ГЛАВНАЯ
страница

Constitutum
о концепции проекта

personalia
наши ведущие эксперты + наши авторы

natum terra
карта сайта

diegesis
концепции

sociopraxis материалы эмпирических исследований

methodo-logos размышления о методе

oratio obliqua критика, рецензии, комментарии

chora
публицистика, интервью

esse
эссе

sociotoria
форумы

habitus socis информация, аннотации, анонсы

studiosus
в помощь студенту (рефераты, консультации, методические материалы)

alterae terrae альтернативные ресурсы (ссылки)

ГОСТЕВАЯ КНИГА

 

Уроки мудрости Рудольфа Петровича Ушакова

Черный Ю.Ю.

«Чтобы быть хорошим преподавателем, нужно любить то, что преподаешь, и любить тех, кому преподаешь», - сказал однажды великий русский историк Василий Осипович Ключевский. В полной мере эта простая в выражении и одновременно такая сложная в осуществлении истина относится к Рудольфу Петровичу Ушакову, заслуженному учителю Украины, дважды лауреату Соросовской премии, проработавшему учителем математики средней школы № 173 г. Киева с 1969 по 2004 год.

Думаю, что сотни и даже тысячи людей, живущие ныне по всему миру, согласятся со мной в том, что Рудольф Петрович был и остаётся для нас, его учеников, не столько преподавателем математики, сколько Учителем мудрости и гармонии. И я хотел бы, чтобы эти строки, основанные на воспоминаниях и размышлениях, стали подарком ко дню рождения нашего Учителя, который он будет отмечать 8 февраля.

Не стану скрывать, большинство из нас шло в восьмой математический класс для того, чтобы поступить в вузы. Учиться у Рудольфа Петровича математике означало фактически получить гарантию поступления в вуз. Правда, мне до сих пор не совсем понятно, почему так происходило. Ведь в школе нас не «натаскивали» в смысле количества домашних заданий. Скорее, даже наоборот. Но помню и оригинальное «ноу-хау» Рудольфа Петровича, насколько простое, настолько же и гениальное в своей эффективности. Он собирал варианты вступительных экзаменов в самые различные высшие учебные заведения страны (у него был большой ящик с этими вариантами, который стоял в центре класса у доски), и когда приходило время контрольной работы, то нам раздавались эти варианты, причём даже с учётом пожеланий, кто куда хотел бы поступить. Поэтому, решая задачи вступительных экзаменов в вузы ещё в школе, мы просто как бы привыкали к ним, и при поступлении в институты особых проблем просто не возникало.

Но, придя учиться математике как средству, довольно скоро мы обнаружили, что нам её преподают как цель. И в этом состоял главный из полученных в школе жизненных уроков.

Учителя бывают разные. Хватает среди них и «премудрых пескарей», и «людей в футляре», «синих чулков» и «идейных» педагогов, в глубине души не верящих в то, чему они учат и разрывающихся между тем, какие они дома и какие на работе. Что касается Рудольфа Петровича, то он всегда был самим собой. Он не нуждался в искусственной «дистанции» между собой и учениками, коллегами, родителями. Поэтому, мне кажется, все Рудольфа Петровича уважали – и его было просто невозможно не уважать. Ему не нужно было «казаться», потому что он просто «был» - был таким, каков он есть, со своими достоинствами и недостатками, но главное – с делом, которому он служил.

«Люби не себя в математике, а математику в себе», - однажды написал мне Рудольф Петрович на своей книге. Лишь позже, прочитав книгу К.С.Станиславского «Моя жизнь в искусстве» я узнал, что на самом деле эти слова принадлежат Константину Сергеевичу и сказаны им об искусстве. Но всё равно смысл остаётся неизменным: ты служишь определённому делу и в силу этого становишься человеком, а не дело служит тебе для твоих эгоистических целей. И, я думаю, в этих словах – весь Рудольф Петрович!

 

На перемене. 1985 год. 10 «В» класс. Слева направо: Юрий Чёрный, Евгений Гольдфарб, Юрий Ильенко

Моя нынешняя специальность – философия. И, заканчивая свою новую книгу, посвящённую проблемам социологии культуры, я вдруг начинаю понимать, что очень многое в моём отношении к жизни восходит именно к трём годам учёбы у Рудольфа Петровича – в восьмом, девятом и десятом классах. Причём на уровне не рассуждений, но самого способа существования. Постоянное пребывание в атмосфере самостоятельности и творчества, живой пример человека «без панциря», преданного своему делу и в то же время простого и доступного – всё это, наверное, и не могло пройти бесследно.

Мне кажется, одной из причин эффективности педагогического метода Рудольфа Петровича явилось то, что он был чрезвычайно внимателен к миру становления, а не ставшего, к миру возможного, а не действительного, то есть уже осуществившегося. Он не заставлял ничего делать насильно, но умело поддерживал ростки того, что могло дать свои плоды лишь впоследствии.

Будучи влюблён в математику, он старался передать эту любовь свободно. Даже не передать, а, скорее, приобщить к миру математической красоты. И в этом смысле отношение Рудольфа Петровича к математике мне кажется больше связанным с античным методом предметного созерцания, чем с современным прагматичным подходом использования математического аппарата для решения технических задач.

 

Особенную любовь Рудольфа Петровича составляли геометрические задачи и графические методы решения уравнений и неравенств. Однажды он, доказывая какую-то теорему, что-то начертил и написал: «Смотри!», как это делали античные геометры.

Не могу не сказать и об удивительном чувстве комического и настоящем комическом даре у Рудольфа Петровича, который отмечают все, кто когда-либо с ним общался. Думаю, что на самом деле всё было гораздо серьёзнее. Просто Рудольф Петрович чувствовал текучесть бытия, неспособность человеческого сознания «остановить» мгновенье и в своём юморе и иронии это демонстрировал.

С 2004 года Рудольф Петрович находится на заслуженном отдыхе. Он живёт всё там же в Киеве в 16-этажном доме на улице генерала Жмаченко, пишет в журналы статьи по математике, составляет и решает математические задачи. В декабре произошло несчастье – у Рудольфа Петровича случился инсульт. Но он не был бы самим собой, если бы уже в январе не вернулся к любимому занятию. На мой вопрос, заданный в телефонном разговоре: «Как себя чувствует Рудольф Петрович?» его супруга Маргарита Николаевна ответила, что он сидит и диктует очередную статью, а она записывает.

Я благодарен судьбе, что мне довелось встретиться на жизненном пути с Рудольфом Петровичем Ушаковым, Учителем не только математики, но и жизни. И я желаю ему крепкого здоровья, бодрости духа и новых творческих удач! И надеюсь, что мы обязательно и не раз встретимся во время моих очередных приездов в Киев – город, который я очень люблю!

А ко мне присоединяются ещё пятеро учеников Рудольфа Петровича. Это три моих одноклассника – Наталья Богословская, Михаил Спивак и Регина Кацман, а также братья Константин и Георгий Гроховские, закончившие школу годом позже, чем мы!

В гостях у любимого учителя 3 мая 2005 года

*   *   *

«В моей жизни математика присутствует постоянно. Математические законы работают во всех областях. И сейчас, вспоминая наши школьные годы, я понимаю, что Рудольф Петрович нас учил в первую очередь не математике, а жизни. Он давал каждому ученику то, что тот способен был взять, и то, что было жизненно необходимо, никогда никого не заставлял. Для меня Рудольф Петрович – не просто учитель, он – отец моей семьи. Он познакомил нас c мужем. И мы всегда об этом помним. Желаю ему здоровья, верю, что он поправится!»

Наталья Богословская (Шарпинская), выпускница 1985 года (г. Киев)

«Рудольф Петрович для меня – это, прежде всего, учитель... юмора. Из школьной программы математики я, к своему стыду, помню только шутки, шуточки, частушки, которые Рудик (а мы его так ведь называли за глаза) пел во время контрольных. Но, странное дело, математику я сдал успешно на вступительных экзаменах и во время сессий в институте. В любом случае относиться с улыбкой к серьезным вещам – наверное, это в нас от Рудольфа Петровича. Дай Бог ему поправиться и долгих лет!»

Михаил Спивак, выпускник 1985 года (г. Киев)

 

«Рудольф Петрович учил нас математике. Однако не все знают о том, как мы смеялись на контрольных его шуткам (пусть кому-то это и покажется странным). Петь так, как Рудольф Петрович пел на контрольных, я, конечно, так и не научилась. Но с песней, шутками, и вдобавок математикой по жизни идти намного легче. И в моей докторской диссертации, и в последующих научных работах в области математической геофизики велика заслуга Рудольфа Петровича. Большое спасибо ему за это!».

Регина Кацман, выпускница 1985 года (г. Хайфа, Израиль)

 

«В жизни, каждого из нас остаются в памяти на долгие годы самые светлые и  запоминающиеся дни нашей юности, дни незабываемой школьной поры. Для меня школьные годы, особенно последние несколько предвыпускных лет, неразрывно связаны с обучением в средней школе № 173 г. Киева. Двадцать лет спустя многое вспоминается как новое откровение, а многие моменты из далекого детства хочется ещё и ещё раз пережить и прочувствовать. Рудольф Петрович Ушаков, наш добрый и отзывчивый учитель математики, для меня останется на всю жизнь идеалом порядочности, интеллигентности и открытой души. Учителем с большой буквы, который старался научить нас самостоятельно находить ответы на самые разные вопросы, решать порой неразрешимые задачи. И, наверное, самое главное – ежедневно научиться доказывать самим себе, что жизнь – это самая универсальная теорема и каждое в ней доказательство является уникальным для каждого из нас. Огромный Вам поклон и благодарность!»

Константин Гроховский, выпускник 1986 года. (г. Даллас США)

 

«Для меня Рудольф Петрович был первым Учителем, который относился к своим ученикам как к взрослым, самостоятельным людям, несмотря на то, что тогда мы были несовершеннолетними и не имели абсолютно никакого жизненного опыта.

Его необыкновенное чувство юмора всегда вселяло оптимизм и уверенность в том, что все проблемы относительны, ведь главное в жизни – позитивно смотреть на всё происходящее, и быть уверенным в том, что жизнь необратимо будет лучше».

Георгий Гроховский, выпускник 1986 года (г. Москва, Россия).

«Украинские вести». Москва, 2006. № 1 (31). 1 февраля / лютого. С. 10

 

Hosted by uCoz