ГЛАВНАЯ
страница

Constitutum
о концепции проекта

personalia
наши ведущие эксперты + наши авторы

natum terra
карта сайта

diegesis
концепции

sociopraxis материалы эмпирических исследований

methodo-logos размышления о методе

oratio obliqua критика, рецензии, комментарии

chora
публицистика, интервью

esse
эссе

sociotoria
форумы

habitus socis информация, аннотации, анонсы

studiosus
в помощь студенту (рефераты, консультации, методические материалы)

alterae terrae альтернативные ресурсы (ссылки)

 

Леглер В.А. Научные революции при социализме.


Глава III. Локальные идеологии

6. Классификация по интенсивности. Дополнительные замечания 

Рассмотрев некоторые стороны явления, названного локальной идеологией, мы можем теперь сказать, что основания для выбора именно такого термина имелись. Ранее данное определение этого явления можно дополнить так: Локальная идеология проявляется в ослаблении специфических научных признаков у научного сообщества и используемой им парадигмы, и появлением у них специфических признаков, свойственных идеологическим сообществам и учениям. Среди этих признаков мы наблюдали такие: прямое тяготение к государственной идеологии, негативность содержания, непримиримость к оппоненту, специфические методы аргументации, полемики и организации дискуссий, принципиальная неопределенность, создание ирреального мира, применение насилия к членам сообщества.

Все эти признаки не дискретны, т.е. не характеризуются простым присутствием-отсутствием, а могут проявляться с большей или меньшей степенью интенсивности, от нуля (чистая наука) до предельно высоких степеней (чистая идеология). При этом наблюдается взаимозависимость интенсивности признаков. Идеологии с ярко выраженным одним признаком при отсутствии других мне не известны. Напротив, признаки прямо коррелируются друг с другом, усиливаясь или ослабевая совместно, причем некоторые из них (например, прямое тяготение) появляются лишь при достаточно интенсивном развитии других. Это не только отчетливо видно из эмпирического материала, но и легко предсказуемо вследствие внутренней взаимосвязанности признаков. Например, создав ирреальный мир, очень сильно не совпадающий с реальностью, локальная идеология должна поддерживать его в умах ученых соответственно высоким уровнем насилия, а для этого стремиться войти в состав государственной идеологии. Тогда она автоматически попадает под защиту тех мощных средств, которыми защищает себя государственная идеология, а ее научный оппонент становится оппонентом государства с вытекающими отсюда последствиями. Так же легко прослеживаются внутренние связи между другими признаками, и все они фактически образуют единое целое.

В таком случае понятие интенсивности может быть применено и к локальным идеологиям в целом. Их можно выстроить в ряд, постепенно поднимающийся от чистой науки к чистой идеологии, от едва заметных нарушений научной строгости до откровенного шарлатанства. Можно классифицировать идеологии по месту в этом ряду. Постепенность ряда позволяет выделить любое число классов, но мы ограничимся простейшим делением его на две части. Локальные научные идеологии, тяготеющие к «идеологическому» полюсу ряда, назовем жесткими; тяготеющие к его «научному» полюсу назовем мягкими. Граница между ними проходит примерно там, где за несогласие с научно-идеологическим учением начинают увольнять. В мягких идеологиях несогласный ученый остается пусть непоощряемым, но членом сообщества; в жестких он изгоняется. В мягких идеологиях большую роль играет убеждение, и позиции большинства ученых искренни, в жестких преобладает насилие и двоемыслие. Жесткие локальные идеологии используют политические и идеологические аргументы и стремятся войти в состав государственной идеологии, мягкие предпочитают оставаться в рамках профессиональной области.

Примеры мягких локальных научных идеологий – подробно рассмотренные нами антиплитная геология и фиксизм. Примеры жестких идеологий – мичуринская биология или антимарровское языкознание. Иногда, вследствие особых обстоятельств, корреляция признаков может нарушаться. Например, в материалистической физике – типичной жесткой идеологии – репрессий среди физиков почти не было, поскольку захватная группа так и не сумела добиться власти в сообществе.

Говоря об интенсивности какой-либо локальной идеологии, следует иметь в виду конкретный момент ее существования, поскольку одна и та же идеология в разные годы может иметь разную степень интенсивности. Так, в мичуринской биологии мы наблюдаем восходящий путь развития от начала 30-х до середины 50-х годов, когда она становилась все более жесткой, затем колебания вокруг постоянного уровня с конца 50-х по 1964 г., до ее внезапного краха. В фиксизме видим и восходящую, и нисходящую ветви развития с максимумом жесткости примерно около 1960 г. Антиплитная геология сейчас находится на нисходящем пути развития, постепенно становясь более мягкой. При этом тенденция к восходящему развитию внутренне свойственна самой локальной идеологии, а уменьшение ее интенсивности определяется обычно наличием сил, внешних по отношению к ней (об этом ниже).

Теперь несколько заключительных замечаний. Легкость, с которой наука соскальзывает на путь локальной идеологии, постепенность перехода от науки к идеологии может создать впечатление, что это родственные, близкие интеллектуальные явления, естественно трансформирующиеся друг в друга. В действительности же наука и идеология есть скорее противоположные области человеческого духа:

«Идеология как наука в смысле собственно научности есть нонсенс. У нее совсем другие источники и другие цели, нежели познание действительности... Научная идеология есть такая же нелепость как, например, научное искусство... Идеологические тексты строятся по принципиально иным правилам, чем тексты научные... Ненаучность идеологии не должна обижать ее. Быть наукой – это не так уж почетно в наше время. Быть идеологией почетнее... Идеология и наука суть взаимоисключающие ... качественно разнородные явления (269)».

Значит, здесь наука сталкивается с серьезным кризисом, тяжелой болезнью, при которой она превращается в свою противоположность. Для жестких идеологий это почти очевидно, для мягких может показаться преувеличением. Но и мягкие локальные научные идеологии уже почти ничего общего с наукой не имеют. Чтобы убить живой организм науки, не обязательно разрезать его на тысячу кусков. Достаточно просто выстрела в сердце, при котором тело выглядит почти неповрежденным.

Назад ] К оглавлению ]

 

Hosted by uCoz