Наша главная
проблема – это кризис идентичности
Владимир
МАЛЯВИН
Известный российский синолог,
Владимир Малявин, автор многих книг отвечает на вопросы "Новой
политики".
– Какие основные уроки могла бы извлечь Россия из опыта китайских
реформ?
– Я боюсь, что никаких существенных уроков Россия извлечь не сможет,
потому что слишком велика разница между как цивилизациями вообще,
так и обществами в частности. Поэтому китайский опыт, хороший ли,
плохой ли, напрямую к нам просто не применим. Надо думать своим
умом. Наша главная проблема – это кризис идентичности. Мы сами себя
не вполне понимаем. Отсюда все российские проблемы. Они лежат не в
области экономики и политики, а области общественного самосознания.
– Многие у нас, взирая на китайские достижения, сожалеют, что
наши правители не пошли по пути Пекина.
– Видимо, иначе и не могло получиться. Раз случилось так, как
случилось, значит, за этим что-то кроется. Исторический факт требует
уважительного к себе отношения. В двух словах – что отличает нас? В
России нет преемственности цивилизации и духовной жизни, а в Китае
она есть. Поэтому в Китае политика и даже хозяйство находятся в
гармонии с внутренним состоянием китайцев. У нас и духовная
традиция, и культура, и цивилизация существуют порознь. Православная
духовность отдельно, светская культура со времен Петра отдельно,
техническая цивилизация отдельно. Между ними не существует
убедительных и прочных связей. Наша задача – связать все это на
русской основе, которая нам до сих пор не ясна. Этим и объясняется
состояние невротической неопределенности, которая преследует русских
людей, и которая выражается в прямо-таки паранойе.
– А какова социальная роль конфуцианства в Китае? Способствовало
ли оно успеху реформ, и как видится аналогичная роль православной
культуры?
– Конфуцианство вполне адекватно китайскому обществу и последнее
строится на его основе. Что касается православия, то вопрос о его
социальной роли пока висит в воздухе. Это не означает, что нам нужно
что-то менять, хотя, вероятно, какое-то обновление должно произойти.
К сожалению, российская беда заключается в том, что общественное
сознание в России не адекватно общественному строю. То есть мы
незападные формы и институции общества пытаемся осмыслить через
западные модели. Существует давно замеченный огромный разрыв между
тем, что мы есть, и тем, что мы о себе думаем. В Китае этого нет.
Любой китаец воспитывается так, чтобы думать о себе, "так как надо".
А русские всегда в процессе поиска, выяснении отношений между собой.
– Чем объясняется политическая стабильность у нашего великого
соседа?
– Она есть результат внутренней преемственности цивилизации,
культуры и духовной жизни. Я еще раз возвращаюсь к этому. Отсюда
прочность власти, какая бы она не была, особенно в современном
состоянии. Кстати, китайская цивилизация очень соответствует
информационному обществу по самой своей сути, потому что главный
козырь Китая – даже не его материальные ресурсы, а то, что у
китайцев воспитывается способность к сообщественности, к совместному
общежитию, чего у нас нет в силу того, что интеллигенция
обособляется и пытается навязать свою волю народу. Власть тоже
всегда была обособленной, и также навязывает себя обществу. Такого
раздрая в Китае просто нет.
– А какова роль марксизма, ведь власть находится в руках
компартии?
– Если вы побываете в Китае, то марксизма вы вообще не увидите – ни
на портретах, ни в лозунгах. И о существовании компартии вы даже не
догадаетесь. Ничего этого нет. Идеология очень простая – китайский
национализм, слегка приправленный коммунистической фразеологией. В
Китае сейчас вернулись к конфуцианству, и на этой основе система
очень прочно держится.
И сегодня китайская цивилизация может стать глобальной. Китай
способен оспорить претензии Америки на глобальность, создав свою
собственную глобальность в виде чайнатаунов, этакой сетевой
структуры, которая рассеивается по всему свету. Китайцам помогает
то, что у них особая форма соотношения внутреннего и вешнего, не
соответствующая западным представлениям, но соответствующая, кстати,
православной цивилизации, а именно – внутренней глубине
соответствует декоративность; социальный декорум как ритуал. Китайцы
не требуют соответствия формы и содержания по модели классической
европейской философии, поэтому они везде находят себе место, не
встраиваясь ни в какой порядок. Китайцы живут совершенно
самостоятельно и замкнуто, и в Париже и в Нью-Йорке, и их просто не
замечают.
– А какова роль диаспоры, так называемых "хуацяо"?
– Она огромная. Во-первых, не надо забывать, что именно китайская
диаспора вложила первые миллиарды в экономику страны. Если бы не
было этого, никто бы с Запада в Китай не пошел. Сначала пришли
гонконгцы, после хуацяо из Юго-Восточной Азии, потом китайцы из
Америки, которые вкладывали и вкладывают только в родственные
структуры, никто не будет инвестировать средства туда, где нет его
родственников. И только потом пришли западные инвесторы. Сейчас
Китай – это матрешка. Сперва идут деревни, волости, провинции, потом
континентальный Китай, затем Китай с Макао, Гонконгом, Тайванем.
Затем – Китай с Юго-Восточной Азией, и, наконец, весь мир, где
присутствуют его диаспоры. И все это преемственно, а у нас у русских
– везде разрыв. Если есть четыреста человек в Вашингтоне русских, то
двести из них в московской патриархии, двести в автокефальной
церкви, и они руки друг другу не пожимают. Какое сотрудничество? Я
был на нескольких форумах русских компатриотов, они ничего общего с
Россией не имеют. Представляете – православные люди живут в Америке,
но не считают себя русскими! Я имею в виду старообрядцев, хотя они
самые русские из русских.
– То, что сегодня китайский этнос имеет несколько государств –
собственно Китай, Тайвань, Сингапур, как-то сказывается на его
развитии? Эти части китайского "я" сближаются или разбегаются?
– Наличествует и то и другое. Процесс очень сложный, действуют и
центробежные и центростремительные силы. Как все повернется – я не
знаю. Лично я считаю, что если бы Китай стал федерацией, то дело бы
решилось ко всеобщему удовольствию во всем мире. Но пока Китай не
федеративное государство, и в этом особенность китайской
цивилизационной этнической культуры.
Беседовал Максим АРТЕМЬЕВ
"Новая Политика", © 2004
http://novopol.ru/opinion3190.html
|