Рассмотрев некоторые стороны явления, названного
локальной идеологией, мы можем теперь сказать, что основания для
выбора именно такого термина имелись. Ранее данное определение этого
явления можно дополнить так: Локальная идеология проявляется в
ослаблении специфических научных признаков у научного сообщества и
используемой им парадигмы, и появлением у них специфических
признаков, свойственных идеологическим сообществам и учениям.
Среди этих признаков мы наблюдали такие: прямое тяготение к
государственной идеологии, негативность содержания, непримиримость к
оппоненту, специфические методы аргументации, полемики и организации
дискуссий, принципиальная неопределенность, создание ирреального
мира, применение насилия к членам сообщества.
Все эти признаки не дискретны, т.е. не
характеризуются простым присутствием-отсутствием, а могут
проявляться с большей или меньшей степенью интенсивности, от нуля
(чистая наука) до предельно высоких степеней (чистая идеология). При
этом наблюдается взаимозависимость интенсивности признаков.
Идеологии с ярко выраженным одним признаком при отсутствии других
мне не известны. Напротив, признаки прямо коррелируются друг с
другом, усиливаясь или ослабевая совместно, причем некоторые из них
(например, прямое тяготение) появляются лишь при достаточно
интенсивном развитии других. Это не только отчетливо видно из
эмпирического материала, но и легко предсказуемо вследствие
внутренней взаимосвязанности признаков. Например, создав ирреальный
мир, очень сильно не совпадающий с реальностью, локальная идеология
должна поддерживать его в умах ученых соответственно высоким уровнем
насилия, а для этого стремиться войти в состав государственной
идеологии. Тогда она автоматически попадает под защиту тех мощных
средств, которыми защищает себя государственная идеология, а ее
научный оппонент становится оппонентом государства с вытекающими
отсюда последствиями. Так же легко прослеживаются внутренние связи
между другими признаками, и все они фактически образуют единое
целое.
В таком случае понятие интенсивности может быть
применено и к локальным идеологиям в целом. Их можно выстроить в
ряд, постепенно поднимающийся от чистой науки к чистой идеологии, от
едва заметных нарушений научной строгости до откровенного
шарлатанства. Можно классифицировать идеологии по месту в этом ряду.
Постепенность ряда позволяет выделить любое число классов, но мы
ограничимся простейшим делением его на две части. Локальные научные
идеологии, тяготеющие к «идеологическому» полюсу ряда, назовем
жесткими; тяготеющие к его «научному» полюсу назовем мягкими.
Граница между ними проходит примерно там, где за несогласие с
научно-идеологическим учением начинают увольнять. В мягких
идеологиях несогласный ученый остается пусть непоощряемым, но членом
сообщества; в жестких он изгоняется. В мягких идеологиях большую
роль играет убеждение, и позиции большинства ученых искренни, в
жестких преобладает насилие и двоемыслие. Жесткие локальные
идеологии используют политические и идеологические аргументы и
стремятся войти в состав государственной идеологии, мягкие
предпочитают оставаться в рамках профессиональной области.
Примеры мягких локальных научных идеологий –
подробно рассмотренные нами антиплитная геология и фиксизм. Примеры
жестких идеологий – мичуринская биология или антимарровское
языкознание. Иногда, вследствие особых обстоятельств, корреляция
признаков может нарушаться. Например, в материалистической физике –
типичной жесткой идеологии – репрессий среди физиков почти не было,
поскольку захватная группа так и не сумела добиться власти в
сообществе.
Говоря об интенсивности какой-либо локальной
идеологии, следует иметь в виду конкретный момент ее существования,
поскольку одна и та же идеология в разные годы может иметь разную
степень интенсивности. Так, в мичуринской биологии мы наблюдаем
восходящий путь развития от начала 30-х до середины 50-х годов,
когда она становилась все более жесткой, затем колебания вокруг
постоянного уровня с конца 50-х по 1964 г., до ее внезапного краха.
В фиксизме видим и восходящую, и нисходящую ветви развития с
максимумом жесткости примерно около 1960 г. Антиплитная геология
сейчас находится на нисходящем пути развития, постепенно становясь
более мягкой. При этом тенденция к восходящему развитию внутренне
свойственна самой локальной идеологии, а уменьшение ее интенсивности
определяется обычно наличием сил, внешних по отношению к ней (об
этом ниже).
Теперь несколько заключительных замечаний.
Легкость, с которой наука соскальзывает на путь локальной идеологии,
постепенность перехода от науки к идеологии может создать
впечатление, что это родственные, близкие интеллектуальные явления,
естественно трансформирующиеся друг в друга. В действительности же
наука и идеология есть скорее противоположные области человеческого
духа: