами вы долгое время работаете руководителем.
Можно ли применить результаты вашего исследования к вам лично?
Могли бы вы назвать свой стиль руководства?
– У меня ваш
вопрос вызывает одно яркое воспоминание. После защиты моей
кандидатской диссертации 26 ноября 1976 года за столом вокруг
торта сидели несколько человек. Среди них был и Б.Ф. Ломов,
директор института, мой учитель. Он задал мне вопрос, начав с
обращения «Сэр». Называл он меня по-разному: «Толя», «Анатолий»
или «Анатолий Лактионович». Но бывали моменты, когда он обращался
именно «сэр», и не только ко мне. Это бывало в ситуациях только со
сложными, очень ответственными вопросами. И вот тогда он меня
спросил: «Сэр, а к какому типу стиля руководства относится, по
вашей классификации, ваш директор?». И ответ, который я дал Борису
Федоровичу тогда, подходит и сегодня к вашему вопросу. В тот
момент это была полная импровизация. Я сказал: «Борис Федорович,
чтобы ответить на этот вопрос, необходимо провести строгое
исследование».
– Исследование применительно к конкретному человеку? Даже несмотря на
то, что есть готовая теория, типология?
– Конечно. Теория
и методика – это научные инструменты. Можно определять и «на
глазок». Но… Ведь у медика мы не спрашиваем: «Посмотри на меня и
скажи, какая у меня сейчас температура»? Для нас нормально, что
врач возьмет инструмент – градусник и замерит эту температуру. Вот
и я разработал конкретный инструмент оценки, определения
индивидуального стиля руководства. Он получил аббревиатуру и
распространился в научной литературе как «опросник ИСР». Есть
инструмент для определения ИСР. И его можно применять конкретно к
каждому человеку. На глазок нет смысла это делать, в том числе и
говоря о себе. Конечно, я могу дать себе какую-то характеристику.
Но уже как специалист, а не как обыватель, знаю, что другой это
сделает лучше, точнее.
Я могу только в
одном признаться, что рефлексирую и очень часто задумываюсь над
ошибками, особенно тогда, когда что-то не получается. Но это моя
внутренняя «кухня» уже не как профессионала, а как человека, как
управленца.
– А если порефлексировать профессионалу? Как вы оцениваете то, что
сделали?
– У меня так
получается, что мои профессиональные интересы концентрируются
вокруг какой-то проблемы в периоды, составляющие примерно 7-10
лет. В 1970-е годы я занимался психологическими проблемами
управления трудовыми коллективами, в 1980-е годы – психологией
совместной деятельности трудовых коллективов, в 1990-е годы –
анализом социально-психологической динамики личности и малых групп
в изменяющемся российском обществе.
Со второй
половины 90-х годов и последние пять лет мои интересы связаны с
экономической психологией. Я участвую сейчас в формировании,
становлении отечественной экономической психологии. Нельзя
сказать, что она только сейчас и возникает. Это экономическая
психология новейшего времени, основанная на конкретных
эмпирических исследованиях.
Интерес вызывали у меня также проблемы, связанные с
экологической психологией, ее формированием и становлением. Прежде
всего, связано это с чернобыльской трагедией и с моими личными
интересами. Наиболее пострадавшими районами от катастрофы являются
районы Гомельской области – родины моего отца. Поэтому я не просто
участвовал в выполнении конкретных исследований, а был их
инициатором, разрабатывал программы исследований. Мы занимались
изучением особенностей экологического сознания в посткатастрофный
период. Объектами исследований были жители города Гомеля. Частично
результаты опубликованы, частично – еще ожидают и обработки, и
анализа, и опубликования.
– Что вас сейчас интересует, занимает?
– Я испытываю
большой интерес к исследованиям исполнительской деятельности. Это
некая альтернатива управленческой деятельности. Та теоретическая
парадигма, в которой я работаю в области психологии управления,
это так называемая психология управленческого взаимодействия. Суть
взаимодействия заключается в том, что интегрируется
исполнительская и управленческая виды деятельности. И если
управленческая деятельность у нас достаточно исследована, то
проблемой исполнительской деятельности – еще только начинают
заниматься. Поэтому сейчас меня очень интересуют и психологические
составляющие исполнительской деятельности, и ее структура, и типы
личности исполнителей и так далее.
Есть еще одна
тема. Мне бы хотелось заняться очень сложной областью –
психологией массовых явлений. Она слабо разработана у нас, и
вообще в мире. Почему? Причинами можно назвать: стихийность и
неуправляемость процессов, слабые возможности для
непосредственного изучения этих явлений, сложность моделирования и
использования эксперимента… Многое препятствует нормальной
исследовательской работе, развитию этой отрасли. Накопление знаний
остается медленным и небольшим. Классики XIX века заложили основы,
которые до сих пор работают, мы ими пользуемся, но, в целом,
продвижение здесь очень слабое.
– К какому направлению ваших интересов относится исследование студентов
разных курсов, о котором вы рассказывали на прошедшей недавно в
МосГУ конференции «Высшее образование для XXI века»?
– К экономической
психологии. Сейчас вместе со своими учениками мы занимаемся
проблемой самоопределения личности в экономической среде. Вообще
феномен самоопределения для молодого человека, да и для взрослого
человека представляет колоссальный интерес. К тому же в новой
экономической среде феномены самоопределения обостряются. Они
интересны еще и тогда, когда человек сталкивается с новыми
ценностями, идеалами, жизненными смыслами.
Когда меняется
среда, у любого человека возникает проблема самоопределения.
Сейчас, например, происходит массовая компьютеризация, а впереди
еще нас что-то ждет… И любой человек, любого возраста сталкивается
с вопросами: как к этому относиться, как оценивать, как вести
себя, что предпринимать, как преодолевать и так далее.
Поэтому сейчас
мои размышления и некоторые исследования совместно с моими
учениками идут в сфере изучения структуры и динамики
самоопределения личности и социальных групп в экономической среде.
Но не только в экономической.
– Вы упомянули в докладе о том, что взрослые в попытках найти для себя
внутреннюю опору в меняющихся условиях часто обращаются к прошлому
опыту. И такой механизм присутствует и у молодежи. Причем она
обращается и к опыту, которого не было у нее самой. То есть вы еще
и занимаетесь проблемой коллективного бессознательного?
– Да, это термин
Юнга. Коллективное бессознательное существует безусловно. Его роль
мы обнаруживаем в исследованиях. Анализируя полученные результаты,
мы пришли к тому, что представления Юнга о коллективном
бессознательном, архетипах вполне уместно использовать. Но я хочу
подчеркнуть, что возможны и другие объяснения.
Когда речь идет
об одном отдельном человеке, то его механизм возврата к старым
ценностям бывает всегда очень индивидуальным. Путь возврата к
базовому, устоявшемуся обнаруживается у многих, но система этих
ценностей может быть характерной для других людей: родителей,
братьев или сестер (не обязательно старших, но и близко стоящих по
возрасту), преподавателей, литературных героев. Динамика системы
ценностей такова, что мы в своем развитии порой опережаем свои
возможности. Когда система ценностей сталкивается с некоторыми
новыми условиями, обстоятельствами, которых человек не видел, не
сталкивался с ними ранее, происходит возврат к прошлому опыту.
Человек задается вопросом: могу ли я опереться на то, что у меня
есть, могу ли я с этой помощью понять то, что происходит? И если
этого нет в моем опыте, то используется опыт других людей. Это
нормальный механизм. Его трудно однозначно обозначить как механизм
инверсии. Потому что у механизма инверсии есть четкое содержание:
возвращение к тому, что было с человеком раньше. А здесь этого
нет. Здесь инверсия только частичная. Она может быть в разных
вариантах. Главное – возврат к проверенному, к устойчивому,
базисному, к тому, что спасало, выручало, приводило в устойчивое,
стабильное состояние. Не меня, так других. Архетипическое – это не
какой-то пережиток, а определенный приспособительный механизм, он
выполняет определенные функции в социальной среде…
– Можно сказать – «в культуре»?
– Наверное,
можно. Но я очень осторожен с формулировками, выходящими за рамки
моей компетенции. Мы не исследовали этот механизм как феномен
культуры. У каждого исследователя есть свои поля, есть рамки.
Лучше специально изучить и потом делать широкие выводы. Здесь мы
говорим о том, что специально изучали и за что мы можем отвечать.
– Сотрудничество вашего института и Московского гуманитарного
университета началось в трудные для ИП РАН времена – в начале
1990-х годов. Расскажите, пожалуйста, как все началось.
– Действительно,
начало 1990-х годов, а точнее 1992-й год – был очень тяжелым для
всех академических институтов. И для всего российского общества.
Фактически с 1993 года сотрудники нашего института включились в
профессиональную психологическую подготовку в двух основных
формах.
Первое. При нашем
институте было создано высшее учебное заведение – Высший
психологический колледж, который был потом преобразован в Высшую
школу психологии при ИП РАН. Эту структуру создавали мы сами, она
удачна, ибо функционирует до сих пор полных двенадцать лет.
И второе. В этом
же 1993-ем году, в марте, в Институте молодежи был создан
факультет психологии. Руководителем его был назначен профессор
Александр Васильевич Иващенко. Он, подыскивая себе
профессиональных заместителей, обратился в ИП РАН и пригласил
нашего сотрудника Юрия Николаевича Олейника, который через год
стал деканом нового факультета. Но идея была шире. Она заключалась
в том, чтобы объединить усилия учреждений – Института молодежи и
Института психологии РАН – в формировании этого факультета.
Я участвовал в
этом процессе с самого начала. Первые же встречи с руководством
вуза, которые были еще весной, до начала учебного года, привлекли
наше внимание чрезвычайно позитивным отношением к психологии.
Соединился ряд обстоятельств: потребности вуза в специалистах,
желание создать высокопрофессиональный факультет, установка на
качественную подготовку, готовность руководства создавать условия,
в том числе идти на некоторые уступки, ради закрепления хороших
специалистов, потребности сотрудников нашего института в
приобретении учеников и в зарабатывании, потребности нашей науки в
новых специалистах и т. д.
Поэтому, учитывая
многие благоприятные условия и объективного, и субъективного
плана, я дал согласие на приглашение не просто работать там, а
вскоре организовать кафедру социальной и этнической психологии, а
также привести туда специалистов из соответствующей лаборатории ИП
РАН. И создавали мы эту кафедру как кафедру-лабораторию. У нее до
сих пор такой статус. Ибо основной ее костяк составляют наши
сотрудники из лаборатории социальной и экономической психологии ИП
РАН и из других лабораторий нашего института.
Последующее
сотрудничество с ректором ИМ, МГСА, МосГУ – профессором Игорем
Михайловичем Ильинским – показало очень высокую эффективность: и
научную, и преподавательскую, и образовательную. Возможности МосГУ
оказались колоссальными для реализации идеи интеграции науки и
высшего образования. От сотрудничества выиграли все. Факультет по
уровню подготовки, научного потенциала
профессорско-преподавательского состава с самого начала был на
высоком уровне. Мы сохраняем наши позиции до сих пор. Около 40
сотрудников ИП РАН сегодня работают в МосГУ. Это очень большая
группа специалистов. Кроме всего прочего, кафедры приобрели
молодые кадры для себя. Выполнено и защищено большое количество
диссертационных работ. Конечно, есть и сотрудники ИП РАН –
выпускники МосГУ.
– Работа в академическом институте – исследовательская. Трудно ли было
научным сотрудникам начать преподавательскую деятельность?
– Было очень
тяжело. Ведь это специальный, другой вид деятельности. Не у всех
получилось, некоторые не смогли это совмещать. Сегодня могу
сказать: интеграция исследовательской работы с вузовской у наших
сотрудников настолько высока, что невозможно представить
квалифицированного научного работника без стажа преподавательской
деятельности. И становились преподавателями во многом именно в
Институте молодежи. Не просто большая, а огромная часть нашего
института прошла и проходят эту школу. Я благодарен руководству
МосГУ за то терпение, которое оно проявило. Не все получалось
сразу, был и естественный отсев. Но всегда было терпимое и
оправдавшее себя отношение к нашим специалистам -
непрофессиональным преподавателям, которые уже в ходе работы
становились педагогами - профессионалами.
Есть правило
лекторов, которое существовало всегда: нужно три раза прочитать
курс, чтобы понять, как не надо читать. И четыре раза прочитать
курс, чтобы понять, как надо читать. Вот этот путь мы и проходили
параллельно в Высшей школе психологии и в Институте молодежи. Эта
параллель ускорила процесс становления преподавателей, процесс
отработки курсов. Поэтому нам не нужно было семь лет работать.
Достаточно было трех лет.
Сегодня в ИП РАН
есть свой факультет психологии в Государственном университете
гуманитарных наук. Он базируется у нас, в пространстве института.
Специальную подготовку дают сотрудники ИП РАН. Но это появилось
чуть позже... Историю не перепишешь. И роль Института молодежи,
МосГУ в становлении наших сотрудников как преподавателей, в новом
качестве работ Института психологии РАН невозможно переоценить.
Наше сотрудничество не только активно продолжается, но и
приобретает новое содержание и многообразные формы.
Беседовала Ч. К.
Даргын-оол
Журнал «Знание. Понимание. Умение». 2005, № 4. С.
96-103.