ГЛАВНАЯ
страница

Constitutum
о концепции проекта

personalia
наши ведущие эксперты + наши авторы

natum terra
карта сайта

diegesis
концепции

sociopraxis материалы эмпирических исследований

methodo-logos размышления о методе

oratio obliqua критика, рецензии, комментарии

chora
публицистика, интервью

esse
эссе

sociotoria
форумы

habitus socis информация, аннотации, анонсы

studiosus
в помощь студенту (рефераты, консультации, методические материалы)

alterae terrae альтернативные ресурсы (ссылки)

ГОСТЕВАЯ КНИГА

 

Конференция религиоведов в Ялте

8-11 ноября в Ялте проводился Четвертый международный семинар "Религия и гражданское общество: между национализмом и глобализмом". Мой интерес к этому мероприятию определялся как местом его проведения, так и тематикой – как известно, немногим более месяца назад в нашем университете прошла конференция по проблематике светско-религиозного взаимодействия. Казалось, значительная часть обсуждаемых вопросов должна была пересекаться, однако даваемые выступающими интерпретации социологии и философии религии оказались достаточно разноплановыми, что подтвердило мысль о неисчерпаемости данной темы.

Организатором ялтинского семинара с украинской стороны являлся Таврический национальный университет им. В.И. Вернадского. Впечатляющим оказался состав участников: кроме России и Украины были представлены США, Норвегия, Нидерланды, Польша и Литва. Сопредседатель Оргкомитета проф. Рудольф Зиберт проинформировал аудиторию, что данное мероприятие является филиалом ежегодного семинара в Дубровнике (Хорватия).

Рабочими языками конференции являлись русский, украинский и английский. Достаточно много докладов украинских коллег было сделано на русском языке; с английского языка и на английский был обеспечен перевод и докладов, и вопросов.

Докладчики поднимали проблемы гражданского общества, духовности, религии и искусства, создаваемых СМИ стереотипов восприятия ислама, образования и воспитания, влияния религиозности на экономические представления учащейся молодежи. Приведу краткое содержание нескольких выступлений, которые мне особенно запомнились.

По религиозному признаку население Украины достаточно однородно (96% христиан), чего нельзя сказать о Крыме, где данный показатель равен 70%. Ситуация несколько осложняется расколом среди Православных церквей Московского и Киевского патриархата, а также либерализмом закона о религиозных организациях. Так, к.ф.н. Т. Олейнич (Мариуполь) обратила внимание на то, что для регистрации религиозного объединения достаточно устава и наличия десяти последователей старше 18 лет. Деятельность деструктивных сект была показана на примере Церкви Иисуса Христа полного Евангелия, многие адепты которой лишаются имущества и попадают в психиатрические больницы, причем по закону данных фактов недостаточно для закрытия организации. Тематика нетрадиционных культов также поднималась в докладах и м.н.с. В. Титаренко (Киев), предмет анализа которой – харизматические церкви, и врача-психотерапевта М. Сигачева (Симферополь), рассказавшего о деятельности секты Ашрама Гухья Самаджа.

Докладчик д.ф.н. И.З. Цехмистро (Харьков) в своем выступлении коснулся изменений в научной картине мира за последние 20 лет. По утверждению выступающего, квантовая механика дает представление о том, что первична не материя, а вероятность, а изучение системы скоррелированных вероятностей позволяет перекинуть мостик от науки к религии.

Проф. Вернер Кригльштейн (США) обратился к образу священного колеса, чтобы раскрыть свое понимание религиозности как единства, состоящего из разнообразия конфессий. Приведя в пример состоявшийся в 1993 г. II Парламент мировых религий, на котором 60 конфессий демонстрировали различные типы вероучения, докладчик предложил новый тип верующего, который извлекал бы лучшее из всех религиозных систем. Подробным по тональности был доклад проф. Кьяртена Селнеса (Осло, Норвегия), предложившего гуманистическое мировоззрение вместо религиозного, в рамках которого религии понимаются как языки, пытающиеся сформулировать священное.

Выступление проф. Дастина Берда (США) было открытым осуждением американского вторжения в Ирак. "Мир не видит религиозной морали в действиях Америки", – подчеркнул докладчик. На вопрос о том, можно ли высказывать такие идеи в американской печати, Д. Берд ответил утвердительно.

Как известно, направление дискуссии во многом определяется составом участников, а поскольку вопросы, связанные с религией, волнуют далеко не одних исследователей, на подобных конференциях обычно присутствуют общественные и религиозные деятели. Те, кто был 7 октября на заключительном Пленарном заседании в БелГУ, помнят содержательный диалог светского и церковного, в рамках которого позицию Православия выражал о. Олег Кобец. Среди участников ялтинского семинара, к сожалению, не было православных священников и исламских муфтиев, зато Оргкомитету приходилось терпеть попытки представителей нетрадиционных религий использовать мероприятие как площадку для пропаганды своих взглядов. Отметим, что активность сектантов не повлияла на ход мероприятия.

Помимо содержательной стороны семинара, на должный уровень была поставлена и организационная сторона. Конференция проходила в пансионате "Пограничник", территория которого в начале прошлого века относилась к императорским землям, прилегающим к Ливадийскому дворцу. После Пленарного заседания был концерт религиозной, фольклорной и джазовой музыки, после которого всех ждал торжественный ужин. На третий день конференции для отдельных желающих организовывались экскурсии в Никитский ботанический сад и в Массандру, а на четвертый день всех участников семинара возили на экскурсию в Артек, где в недавно отстроенной современной школе прошел Круглый стол "Проблемы образования и воспитания в многокультурном обществе".

Константин Харченко,
аспирант БелГУ

http://www.bsu.edu.ru/Events/2004/2004-11-22Yalta/

 

Hosted by uCoz