ГЛАВНАЯ
страница

Constitutum
о концепции проекта

personalia
наши ведущие эксперты + наши авторы

natum terra
карта сайта

diegesis
концепции

sociopraxis материалы эмпирических исследований

methodo-logos размышления о методе

oratio obliqua критика, рецензии, комментарии

chora
публицистика, интервью

esse
эссе

sociotoria
форумы

habitus socis информация, аннотации, анонсы

studiosus
в помощь студенту (рефераты, консультации, методические материалы)

alterae terrae альтернативные ресурсы (ссылки)

ГОСТЕВАЯ КНИГА

 

Проект «Киевская Русь-2»:
как Украина и Россия могут объединиться?

Ефременко Д.

Парламентские выборы на Украине показали, что исторический выбор украинского народа еще не сделан. И произойдет это явно не в ближайшем будущем. Причина проста: народ Украины политической нацией все еще не является, а внутренний раскол остается доминантой украинской реальности. Но нельзя сказать, что по сравнению со всеми прежними выборами ничего не изменилось. На политической карте Украины появился Центр, что обеспечило второе место Блоку Юлии Тимошенко. Центр - это исконная Украина плюс Киев, динамично развивающаяся столица среднего европейского государства. Город, где русская культура все еще доминирует, однако здесь же господствует заимствованная в Галиции версия украинской государственной идеи. Нельзя не признать: именно она служит стержнем формирования украинской политической нации. И если галицийской версии украинской государственной идеи так ничего и не будет противопоставлено, то через одно-два поколения Украина превратится в чужую для нас страну. К сожалению, проекты федерализации Украины, сближения с Россией на полновесную альтернативу антимоскальской «незалежности» никак не тянут.

Таким образом, вопрос вопросов состоит в выработке радикальной и желанной для большинства альтернативы нынешней украинской государственной идее. Это может быть только совместный, стратегически ориентированный проект народов России и Украины. Конструкция, о которой пойдет речь, столь же нереалистична, сколь далекой от реальности была идея независимости Украины двадцать лет назад и перспектива ее членства в НАТО - пятнадцать лет назад. Просто попробуем помечтать.

Я предлагаю проект воссоединения, идеологической и практической основой которого станет признание факта происхождения современных государств России и Украины из единого источника - Киевской Руси. Иначе говоря, проект состоит в создании единого федеративного государства России и Украины со столицей в Киеве. 
 
Попробуем представить себе основные параметры государства, которое условно можно назвать «Киевская Русь-2». 
 
1. Единство и неделимость. Граждане России и Украины, принимая на референдуме решение о воссоздании объединенного государства, должны учесть ошибки прошлого. Если воссоединяться, то уже навечно, без какой-либо юридической основы для сепаратизма. Между региональными властями и властью федеральной, которой полностью передадут свои суверенитет и полномочия высшие органы власти нынешних России и Украины, не должно сохраняться никаких средостений и промежуточных институтов. 
 
2. Федерализм. Создается единая федеральная структура, в которую входят субъекты Российской Федерации, области Украины и Республика Крым. Прямое представительство интересов регионов осуществляет верхняя палата парламента, полномочия которой должны быть расширены. 
 
3. Президентско-парламентское правление. Конечно, оно должно существенно отличаться от той паралитической системы, которая устанавливается сейчас на Украине. С другой стороны, нужно стремиться к большей гибкости по сравнению с нынешней российской «вертикалью власти». Скорее всего, нижняя палата парламента получит больше полномочий в определении состава и курса правительства, тогда как президент мог бы более явным образом участвовать в партийной жизни и формировании парламентского большинства. Если говорить о формировании первого состава высших органов власти в объединенном государстве, это должен быть тандем ведущего политика России и одного из украинских политических лидеров, претендующих на посты президента и главы правительства. Плюс соревнование нескольких российско-украинских партийных коалиций на первых парламентских выборах. 
 
4. Децентрализация. Создание «Киевской Руси-2» было бы хорошей возможностью для территориального распределения высших органов власти. Киев обретает столичный статус, но ряд высших органов власти и федеральных ведомств будут находиться в других городах страны. Москва остается крупнейшим экономическим центром, и это вполне может быть подкреплено сохранением здесь прописки Центрального банка и штаб-квартир крупнейших энергетических корпораций. Санкт-Петербург, как это и планируется, примет Конституционный суд. Отдельные федеральные министерства и ведомства могли бы переехать в такие города, как Новосибирск, Харьков, Екатеринбург, Одесса, Казань, Севастополь и т. д. 
 
5. Статус государственных получают русский и украинский языки. Было бы целесообразно сохранить почетный статус нынешних государственных символов России и Украины даже после утверждения символики объединенного государства. 
 
6. Международные обязательства. «Киевская Русь-2» становится естественным правопреемником международных обязательств России и Украины. В ООН, как это и было при основании данной организации, за объединенным государством сохраняются два места, включая место постоянного члена Совета Безопасности. 
 
7. Отношения собственности. Все итоги приватизации и распределения собственности в России и на Украине, начиная с 1992 года, подтверждаются и получают всю полноту гарантий со стороны объединенного государства. 
 
8. Цена вопроса. Понятно, что это многие миллиарды. Огромные расходы возникнут в связи с выравниванием экономических условий для населения. Но эта цена, которую необходимо заплатить подобно тому, как это делает Германия, потратившая уже не одну сотню миллиардов евро ради воссоединения Востока и Запада страны. Да и кто сейчас осмелится утверждать, что у России таких денег нет? 
 
Что означает создание «Киевской Руси-2» для нынешней Украины? «Киевская Русь-2» - это не отрицание исторических достижений периода независимости Украины, а их признание и высокая оценка. Те, кто на выборах 26 марта претендовал на пост главы украинского правительства, смогут претендовать на такой же пост в федерации. По крайней мере, это касается Виктора Януковича и Юлии Тимошенко.

Несомненно, выиграет украинская бюрократия нижнего и среднего уровня, поскольку окажется в центре нового государства. Выиграет и молодежь: для нее кардинально расширятся масштабы и перспективы карьерного роста. Опасения могут возникнуть у крупного украинского бизнеса, который не будет уверен в возможности успешно конкурировать с российским. Но, помимо гарантий прав собственности, украинским олигархам на некоторое время имеет смысл предоставить определенные преференции. 
Проиграют президент Ющенко и его окружение, включая верхушку силовых структур, слишком связавших себя антироссийским и пронатовским курсом. Не имея никаких шансов в объединенной стране, они будут делать все, чтобы воспрепятствовать даже общественному обсуждению идеи «Киевской Руси-2». Поддержка из Вашингтона и Брюсселя им будет обеспечена. 
Проиграют и галичане. Из творцов идеологии «незалежности» они вернутся к той роли радетелей «узкого» украинства, которую они играли еще в составе Австро-Венгерской монархии.

Вполне вероятно, что «Киевской Руси-2» не суждено осуществиться. Но обсуждения эта идея достойна не в меньшей степени, чем вступление Украины в НАТО и присоединение к Евросоюзу. Почему бы не сопоставить два варианта: превращение Украины в один из инструментов чужой геополитической игры и возможность стать государством, способным вести собственную игру в XXI веке? Если народ Украины, получив возможность сделать реальный стратегический выбор, примет осознанное решение не в пользу России, с этим надо будет смириться и пойти разными путями. Но народ Украины должен реализовать свое право сделать такой выбор.

Безусловно, проект «Киевская Русь-2» столкнется с сильным сопротивлением в России, причем со стороны и ультралибералов, и ультранационалистов. Вряд ли российская политическая элита сегодня готова обсуждать стратегию государственного развития. 
Судя по всему, усилия по втягиванию Украины в НАТО не только не прекратятся, но еще больше активизируются. Значит, дальнейшее обострение российско-украинских отношений становится почти неизбежным. Поэтому необходимо сформулировать внятную альтернативу конфронтации между Москвой и Киевом. Такая альтернатива может найти немало сторонников в украинском обществе, поскольку станет ясно, что нынешняя система правления и соперничество основных политических сил заводят Украину в тупик. 

 

Hosted by uCoz