ГЛАВНАЯ
страница

Constitutum
о концепции проекта

personalia
наши ведущие эксперты + наши авторы

natum terra
карта сайта

diegesis
концепции

sociopraxis материалы эмпирических исследований

methodo-logos размышления о методе

oratio obliqua критика, рецензии, комментарии

chora
публицистика, интервью

esse
эссе

sociotoria
форумы

habitus socis информация, аннотации, анонсы

studiosus
в помощь студенту (рефераты, консультации, методические материалы)

alterae terrae альтернативные ресурсы (ссылки)

ГОСТЕВАЯ КНИГА

 

Верховский А. Политическое православие в российской публичной политике. Подъем антисекулярного национализма.


Церковная линия

В самой Церкви в начале 90-х годов формируется (хотя возникает, конечно раньше) весьма заметное политическое течение, идеи которого разрабатывались вокруг этно-национализма, русского империализма, православной монархии, внутрицерковного антимодернизма и антиэкуменизма, и знаменем которого стал митрополит Иоанн (Снычев), занимавший вторую "по чести" пост кафедру РПЦ – в Санкт-Петербурге. Уже по своему происхождению эти церковные политические православные всегда подчеркивали приоритет религиозной мотивации, и потому все они относятся к первому кругу используемой здесь классификации политического православия.

Митр. Иоанн написал несколько книг и статей программного характера, ставших непререкаемой идейной базой для православных патриотов[1]. Не чурался он и прямого участия в политике, например – во время вооруженного конфликта президента Ельцина с большинством Верховного Совета в 1993 году[2], и уже в те годы внутрицерковные политизированные православные приобрели многообразные связи с национал-патриотическим движением (сам митр. Иоанн привлек в газету "Санкт-Петербургские ведомости" бывшего активиста "Памяти" Виктора Антонова).

Важно, однако, понимать, что не епископат был инициатором и двигателем в церковной линии развития политического православия, а низовые активисты, как правило – из мирян. В 1991 году именно такие активисты создали Союз православных братств (СПБ), в котором сразу стало доминировать политическое православие самого радикального националистического и даже фундаменталистского (об использовании здесь этого понятия – см. ниже) толка. В результате сложных маневров[3] Патриархии удалось низвести СПБ до положения одной из радикальных групп, но СПБ стал прообразом и во многом основой для гораздо более широкого и отнюдь не единого движения, включившего затем многих новых людей, пришедших как из национал-патриотической общественно-политической деятельности, так и из собственно церковной среды.

Это движение достаточно хорошо осознает свое особое место и в Церкви, и в политике: в Церкви оно – "политическое крыло", в политике – та часть национал-патриотического движения, для которой православие – не просто часть убеждений, но их основа. Самоназвания, соответственно, используются такие – "православные патриоты" или просто "православные", "православные монархисты" или просто "монархисты", нередко – "православные националисты".

Для этих политических православных очень важно соотнесение себя с Московским Патриархатом. Лишь немногие из них уподобляются Баркашову и Васильеву в своем категорическом отвержении Московской Патриархии – за сотрудничество с демократической властью, за "потворство экуменизму" или еще за что-то. Среди тех групп, которые выросли в представлении первичности религиозной самоидентификации перед политической, лишь самые крайние радикалы принадлежат к другим православным юрисдикциям – катакомбникам или Русской Православной Церкви Зарубежом (РПЦЗ). Таковы несколько мелких взаимосвязанных групп "православных опричников" (издания "Царский опричник", "Русский партизан", "Просветитель"); эти группы к тому же придерживаются крайне агрессивной расистской версии этно-национализма, являются прямыми пропагандистами насильственных методов, склонны к неоязычеству и использованию идей "консервативной революции" (в чем они близки радикальным неоевразийцам)[4]. По этим параметрам они тоже заметно отличаются от остальных церковных политических православных – и должны рассматриваться как отдельный феномен, может быть, скорее как православное крыло неонацистского скинхедского движения. Ввиду крайней малочисленности "опричников" можно позволить себе вовсе исключить их из рассмотрения в этой статье. (Так же, как и некоторые другие маргинальные явления, в частности, активного публициста Егора Холмогорова.)

Остальные церковные политические православные остаются в Московском Патриархате, даже если крайне резко критикуют саму Патриархию, как, например, газета "Русь Православная" Константина Душенова. И это нельзя объяснять только прагматическими соображениями: вне Московского Патриархата трудно себе представить серьезное участие в православной политике в России. Не меньшую, наверное, роль играет усвоенное церковное представление о канонической дисциплине, в рамках которой уход в раскол не менее недопустим, чем уклонение в ересь.

Соответственно, весь этот круг активистов поддерживает любые усилия по упрочению влияния Московского Патриархата в обществе. Причем если в начале и даже середине 90-х Патриархия относилась к политической активности мирян и рядовых клириков с большой настороженностью, то уже с конца 90-х умеренная часть таких активистов пользуется определенной поддержкой Патриархии, и дистанция между Патриархией и такими лояльным активистами все более сокращается.

Церковные политические православные объединены не только своей воцерковленностью, но и значительной общностью взглядов. Конечно, между ними существуют разногласия, есть и серьезные внутренние конфликты, не позволяющие рассматривать движение как единый политический субъект. Но черт идейного сходства больше, чем черт различия. Поэтому в церковной линии, наверное, проще не приводить примеры, а дать общий идейный портрет с примерами разногласий в расстановке акцентов[5].

Все они – православные монархисты, причем монархию понимают обычно в том "идеальном" виде, в котором она существовала при Николае I или хотя бы Александре III. Соответственно, все они – принципиальные противники идей демократии, либерализма и прав человека, в первую очередь – свободы совести. Возврат к монархии единодушно мыслится через "национальную диктатуру" (степень жесткости такой диктатуры, конечно, варьируется).

Монархизм может доходить до крайностей, неприемлемых для церковного руководства и умеренных монархистов – например, до призывов канонизировать Григория Распутина (как друга уже канонизированной семьи Николая II) и Ивана Грозного. Впрочем, здесь мы затрагиваем уже другую тему – специфическое для фундаменталистов отношение к сакральному.

Все церковные политические православные с той или иной степенью интенсивности переживают современную политику как противостояние с Антихристом, "эпицентр" наступления которого находится на Западе (особенно в США) и в еврейском народе, хотя есть, конечно и другие враги, но соподчиненные этим двум – Западу и еврейству (накал антисемитизма сильно рознится, в отличие от антивестернизма, совершенно общепринятого). В последние годы тема врага интерпретируется в Церкви через понятие глобализации. Россия же представляется последним оплотом противостояния всемирной апостасии (и глобализации как ее последней стадии).

Интересно, что представление о сугубо оборонительной позиции России сочетается с пожеланиями воссоздания мощной Империи. Державность является одним из центральных понятий.

Борьба с Антихристом тесно связана с размышлениями о близости Апокалипсиса. Многие понимают эту близость достаточно буквально – в ближайшие годы или десятилетия. Такой милленаризм проповедуют, например, протоиерей Александр Шаргунов, возглавляющий известный Общественный комитет "За нравственное возрождение Отечества" и издававший альманах "Антихрист в Москве", Союз православных хоругвеносцев Леонида Симоновича (СПХ, ставший сейчас ядром Союза православных братств) и др.

Антиглобализм проник в Церковь в результате кампании против разного рода электронных кодов и сатанинской символики, усматриваемых в самых разных местах, но преимущественно – в индивидуальном номере налогоплательщика (ИНН) и в новых паспортах[6]. Подозрительность по отношению к кодам и документам проявляют в той или иной степени все, но на этой почве в 2001-2002 гг. сформировался ряд новых групп, сосредоточенных именно на идее противостояния Антихристу, уже проникающего через ИНН или паспорта[7], и находящихся в жестком противостоянии с Патриархией, не одобряющей их крайнего милленаризма, и другими более умеренными православными антиглобалистами.

В самой России все церковные политические православные воспринимают себя (и вполне справедливо) как меньшинство во враждебном окружении. Одновременно они активно выступают за максимальный возврат общества к религиозным, церковным основаниям жизни (к идеализируемому "золотому веку" русского православного царства) и различаются в этом смысле только в смысле требуемых темпов этого возвращения.

Внутри Церкви все они придают большое значение противодействию экуменизму и любым формам модернизации, хотя рассматривают эти явления как ересь лишь радикальные оппоненты Патриархии – "Русь Православная", группы борцов с ИНН, СПБ-СПХ и др.

Важно отметить, что радикальные группы подвергаются все более разносторонней и систематической критике со стороны умеренных, так что с 2002-2003 гг. можно говорить об определенном размежевании в рядах церковных политических православных[8]. Если группы радикалов я уже упоминал, то наиболее умеренная группа – это окружение архим. Тихона (Шевкунова). Стоит отметить, что в этом окружении есть и явно политические персоны (хотя бы депутаты нынешней Думы: А. Крутов, Н. Леонов, Н. Нарочницкая), и персоны, столь же явно уклоняющиеся от политики, олицетворяющие скорее "чистый" церковный консерватизм (редакция журнала "Благодатный огонь").

"Центр" же церковного политического православия представлен в первую очередь ассоциацией православно-политических активистов –Союзом православных граждан (СПГ), складывавшимся еще с 1995 года; возглавляет СПГ Валентин Лебедев, главный редактор журнала "Православная беседа", духовник СПГ – протоиерей Владислав Свешников, а выступает от имени СПГ обычно глава пресс-службы Кирилл Фролов. В СПГ входит и играет важную роль братство "Радонеж" Евгения Никифорова, издающее одноименную газету и содержащее одноименную радиостанцию. В СПГ входит большинство известных церковных политических православных и некоторое количество явно не церковных или не вполне церковных (в нынешней Думе есть не менее дюжины членов СПГ).

В идейном самоопределении церковных политических православных большую роль играет национализм, хотя все подчеркивают, что религиозная идентичность выше этнической и лишь иногда некоторые допускают проговорки, выдающие нетвердость этого убеждения[9]. Подавляющее большинство – безусловные этно-националисты, во многих случаях смешивающие понятия "русский" и "православный" и допускающие откровенно враждебные высказывания по отношению к других этническим общностям. Причем, такой шовинизм можно встретить не только на радикальном фланге (где он является общим местом), но в любых кругах[10]. Желательная граница расширения России, как правило, предлагается приблизительно по границе расселения этнического русского или славянского большинства[11]. Если же сравнивать отношение церковных политических групп к войнам в Боснии, в Косово, в Израиле, в Чечне, то можно увидеть, что наибольший эмоциональный отклик вызывают все-таки не сообщения о разрушении православных храмов (хотя отклик, конечно, есть), а тема противостояния с Западом и в несколько меньшей степени тема защиты славянского населения[12].

И все-таки этно-национализм является немного проблематичным мировосприятием для умеренных церковных православных, лучше помнящих об универсализме христианства. Поэтому среди них он чаще всего формулируется в подчеркнуто не расовых терминах; например: "Народ представляет собой соборный организм, имеющий соборную душу"[13], но здесь слово "народ" обозначает отнюдь не совокупность граждан государства. Так или иначе, понятие православной России не может ассоциироваться со всем исторически поликонфессиональным населением страны, так что речь идет о нации не гражданской, а этнической, которая и является носителем православности России.

Этот подход зафиксирован и в официальной церковной доктрине – "Основах социальной концепции РПЦ", принятых на Архиерейском Соборе 2000 года. В разделе "Церковь и нация" (идущем сразу после раздела "Основные богословские положения") сказано: "Когда нация, гражданская или этническая, является полностью или по преимуществу моноконфессиональным православным сообществом, она в некотором смысле может восприниматься как единая община веры – православный народ"[14]. И хотя трудно сказать, как именно понимали этничность авторы "Основ", нет сомнений, что никто не станет включать вместе с русскими в одну "этническую нацию" греков или грузин.

Умеренный этно-национализм подчеркнуто исключает агрессивность по отношению к другим этническим группам, но и не забывает об особой роли русского этноса в чаемой православной империи. Этно-национализм должен, по мысли прот. Владислава Свешникова, быть одухотворен верой и стать "духовным национализмом", и затем – "национализм русский и духовный должен в будущем определять все содержание политической жизни – от выбора и назначения достойнейших людей до организации всего народного хозяйства страны"[15].

В том же тексте прот. Владислав рассуждал о том, что "духовный национализм" должен исходить не из национальных интересов, а из национальных идеалов. Таким образом, национализм в государственническом, гражданском (в противовес этническому) смысле приветствуется, но ограничивается теми же русско-православными ценностями. И с этой позицией согласны все церковные политические православные.

 



[1] Митр. Иоанн умер 2 ноября 1995 г. Максимально непредвзятое описание его мировоззренческих позиций см.: Костюк Константин. Три портрета // Континент. 2002. № 113. С.252-286.

Вот лишь некоторые издания: Иоанн, митрополит Санкт-Петербургский и Ладожский (Снычев). Битва за Россию: православие и современность. СПб.: Издательство Л.С. Яковлевой, 1993; Самодержавие духа: очерки русского самодержавия. СПб.: То же, 1994; Русь соборная: очерки христианской государственности, СПб.: Царское дело, 1994; Стояние в вере. очерки церковной смуты. СПб.: То же, 1995; Одоление смуты: слово к русскому народу. СПб.: То же, 1996.

Сборники митр. Иоанна издаются до сих пор и пользуются неизменным спросом.

[2] В эфире телепередачи "600 секунд" 28 сентября 1993 г. митр. Иоанн призвал православных идти на защиту Верховного Совета.

[3] Подробнее см.: Церковь в политике. С. 106.

[4] Подробнее об "опричниках" я писал в книге "Политическое православие". См. также справку: Опричное братство во имя святого преподобного Иосифа Волоцкого // Мир религий (http://religio.ru/dosje/14/267.html).

[5] По состоянию на конец 2001 года такой портрет с расстановкой акцентов дан в: Политическое православие. С.218-234.

[6] Политическое православие. С.73-94; подборки новостей последних двух лет см. на сайтах "Религия в светском обществе" (http://religion.sova-center.ru/events/13B7354/1433D8D), Портал Credo (http://portal-credo.ru/site/?act=topic&id=266), Стояние за Истину (http://www.zaistinu.ru/econtrol/).

[7] Как ни странно, эти группы особенно заметны в интернете. Основные их сайты, доступные на 25 июля 2004 г.: Стояние за Истину (http://www.zaistinu.ru), За право жить без ИНН (http://notinn.narod.ru), Сербский крест (http://www.zaistinu.ru/skrest/ и http://www.kongord.ru/).

[8] Претензии "умеренных" были при поддержке Патриархии частично собраны в 2003 году в сборнике: Искушения наших дней. В защиту церковного единства. М.: Даниловский благовестник, 2003.

[9] Например, известный скульптор и православно-националистический деятель Вячеслав Клыков: "с принятием иудеями православия больше православных от этого не становится". Цит. по: Благовест-Инфо. 2000. № 8.

[10] Политическое православие. С.118-131.

[11] Там же. С.113-117.

[12] Там же. С.173-181, 227-228.

[13] Аксючиц Виктор. Русский характер // Православие.Ру. 2001. 31 мая (http://www.pravoslavie.ru/jurnal/ideas/russkharakter2-1.htm ).

[14] Основы социальной концепции Русской православной Церкви // Общественные общероссийские чтения Основ социальной концепции Русской православной Церкви. Информационный бюллетень. 2001. №1. (Далее – Основы социальной концепции.) С.21.

[15] Прот. Владислав Свешников предложил концепцию возрождения России // Страна.Ру. 2001. 25 марта (сейчас недоступно; но доступно на страничке автора: http://averh.narod.ru/fundament/svesh1.html)

Назад ] Главная ] К оглавлению ] Дальше ]

 

Hosted by uCoz