ГЛАВНАЯ
страница

Constitutum
о концепции проекта

personalia
наши ведущие эксперты + наши авторы

natum terra
карта сайта

diegesis
концепции

sociopraxis материалы эмпирических исследований

methodo-logos размышления о методе

oratio obliqua критика, рецензии, комментарии

chora
публицистика, интервью

esse
эссе

sociotoria
форумы

habitus socis информация, аннотации, анонсы

studiosus
в помощь студенту (рефераты, консультации, методические материалы)

alterae terrae альтернативные ресурсы (ссылки)

ГОСТЕВАЯ КНИГА

 

Россия и ЕС: неизбежное притяжение

Коробейников Р.

В первых числах ноября Представительство Еврокомиссии в России организовало поездку группы журналистов региональных средств массовой информации в Гаагу, где должен был проходить саммит ЕС—Россия. Кроме участия в крупнейшем мероприятии, которое должно определить тактику и стратегию дальнейших отношений между Россией и Европейским союзом (ЕС), в программу входило посещение Еврокомиссии и Совета министров Евросоюза в Брюсселе, а также встречи с чиновниками отдела информации и коммуникаций Европейской комиссии. Среди журналистов, отправившихся за рубеж по приглашению Евросоюза, был и корреспондент «Белгородской правды».

О том, что саммит ЕС—Россия перенесен на более поздний срок, мы узнали лишь в самолете, на пути в Брюссель. Спровоцировал перенос саммита скандал, связанный с перевыборами европейских комиссаров. Самым ярким персонажем в этой истории оказался итальянец Рокко Буттильоне, предложенный правительством Италии на пост комиссара по вопросам юстиции, свободы и безопасности. Рьяный католик Буттильоне категорично заявил, что гомосексуализм — это грех. Европарламент, утверждающий комиссаров, был шокирован столь недемократичным высказыванием итальянского кандидата и отказал ему в доверии. В свою очередь премьер Италии Сильвио Берлускони не стал заменять своего назначенца, в результате чего было поставлено под угрозу своевременное формирование нового состава Еврокомиссии. Пока старый состав продолжит выполнять свои обязанности, но Россия хотела бы встречаться в Гааге с новым председателем Еврокомиссии, а не с чиновниками, которые через пару недель оставят свои посты в Евросоюзе. ЕС встретил с пониманием такую позицию России, хотя в прессе активно муссировались слухи, что подобный демарш Москвы имеет своей целью сделать Евросоюз более податливым при переговорах по некоторым экономическим вопросам.

Тем не менее запланированные для российских журналистов семинары и встречи в Брюсселе состоялись. А посещение Нидерландов стало очередным этапом культурной программы поездки. Но обо всем по порядку.

Аршином общим не измерить!

Объединенная Европа — наш важнейший торговый партнер, на нее приходится более половины российского импорта и экспорта. Уже сейчас 53% экспорта российской нефти и 62% экспорта природного газа предназначаются для стран Евросоюза. Но не только экономика толкает нас навстречу друг другу. Как известно, 20% мировых запасов воды и 22% леса находятся в России. А поскольку все мы живем на одном материке, то Европе хотелось бы сохранить российские природные богатства. В ЕС знают, что во многих российских городах системы водоснабжения крайне ненадежны. Треть отечественных водопроводных и 17% канализационных труб нуждаются в срочной замене. Общий объем отходов превышает мощность канализационных труб на 60%.

Россия даже для объединенной Европы — огромная страна, где некоторые области превосходят по размерам страны, входящие в Евросоюз. Ведь и самые маленькие регионы нашей страны могут соперничать с ними по территории. Например, Белгородская область с площадью чуть более 27 тысяч кв. километров сопоставима с Бельгией, расположенной на 30,5 тысячи кв. километров.

Поэтому интерес Евросоюза к российской региональной прессе отнюдь не случаен. Конечно, в первую очередь, он связан с тем, что в большинстве своем центральные СМИ освещают отношения между нашей страной и ЕС несколько однобоко и пристрастно. И Европейский союз стремится выправить свой имидж в глазах жителей регионов России.

Во-вторых, как показала практика, многие отечественные журналисты не пишут о взаимоотношениях ЕС — Россия только лишь потому, что не могут понять, как институты Евросоюза взаимодействуют между собой и что из себя эта организация вообще представляет. А если и пишут, то не до конца понимая суть происходящих процессов. В связи с этим вполне логичными выглядят усилия Европейского союза по «обучению» российских журналистов нюансам международной политики.

В-третьих, при вступлении нашей страны в ВТО российский рынок должен стать лакомым куском для зарубежных инвесторов, поэтому руководство Евросоюза, отличающееся беспримерной дальновидностью, стремится завоевать доверие на российских рынках еще до того, как начнется настоящая грызня капиталистов США и коммунистов Китая за место под нашим солнцем. Без хорошего имиджа в глазах населения интеграция в экономическое пространство России для европейских бизнесменов будет непростой.

Не будем до конца циничными и не упустим из виду того, что Европа хочет с нами дружить. Вообще-то Европа хочет дружить со всеми, с кем только можно договориться, но Россия стоит особо в ряду государств-партнеров. Когда ЕС начал внедрять программу «Новое добрососедство», предусматривающую более тесное сотрудничество со своими странами-соседями, наша страна отказалась быть таким «новым соседом» и потребовала для себя особого режима сотрудничества. В этом отношении любопытно высказывание о программе руководителя департамента по вопросам развития отношений с ЕС Администрации Президента России Сергея Ястржембского, опубликованное в ноябрьском номере журнала «Европа»: «В России это считают механистическим подходом, попыткой разместить в одном вагоне пассажиров разных классов. Но ведь у ЕС с Россией — тесные взаимосвязи во многих важных областях, по сути, только с ней планируется создать четыре общих пространства. Мы сочли, что попытка включить РФ в число «новых соседей» нивелирует, принижает эти отношения, и не согласились с этим».

Что же не устроило Россию? Все очень просто. Страны объединенной Европы, добившись стабильности внутри ЕС, хотели бы видеть стабильную экономику и по соседству. Ведь помимо интенсивной нелегальной миграции, существуют терроризм и экологические катастрофы, для которых государственные границы не являются препятствием.

Соседним странам с неустойчивым демократическим режимом ЕС всячески помогал в формировании государственных институтов, а чтобы эти государства были покладистее, в качестве итога реформ предлагалось членство в Евросоюзе. Но, расширившись до 25 стран, ЕС решил снизить темпы расширения. Ведь во всех десяти странах, недавно пополнивших ряды Евросоюза, уровень демократии в той или иной степени не соответствует нормативам ЕС.

«Новое добрососедство» — это теплые отношения без перспективы вступления в Евросоюз. То есть ЕС не обещает вступления, но и не отвергает такой возможности. Россия же никогда и не стремилась стать частью Евросоюза, поэтому распространение политики «Новое добрососедство» на нашу страну выглядело бы, мягко говоря, необоснованным.

В итоге все согласились с тем, что Россия для ЕС — «особый» партнер и отношения будут строиться по нестандартной модели.

Политкорректность — норма жизни

Нужно отметить, что чиновники Евросоюза, выступавшие перед российскими журналистами, произвели впечатление весьма компетентных в своей области специалистов. Начинать разговор они предпочитали с фразы: «Я буду с вами предельно откровенным, если вы не будете на меня ссылаться в своих публикациях». Подобная позиция мотивирована отнюдь не страхом за свое кресло, что характерно для многих отечественных чиновников, а строгим разграничением полномочий: для общения с прессой существует специальный отдел, который и выдает официальные комментарии.

Несмотря на условия анонимности, все эксперты продолжали разговор прелюдией о том, как важна для Евросоюза Россия, как много у нас общих целей и задач, о культурной интеграции и все в том же духе — максимально политкорректно. Вообще осторожность в высказываниях — характерная черта европейцев. Девиз Евросоюза в вопросах внешней политики можно сформулировать следующим образом: «Всегда можно договориться мирно». А раскол, произошедший в рядах стран — членов ЕС перед вторжением в Ирак, по признанию одного из чиновников Еврокомиссии, связан с действиями США, чья политика сводится к древней формуле: «Разделяй и властвуй». Однако ЕС сделал выводы и вряд ли в дальнейшем позволит Штатам так просто вести закулисные интриги в своем лагере.

Для Евросоюза главным критерием оценки государства служит уровень демократии плюс верховенство Закона. Эти две составляющие цивилизованного общества в Евразии встречаются не так часто, как хотелось бы. Тем не менее обо всех странах говорилось крайне уважительно, даже о Белоруссии, где, по мнению европейцев, диктатор Лукашенко упорно душит свободу слова и нарушает права человека. «В Белоруссии мы пока не находим отклика на свои попытки принести демократию в этот регион, и связано это в первую очередь с правящим режимом», — жаловались чиновники.

Законопослушным европейцам трудно понять, как незыблемый Закон можно обойти с помощью всенародного голосования. Ведь даже народ обязан принимать решения на основании существующего законодательства.

Увы, этот принцип хорошо применим в сформировавшемся гражданском обществе, а в Белоруссии равно, как и в России, Украине и прочих бывших советских республиках, таковое пока не сформировалось. Поэтому то, что мы называем властью народа, на самом деле есть власть толпы. Справедливое правление возможно лишь тогда, когда население становится ответственным за принимаемые им решения. В России же — сначала выбираем, потом ругаемся, не зная, как избавиться оттого, что сами себе выбрали.

Поэтому верховенство Закона должно быть главным принципом построения демократического общества. Именно оно защищает страну от авторитаризма и тоталитарного режима.

История доказала, что войну развязывают, как правило, государственные лидеры, пользующиеся неограниченным влиянием в своей стране. Никто в Европе не хочет жить рядом с тоталитарным режимом, который в любой момент может спровоцировать военный конфликт в приграничных районах.

Вообще-то и сам ЕС был создан в первую очередь для предотвращения войны. Экономики европейских государств стали настолько взаимосвязанными, что война была бы губительной в первую очередь для страны, ее развязавшей. С образованием Европейского союза, например, постоянно воевавшие между собой Франция и Германия пришли к взаимопониманию и убедились, что политика разумного компромисса более успешна, чем самые справедливые военные действия, а обтекаемые фразы дипломатов в любом случае звучат лучше, чем конкретные и однозначные «слова» артиллерийских орудий. Теперь ЕС пытается культивировать эту политику в других странах, особенно соседствующих с ним. Мало стабильности в самих странах Евросоюза, нужна стабильность и по соседству.

Не делись проблемою своей, а не то она к тебе ещё вернётся...

Благополучная объединенная Европа внезапно столкнулась с тем, что все меньше ее граждан хотят работать дворниками, таксистами, официантами и поварами. Низкоквалифицированный труд требовал работников без амбиций, а таковых становилось все меньше и меньше. К тому же население старело из-за снижения рождаемости (заметим, к слову, что у нас население попросту вымирает).

В общем, приток эмигрантов до поры до времени приветствовался. Но чем больше прибывало мигрантов, тем острее становились социальные проблемы, от которых уже вроде бы удалось избавиться. Уровень безработицы и преступности с каждым годом все труднее удерживать в пределах привычных статистических цифр. Даже строгий визовый режим не позволил смягчить проблему. Нам трудно понять логику, которой руководствуется Евросоюз, когда говорит: «Пусть им будет хорошо, тогда нам будет спокойно». Снизить миграцию может только экономический рост в государствах-соседях. Россия, между прочим, в этом

вопросе на первом месте: Москва, к примеру, лидирует среди мест, откуда нелегалы начинают свой путь в страны Северной Европы.

ЕС сейчас переживает не самые простые времена. Снижается политическая активность граждан на выборах в институты Евросоюза: в июне 2004 года на избирательные участки по выборам в Европарламент пришло 46% избирателей в странах ЕС. А всего лишь 20 лет назад количество избирателей, являвшихся на участки, достигало 70%. Чтобы эту ситуацию исправить, текст новой Конституции, которую надеются принять в Евросоюзе в течение ближайших двух лет, максимально адаптирован для понимания простыми гражданами.

Но внутренние проблемы выглядят мелко по сравнению с внешними угрозами. Нелегальная миграция, нарушение экосистем, терроризм, контрабанда и морское пиратство — вот далеко не полный список этих угроз. К чести Евросоюза нужно отметить, что он не старается переложить их с больной головы на здоровую, выражает готовность всячески сотрудничать со всеми заинтересованными сторонами в разрешении глобальных проблем.

Мы выражаем недоумение позицией ЕС по Чечне, а она обусловлена двумя факторами. Во-первых, это результат действия принципа «Всегда можно договориться мирно», а во-вторых, нежелание иметь еще один очаг нестабильности неподалеку от своих границ. И упорное нежелание признать, что в Чеченской республике Россия воюет с международным терроризмом, происходит оттого, что терроризм в нашей стране и Европе трактуют неодинаково.

— Мы намерены более тесно сотрудничать с Россией в вопросе борьбы с терроризмом и искать приемлемую трактовку термина «терроризм». Это поможет пресечь деятельность террористических организаций, руководящих работой боевиков за пределами вашей страны, ведь есть факты, когда люди, считающиеся в России террористами, получали политическое убежище в европейских странах, — говорят чиновники Еврокомиссии.

Европа готова помочь нам в решении самых насущных проблем, например, в борьбе с коррупцией и отмыванием денег, выражает готовность финансировать экологические программы. Западных экономистов шокирует тот факт, что наши нефтедобывающие компании проливают 20 млн. тонн нефти каждый год — 5% от общей добычи! Как можно жаловаться на недостаток средств и при этом быть такими расточительными? Но, конечно, больше всего их заботит не столько наше барство, а то, что эта нефть загрязняет окружающую среду.

По расчетам западных экспертов, можно уменьшить неэкономное использование энергии на количество, равное объему производимого Россией природного газа. Отсюда двойная польза: существенно снижается количество вредных выбросов и высвобождаются огромные дополнительные средства, которых нам так не хватает.

На одном только экономном использовании наших ресурсов можно заставить ВВП расти теми самыми «амбициозными» темпами, о которых говорил Президент России.

* * *

Европейские страны после объединения в ЕС стали на мировом пространстве играть одну из ведущих ролей, чего в одиночку им было бы трудно достичь. О дальнейшем расширении Европейского союза чиновники Еврокомиссии говорят с осторожностью. С одной стороны, нет четко обозначенных границ Европы, поэтому и для Турции дорога в ЕС не закрыта. Но чем больше государств в Евросоюзе, тем сложнее им между собой договориться. Ведь демократия по-европейски — это когда власть большинства действует с учетом интересов меньшинства, опираясь на Его Величество Закон.

Поэтому темпы расширения будут снижены, а государств-кандидатов пока просили «не занимать очередь»: количество мест ограничено.

Россию же Евросоюз хочет видеть надежным партнером со стабильной процветающей экономикой. И здесь нет подвоха, ведь для прагматичных европейцев богатый друг — лучше бедных двух. Нам жить на одном континенте, и лучше — жить мирно.

 

Hosted by uCoz