Соционавтика.
Интернет-журнал социальных дискурс-исследований


Версия для печати
Постоянный адрес этой статьи: http://www.socionavtika.narod.ru/printed/Esse/gibelev1_pr.htm
 

Юродство и социальная терапия

Гибелев И.

Князь Игорь говорит: "Луце ж бы потяту быти, неже полонену быти". Экзистенциальная максима человеческого бытия-в-мире есть стержень русского и шире славянского этоса, тем не менее, попав в плен, Игорь соглашается на побег. В контексте стремления к смерти его бегство предстает юродством, возвеличиванием перевернутых ценностей.

Осцилляция между двумя константами человеческого бытия: массовым и элитарным, унификацией и индивидуализацией - безусловно, недиалектическое движение, однако оно хорошо тем, что не снимает в небытие полноты существования противоречащих сторон, в которую входит и само это противоречие.

Exempli gratia, как дискурсное воплощение репрессивных интенций власти, основываясь на индукции, в литературоведческом аспекте тяготеет к афористичности интеллектуального, а в онтологическом прочтении отсылает к предустановленному универсуму, качественное однообразие которого, отрицает категорию качества. В пространстве осцилляции - это сфера массового; индивидуализация же проявляется в форме принципиального сомнения в истине, включая область противоречивой, но консервативной этики, более того, в форме самосомнения.

Поскольку противоречие массового и элитарного недиалектично, постольку функцию соприкосновения выполняет их граница, откуда в трансформированном виде ретранслируются входящие апории. Граница в этом аспекте предстает как пространство игры, имеющей дело с последними вопросами и, таким образом, вопрошающей саму себя. Изосемичность самовопрошания и самосомнения очевидна, разница, однако, состоит в том, что, в отличии от самосомнения, самовопрошание окрашено в большей степени аксиологически и, следоваетльно, является условием осциллирующего движения.

Роль играющего вопрошателя традиционно закреплена за юродивыми - маргиналами социума и терапевтами социолекта. По-видимому, юродство является единственным социальным институтом, в котором клятва Гиппократа гипостазируется до масштабов космического установления. Вместе с тем нетрудно заметить, что общество, в котором роль и значение юродивых ангажировались от противного стало объектом изучения истории. Взгляд на современное общество в поиске чистых мест идеологии не задерживается на посюстороннем, соскальзывая в сферу эстетической гиперреальности и социальной утопии.

Вырождение юродства симптоматично и в то же время парадоксально. Эпохально оно связано с Реформацией и последующей чередой буржуазных революций, установивших монополию светского государства на владение интеллектуально-духовным миром индивидуума. Будучи продуктом общества, твердо верившего в необходимость и онтологическую незыблемость религиозных установлений, в истинность веры, юродство, в метафизическом пространстве индивидуализации, представало кастовым учреждением, отсылавшем последние вопросы Другому в попытке склонить его к ответу – в этом они были близки поэтам, музыкантам, художникам.

Интериоризируясь в пространстве капитала, частной собственности, то есть экономики, буржуазность как ментальность поначалу не казалась угрожающей humanitas. К такой ментальной метаморфозе институт юродства был совершенно не готов, более того, структурно и бытийственно выпадал из пограничного пространства.

В этом с очевидностью проступает асимметрия преемственности властных форм и терапевтических практик. Если для первых характерно прямое наследование, то института изоморфного и изосемичного юродству в современном обществе мы не обнаруживаем, – терапевтическая традиция обрывается, ускоряя процесс размывания границ. Самовопрошание, как непременное условие игрового начала, предстает социально аффектированным, а его гуманистический пафос дискриминируется в лимитах и элиминациях политически ангажированных СМИ. Парадокс отсутствия социально-терапевтческих практик и, вместе с тем, их насущная необходимость, по всей видимости, носят временный характер.

Двунаправленность размывания границы – как в сферу элитарного, так и в сферу массового – аннигилирует этос пограничного пространства в формализованном (недиалогичном) аппарате и инструментарии игры, гомогенизирующей этико-эстетические ценности в равномерном усредненном континууме бытия-в-мире.

Однако колебательность движения позволяет говорить о фрагментах его пространства как сбегающихся/разбегающихся системах, в неснятом виде сохраняющих чистое противоречие.

Главная ]

 

 

Hosted by uCoz