ГЛАВНАЯ
страница

Constitutum
о концепции проекта

personalia
наши ведущие эксперты + наши авторы

natum terra
карта сайта

diegesis
концепции

sociopraxis материалы эмпирических исследований

methodo-logos размышления о методе

oratio obliqua критика, рецензии, комментарии

chora
публицистика, интервью

esse
эссе

sociotoria
форумы

habitus socis информация, аннотации, анонсы

studiosus
в помощь студенту (рефераты, консультации, методические материалы)

alterae terrae альтернативные ресурсы (ссылки)

ГОСТЕВАЯ КНИГА

 

Кто нас научит Родину любить?

Коробейников Р.

События последнего времени подтвердили, что экономическая дезинтеграция, социальная дифференциация общества, девальвация духовных ценностей оказали негативное влияние на общественное сознание большинства социальных и возрастных групп населения страны, резко снизили воспитательное воздействие российской культуры, искусства и образования как важнейших факторов формирования патриотизма. Стала все более заметной постепенная утрата нашим обществом традиционно российского патриотического сознания. Объективные и субъективные процессы существенно обострили национальный вопрос. Патриотизм кое-где стал перерождаться в национализм. Во многом утрачено истинное значение и понимание интернационализма. В общественном сознании получили широкое распространение равнодушие, эгоизм, индивидуализм, цинизм, немотивированная агрессивность, неуважительное отношение к государству и социальным институтам. Проявляется устойчивая тенденция падения престижа военной и государственной службы.

Государственная программа «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2001-2005 годы».

Ситуация, сложившаяся у нас с воспитанием патриотов, скажем прямо, критическая. Потребовалось десять лет, чтобы государство наконец поняло то, что известно каждому садоводу-огороднику – самостоятельно вырастают лишь сорняки. Для того чтобы на «грядках» страны появились патриоты, нужно как минимум посеять семена патриотизма. Экономическая стабильность и рост ВВП не могут заставить граждан полюбить государство. Тем более что система ценностей и жизненных ориентиров современной молодежи зачастую воспитывается лишь посредством голых девиц, одинаково часто мелькающих на телеэкранах и страницах молодежных журналов, да сериалов, романтизирующих бандитов. А формы воспитательной работы, сохранившиеся в школах после крушения советского строя, малоэффективны, а иногда по причине формального отношения учителей к делу и вовсе вредны.

Система советского военно-патриотического воспитания развалилась, новую создать пока не удалось. Образовался некий духовный вакуум, который государство, озабоченное экономическим проблемами, довольно долго не замечало или не хотело замечать. На этом поприще охотно стали проявлять себя нацистские и шовинистские организации. Уже сейчас в Белгороде иностранные студенты не чувствуют себя в безопасности. Одураченные новыми «фюрерами», бритоголовые недоросли только и ждут возможности доказать свой «патриотизм», избив до полусмерти «нерусского». Когда любовь к своей Родине подменяется ненавистью к чужой, добра не жди.

Конечно, не так-то просто воспитывать патриотизм в гражданах после всех наших скоропалительных реформ, из-за которых ветеранам Великой Отечественной войны приходилось продавать боевые награды, чтобы не умереть от голода. Мы не раз публиковали письма читателей, рассказывающие о черствости, циничности, а порой и об элементарной непорядочности чиновников по отношению к ветеранам Великой Отечественной, военнослужащим, пенсионерам, к людям, которые не требуют (хотя имеют на это право) от государства каких-то особых благ для себя, просят лишь обеспечить человеческие условия существования, а взамен часто получают только красивые слова да разовые подачки к 9 Мая.

Дает о себе знать и отсутствие важной составной части патриотического воспитания – опоры на идеологию, с помощью которой можно было бы убедить подрастающее поколение в том, что «служба в армии - священный долг и почетная обязанность каждого гражданина».

В обновленной России национальная идея еще не сформировалась. Сомнительно, что та, о которой говорил Президент на встрече с доверенными лицами, может быть приемлема для России. Напомню, В. В. Путин сказал: «Нам нужно быть конкурентоспособными во всем. Человек должен быть конкурентоспособным, город, деревня, отрасль производства и вся страна. Это и есть наша основная национальная идея сегодня». По сути, это не объединяющая народ идея, а разъединяющая: конкурент конкуренту – волк.

Русский солдат всегда готов был отдать жизнь во имя чего-то великого, чего-то такого, что нельзя потрогать руками, во что можно только верить… «За Веру, Царя и Отечество», «Вся власть Советам!», «За Родину, за Сталина!» – эти лозунги были известны каждому школьнику. Но если завтра, не дай бог, война, во имя чего пойдут в бой наши солдаты? Представьте себе роту, которая идет в атаку с криком: «За конкурентоспособность!».

Как объяснить подростку, что его мать, учительница или врач, не обладает столь похвальным качеством, поэтому для страны она - человек лишний. Если нет идеологии, способной примирить все социальные классы и группы, начиная от олигархов и заканчивая последним нищим в подземном переходе, об этом нужно было бы сказать прямо, а не скрывать проблему под вуалью красивых и пусть даже правильных слов, не имеющих ничего общего с национальной идеей.

Кстати, п.2 ст.13 Конституции РФ четко указывает, что «никакая идеология не может устанавливаться в качестве государственной или обязательной». Понятно, что пункт этот был вписан в Конституцию из страха перед «призраком коммунизма». Однако ни один законодательный акт не запрещает создавать идеологию и делать все возможное для того, чтобы она стала господствующей. Если уж на то пошло, п.1 и п.2 ст. 14, утверждают: «Российская Федерация – светское государство. Никакая религия не может устанавливаться в качестве государственной или обязательной» и «Религиозные объединения отделены от государства и равны перед законом». Эта статья не мешает Православной церкви занимать доминирующее положение в стране и оказывать влияние на все процессы, происходящие как в России, так и за ее пределами. Государственные чиновники гуськом потянулись в церковь, а новые здания любой формы собственности уже немыслимо вводить в эксплуатацию без освящения. Православная религия более «конкурентоспособна», нежели иудаизм и мусульманство?

Отсутствие идеологической основы особенно сильно повредило военно-патриотическому воспитанию. Так или иначе, все мы любим свое Отечество, особенно любим говорить об этом в мирное время. Но сила этой любви видна на примере молодых людей, делающих все возможное и невозможное, чтобы уклониться от службы в армии. А ведь вооруженные силы – государствообразующяя структура. Отношение граждан к армии автоматически переносится на государство. Очень простая и очень эффективная политика: чтобы сформировать негативное мнение о государстве, достаточно сформировать его о вооруженных силах. И нельзя сказать, что совместные усилия политиканов и прессы не дали результатов.

Того компромата, который выливали на российскую армию все кому не лень, хватило бы для победы в сотне локальных информационных войн. Средства массовой информации, получив свободу слова, не упускали возможности побольнее лягнуть вооруженные силы. Именно со страниц газет и журналов, с голубых экранов телевизоров во время перестройки, породившей гласность, постоянно слышались разудалые призывы относительно армии. «Распни ее, распни!», - требовала пресса. Что же оставалось обывателю? Только поверить ужастикам о дедовщине, о голоде и разрухе в войсках. Дедовщина оказалось благодатной темой, но и она исчерпала себя. Все реже появляются грозные разоблачительные статьи о дедовщине. «Акулам пера» осталось лишь время от времени поддерживать общественное мнение об армии в нужном русле…

Вот, например, как описывает прелести альтернативной службы в своей статье «Армия не для всех» журналистка «Московского комсомольца» Елизавета Маетная в номере от 30 октября прошлого года: «Вместо «Ра-авняйсь! Смирна!» в исполнении нетрезвого офицера робкий вопрос «как-как?» и непонимающие глаза ребенка-олигофрена … Вместо обнаглевшего «деда» - умирающий старик…».

Все просто: армия – это пьяные офицеры и обнаглевшие «деды». Больше ничего. Краткое, а главное - общепринятое понимание военной службы. Интересно, откуда у Лизы Маетной такие познания о порядках в армии, не из собственного ли опыта?

Через две недели в этой же газете новый материал под красноречивым заголовком «Коси и забивай» от некоего Вадима Ампелонского. Здесь мы находим такие строчки: «Всем известно, что в армии свирепствует дедовщина. Новобранца там могут побить. И даже покалечить».

В армии свирепствует дедовщина – тезис, не требующий доказательств, потому что это «всем известно». Причем не в отдельных частях, а во всей армии, и не просто существует, а именно свирепствует, как чума в средние века. Новобранцев там не просто бьют. Их калечат. Если следовать логике авторитета в вопросах военной службы Вадима Ампелонского, то все российские мужчины, прошедшие армию, должны быть либо извергами, либо калеками.

Может быть, авторы подобных опусов просто не дают себе труда подумать, к чему ведет подобная, мягко говоря, неаккуратность в выборе слов. Подобные им журналисты зарабатывают дешевую славу разоблачителей зла и произвола, а министерство обороны даже не пытается защититься от печатных и экранных оплеух. А зачем? Не можешь – научим, не хочешь – заставим! Какая бы армия не была, а служить должны все. Вместо того чтобы попытаться сформировать хоть мало-мальски объективное мнение о вооруженных силах, российский генштаб предпочел уйти в глухую оборону. Результат – налицо. Теперь Минобороны планирует создать свой телевизионный канал «Звезда», чтобы пропагандировать военную службу. Сомнительно, что он сможет достойно конкурировать с уже имеющимся, но отрадно, что генералы наконец-то поняли, что печатное слово и телекадр не менее грозное оружие, чем ракеты «земля-земля».

Не устают подливать масла в огонь и политики, для которых проблемы армии – козырная карта, еще один повод для спекуляций. Если политическая проституция для России не в диковинку, то политическое сутенерство – ноу-хау отечественных деятелей, рвущихся во власть. Армию предавали и продавали столько раз, сколько этого требовала политическая ситуация в стране.

Складывается впечатление, что действует организованный идеологический механизм, направленный против России. Кто-то очень хорошо понимает, что не ракеты стратегического назначения и новейшие образцы вооружения являются показателем обороноспособности страны, а патриотический настрой граждан, готовность жертвовать собой ради Родины. Когда народ лишается своего самосознания, а любовь к Отечеству заменяется стремлением к сытой жизни, страну можно поработить без единого выстрела. И такое развитие событий не из области фантастики. По данным российского фонда «Общественное мнение» сегодня своей страны стыдятся 39% российских граждан, а чувство гордости за нее испытывают лишь 26%.

«Белгородская Правда» совместно с кафедрой социологии БГТУ им. В. Г. Шухова провела собственное исследование, посвященное проблеме патриотизма. Было опрошено 273 человека, начиная с учеников 9-х классов и заканчивая пятикурсниками вузов. Мы не претендуем на репрезентативность, это своего рода попытка выяснить картину мнений молодых людей. Анкетирование проводилось лишь в учебных заведениях Белгорода и, конечно, не является полностью показательным. Но, если в наших школах и высших учебных заведениях доминируют такие настроения, это уже тревожный симптом.

Вот результаты ответов школьников и студентов на вопрос: «Как Вы относитесь к людям, уклоняющимся от воинской обязанности?». С пониманием к ним относятся 64% (!!!) опрошенных, в то время как осуждают подобный образ действий лишь 12%. Почему же молодежь так лояльна к «уклонистам»? Чтобы выяснить это, было предложено продолжить строчку «Армия - это…». Треть респондентов предположили, что более подходящее определение, чем «школа жизни», дать трудно; еще одна треть склонна думать, что так называется место, где царят дедовщина и произвол. 19% молодых людей считает, что армия – это потерянные годы.

Студентам задали вопрос: «Правильной ли была политика советского государства по воспитанию патриотического духа своих граждан?». (Из анкеты для школьников этот вопрос по понятным причинам был исключен). Лишь 16% ответили «нет». Вдвое больше студентов одобряют политику СССР в этом вопросе. Каждый второй считает, что политика была правильной, но чрезмерной. В целом же 82% опрошенных дали положительный ответ.

87% молодых людей считают, что государство должно поднимать патриотический дух своих граждан. Причем краеугольным камнем военно-патриотического воспитания они считают школу (44%), грамотный ненавязчивый PR (31%), тематические клубы и секции (12%).

Школьников мы попросили выразить свое отношение к возможному введению в школьную программу уроков НВП. Результат следующий: 50% приветствуют, 28% готовы смириться, и лишь 14% категорически против.

Действует ли здесь экономический закон «спрос рождает предложение»? Молодежь приветствует военно-патриотическое воспитание и готова принимать в нем участие, но оправдывает ли государство её ожидания? С одной стороны, военно-патриотическая работа у нас в области вроде бы ведется. С другой – результаты опроса наглядно показывают эффективность этой работы. В чем же дело?

Есть глубоко укоренившееся заблуждение, что военно-патриотическое воспитание в основном должно заключаться в привлечении молодежи к военно-прикладным видам спорта. Но не стоит забывать, что юноша, в совершенстве овладевший стрельбой, не обязательно будет стремиться к службе в армии. Знания, полученные им, могут быть с успехом применены на менее почетном, но более денежном поприще. У молодежи как-то резко сменились жизненные ориентиры. Отстрел банкиров и несговорчивых предпринимателей представляется некоторым молодым людям более перспективным занятием, чем защита Отечества.

Поверхностный взгляд на эту проблему приводит к тому, что в белгородских газетах появляются совершенно нелепые фразы вроде этой: «по поручению мэрии налажено военно-патриотическое воспитание молодежи». Каким же это образом, хотелось бы знать, можно вот так взять и наладить воспитание?

Может быть, просто неправильно понимается сам термин? Посмотрим, как трактуют слово «патриотизм» лингвистические справочники. В новейшем словаре заимствованных слов под ред. Л. П. Крысина мы находим следующее определение: «патриотизм – преданность и любовь к своему отечеству, своему народу». Это же толкование дает и словарь С. И. Ожегова. Поэтому можно утверждать, что военно-патриотическое воспитание подразумевает всяческое содействие тому, чтобы молодые люди не только любили Отечество, но и готовы были доказать свою любовь с оружием в руках. Расширенно толкуя это понятие, добавим, что воспитание не может ограничиваться только привитием любви к Родине, оно должно предполагать и моральную подготовку юношей к службе в армии.

Соловья баснями не кормят. Безусловно, военно-патриотическое воспитание немыслимо без военно-спортивного обучения, что, впрочем, не означает тождественности этих понятий.

Сейчас военно-спортивным обучением у нас занимается, в основном, общественная организация РОСТО – Российское оборонное спортивно-техническое общество, которое теперь снова будет переименовано в ДОСААФ. Конечно, это уже не та мощнейшая структура, первичные ячейки которой были на каждом предприятии, в каждом совхозе и колхозе, не говоря уж об учебных заведениях. Тем не менее руководству РОСТО удалось сохранить не только материальную базу, но и самое главное – кадры, которые (говорю это совершенно без иронии), по мудрому замечанию И.В. Сталина, «решают все».

У капитализма свои законы. На оплату коммунальных услуг, содержание помещений и обеспечение безопасности имущества ДОСААФ требовались серьезные средства, которых у общественной организации не было. В дополнение к утрате большинства первичных ячеек, белгородской региональной организации ДОСААФ пришлось сокращаться. К счастью, у нас этот процесс не перешел в стадию развала. Если в других регионах после 1991 года имущество ДОСААФ распродавалось по бросовым ценам, а помещения передавались в аренду коммерческим структурам, то на Белгородчине, в частности благодаря губернатору, удалось спасти эту организацию от всеразрушающих реформ первого десятилетия базарной экономики. В соседних областях власти, одержимые страхом перед чеченскими бандами, уничтожали оружие в школьных оружейных комнатах, якобы для того, чтобы автоматы Калашникова и мелкокалиберные винтовки не отправились на Кавказ. У нас же удалось сохранить почти все оружие, пришлось лишь сдать его на хранение в военкоматы и милицию.

Сейчас 538 первичных ячеек Белгородской региональной организации РОСТО объединяют 45 тыс. человек. Первичные ячейки есть в 66% школ, в 60% ПТУ, в 70% техникумах, лицеях и колледжах. Но вряд ли эти данные показательны. Председателями ячеек, как правило, являются преподаватели ОБЖ. Вести военно-патриотическую работу на своих занятиях им не позволяют рамки школьной программы. Следовательно, остается лишь внеклассная кружковая работа, которая в принципе, не может быть массовой.

Количество военно-патриотических клубов и военно-спортивных секций за один год в нашей области увеличилось с 69 до 103. Но даже такой рост не может коренным образом изменить ситуацию. Мнение о вооруженных силах молодые люди составляют из разных источников. Телевидение, молодежные издания, друзья стараются вдолбить в молодую голову, что служить идут только неудачники, которым не удалось «откосить» или откупиться. Может ли клуб или секция эффективно противостоять лавине негатива? Вряд ли.

Мы привыкли оглядываться на Запад за образцами и примерами. Если есть чему поучиться, то это, конечно, не грех. На Интернет-ресурсе «Пульс планеты» размещена статья Сергея Сумбаева, в которой рассказывается о том, как строится военно-патриотическое воспитание в зарубежных странах. Например, в США, которые нам то враг, то друг, то стратегический партнер. Там в эту работу вовлечены ветеранские организации, поддерживаемые морально и материально государством, общественные объединения, школы. Министерство обороны и образования совместно создают кадетские классы, которые обеспечивает всем необходимым командование определенного рода войск, в воинских частях для кадетов проводятся «дни открытых дверей», при поступлении на военную службу выпускники такого класса сразу получают звание «старший солдат».

От создания кадетских классов выигрывают в первую очередь школы. Ученики становятся более дисциплинированными, почти не прогуливают занятия, отличаются более высокой успеваемостью и реже совершают преступления.

Помимо этого, существует Союз скаутов, объединяющий свыше 6,5 млн. подростков обоего пола. Мощное движение, имеющее свои лагеря подготовки молодых американцев к службе в армии. Здесь есть свой устав и своя идеология, не сильно, впрочем, отличающаяся от государственной. Регулярно отряды скаутов проводят совместные учения с войсковыми соединениями.

Вся система военно-патриотического воспитания в США представляет собой модернизированный аналог советской системы. Причем некоторые формы работы скопированы без изменений.

Вспомним пионерские и комсомольские организации, которые мы так поспешно выкорчевали из школ. Да, они были крайне политизированы, часто работа была в них формальной, «для галочки», но не напрасно ели свой хлеб пионервожатые и секретари комитетов комсомола. Молодыми руками воздвигнуты заводы-гиганты, построены БАМ, Турксиб… И все это на энтузиазме, который был порожден патриотизмом. А скаутское движение до боли напоминает пионерское: те же лагеря, ролевые игры, легендарные «зарницы»…

В июне в области будет проводиться слет военно-патриотических клубов «Армия, Родина, Долг», который будет совмещен с популярной некогда военно-патриотической игрой. «Зарница» была «реанимирована» на Белгородчине три года назад, но массовой не стала. Доступ к этой игре пока есть только у постоянных членов военно-патриотических клубов, которые могут показать и выучку, и мастерство. На предстоящий слет, например, съедутся лишь по 10 наиболее подготовленных участников от каждого района. А всего на постоянной основе в военно-патриотических клубах сейчас занимаются более 7 тыс. юных белгородцев.

Но если лимит на участие в слете оправдан соревнованиями, то ситуация с парашютным спортом совсем грустная. РОСТО в прошлом году подготовило почти 1,5 тыс. парашютистов, но даже при поддержке администрации области удалось оплатить прыжки лишь для 550 человек. Если молодой человек хочет служить в ВДВ, то ему нужно добиться 3-его спортивного разряда, а для этого необходимы три прыжка. Здесь удается найти своеобразный компромисс: один прыжок оплачивает РОСТО, другой – районная администрация, оплата за третий ложиться на плечи родителей. Цена экстремального удовольствия не так уж высока – около пятисот рублей за прыжок, но для многих родителей и такая сумма может стать серьезной брешью в семейном бюджете.

Не лучше обстоят дела и с подготовкой водителей для вооруженных сил. Министерство обороны оплачивает лишь 25-30% стоимости обучения. Недостающую сумму Белгородский совет РОСТО добавляет из собственных средств, полученных за подготовку гражданских специалистов.

Проблема не только в нехватке денег. Программ и мероприятий, направленных на военно-патриотическое воспитание, у нас много, да только отдачи от них не видно. Вроде бы есть координационный центр в лице управления по делам молодежи, работают в этом направлении военкоматы, общественные организации, управление образования, но ситуация не меняется. Молодежь, по-прежнему, считает армию огромной мясорубкой, где старослужащие избивают молодых солдат, офицеры поголовно пьют, а замученные сослуживцами бойцы сбегают «на волю» с оружием в руках, предварительно расстреляв товарищей по караулу.

Явно не хватает четко продуманного последовательного плана работы. «Феодальная раздробленность» ведомств и организаций приводит к тому, что многие военно-патриотические акции не приносят желаемого результата, а иногда просто превращаются в формальные мероприятия, проводимые только для того, чтобы доложить о выполнении.

Не так давно сотрудники отделения морально-психологической и информационной работы областного военкомата подготовили материал для книги о Белгородских парнях, погибших при исполнении воинского долга в Чечне. Но 50 тысяч рублей, необходимых для реализации проекта, у нас в области так и не нашлось, зато нашлись они для выпуска сборника отчетов «В патриотизме молодежи – будущее Белгородчины». Читая его, просто диву даешься, как хорошо у нас обстоят дела с военно-патриотическим воспитанием. И молодежные, и общественные организации, и государственные органы ставят патриотическое воспитание «во главу угла» в своей работе и уделяют ему «неослабное внимание». Только результат всей этой деятельности вряд ли может быть значимым из-за отсутствия последовательности и планомерности. Работа каждого отдельного ведомства представляется серьезной. Но нет толкового взаимодействия, сотрудничества между организациями и учреждениями. Военно-патриотическая работа вызывает ассоциации со стрельбой из пушки по воробьям. И все хвалебные отчеты напоминают стихотворение о том, как старик продавал уникальную корову. «А много ль корова дает молока?» - «Да мы молока не видали пока».

Опубликован: Белгородская областная общественно-политическая газета «Белгородская правда» 20 апреля 2004 года. № 58 (20643)

 

Hosted by uCoz